Понятие "Правительство" используется в России в трех значениях:
1. Кабинет министров. Коллегиальный орган в составе около 30 человек, проводящий регулярные заседания и принимающий коллективные решения. Именно в этом смысле термин "Правительство" употреблен в Конституции;
2. Белый Дом. Службы, расположенные в Доме Правительства - Премьер-министр и его заместители со своими секретариатами; Аппарат Правительства; правительственные комиссии и советы;
3. Система исполнительной власти. Вся совокупность правительственных и исполнительных органов: органы при Правительстве (инспекции, центры, управления и др.); организации при Правительстве (институт, академии, информационное агентство); федеральные органы исполнительной власти (22 министерства, около 40 государственных комитетов и федеральных служб); а также представительства некоторых министерств и служб в субъектах Федерации.
Регулярной отставке и переформированию подвергается после каждых президентских выборов только правительство в первом смысле (министры). Назначение и отставка руководителей других федеральных органов исполнительной власти (госкомитетов, федеральных служб - кроме "силовых") теперь производятся решениями самого Правительства (до августа 1996 это делалось указами Президента) и не увязываются с какими-либо сроками (некоторые руководители служб не переназначались с 1991 года). Назначение сотрудников Аппарата Правительства - внутреннее дело Правительства.
После первых альтернативных выборов российский парламент возглавил 29 мая 1990 года Б.Н.Ельцин. Председателем Совета Министров по его предложению 15 июня 1990 назначен И.С.Силаев, возглавивший первое Правительство суверенной России.
10 июля 1991 Ельцин вступил в должность Президента и снова назначил Председателем Совета Министров И.С.Силаева. В августе 1991 Силаев возглавил временное правительство СССР и 26 сентября 1991 под давлением нескольких министров ушел в отставку с должности главы российского правительства, во главе которого остался первый вице-премьер О.И.Лобов.
6 ноября 1991 Ельцин сформировал третье Правительство, известное как "Правительство реформ", под своим непосредственным руководством. Первым заместителем Председателя Правительства, исполняющим часть премьерских обязанностей, был назначен Г.Э.Бурбулис. После отставки Бурбулиса 3 апреля 1992 первым лицом в Правительстве стал Е.Т.Гайдар, занимавший со 2 марта 1992 должность второго первого вице-премьера. 15 июня 1992 Гайдар официально назначен исполняющим обязанности Председателя Правительства.
10 декабря 1992 Съезд народных депутатов отказался утвердить Гайдара Председателем Совета Министров и 14 декабря по предложению Ельцина утвердил в этой должности В.С.Черномырдина. После принятия новой Конституции в декабре 1993 Совет Министров был официально переименован в Правительство РФ и несколько реорганизован.
Пятое Правительство - снова под руководством Черномырдина - сформировано в августе 1996 года после очередных президентских выборов. В марте 1997 года состав Правительства существенно обновлен (на смену первым вице-премьерам Большакову, Илюшину и Потанину пришли Чубайс и Немцов, именуемые также "молодыми реформаторами").
Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Если Дума трижды отклоняет предложенные Президентом кандидатуры - Президент назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы.
Члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Таким образом, срок полномочий сформированного в августе 1996 второго Правительства Черномырдина должен закончиться после президентских выборов 9 июля 2000 года.
Президент может отправить Правительство в отставку по собственной инициативе, по инициативе самого Правительства, или по инициативе Государственной Думы. Решение об отставке Правительства во всех случаях принимается Президентом. В случае двухкратного вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент обязан либо отправить Правительство в отставку, либо распустить Государственную Думу.
Правительство РФ по Конституции состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Существовала также категория должностей, "приравненных по статусу к федеральному министру" (в том числе директор ФСБ и председатель Госкомимущества, входящие в Президиум Правительства), статус которых не получил однозначного истолкования ни в законах, ни в указах. Во всяком случае, при отставке Правительства они не считаются отставленными и не назначаются заново. Указом N1176 от 14 августа 1996 Президент Ельцин постановил, что такое "приравнивание" отныне не допускается.
Количество первых заместителей и заместителей Председателя Правительства действующими законами не установлено и определяется Президентом. Их численность может быть в любой момент изменена указом Президента. В последние полгода существования прежнего Правительства в нем было 2 первых заместителя и 7 заместителей Председателя. В августе 1996 их
стало 3 и 8, в марте 1997 - 2 и 6.
Распределение обязанностей между вице-премьерами производится решением Председателя Правительства, которое официальным документом не является и обычно не публикуется. Президент лично курирует министерства, которые "подведомственны ему по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ". Истолкование того, какие именно министерства ему подведомственны, берет на себя сам Президент, и в настоящее время таковыми считаются МИД, МВД, Минобороны, а с декабря 1997 - и Минюст.
К моменту отставки прежнего Правительства в августе 1996 нем было 26 должностей министров (главы 25 министерств и Министр - Руководитель Аппарата). С августа 1996 в Правительстве было 24 министерства и столько же министров, с марта 1997 - 21 министерство и 23 министра, к началу 1998 - 22 министерства и 25 министров.
Министерства создаются и упраздняются указами Президента. По мнению депутатов Думы, список министерств и ведомств может быть закреплен в федеральном законе. Президентская сторона считает такую регламентацию посягательством на полномочия Президента и в ходе текущего пересмотра законодательства настаивает на искоренении из законов конкретных наименований федеральных органов исполнительной власти, сохранившихся там, в основном, из периода 1990-1993 годов. Для разрешения этого спора Дума внесла в Конституционный Суд запрос о толковании конституционных понятий "система" и "структура федеральных органов исполнительной власти". До настоящего момента законами напрямую предусмотрено существование нескольких министерств (в том числе внутренних дел, обороны, иностранных дел, юстиции, а также не существующих уже Министерства безопасности и Министерства печати и информации). Кроме того, несмотря на сопротивление президентской стороны, принят (с преодолением вето) Федеральный закон о бюджетной классификации, содержащий исчерпывающий список федеральных ведомств. Президент при реорганизации министерств не считает себя связанным этим законом.
11 сентября 1996 пресс-служба Правительства обнародовала новый график его заседаний. Заседания Правительства проводятся раз в месяц, дважды в месяц заседает Президиум Правительства. До этого Правительство заседало вдвое чаще.
Постановления и распоряжения Правительства вступают в силу после официального опубликования в еженедельном бюллетене "Собрание законодательства РФ" или в "Российской газете".
В "Собрании законодательства" постановления публикуются полностью. В "Российской газете" публикуются не все постановления, многие из них публикуются без приложений.
Нормативные акты министерств, других федеральных ведомств и Центробанка до недавнего времени публиковались в газете Администрации Президента "Российские вести", а теперь большинство из них перенесены в малотиражное и дорогостоящее приложение к этой газете под названием "Курьер".
По Российскому телевидению (II программа) выходит еженедельная официальная передача о работе правительства, которая с апреля 1997 именуется "Пульс" и транслируется по Воскресеньям в 14.30 (повтор - по Вторникам или Средам).
Link: NUPI: Office of the Government