--->
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ |
Парламентские партии, движения, объединения |
Небывалый и опаснейший кризис российских Вооруженных Сил и военно-промышленного комплекса (ВПК) вызван тремя основными причинами:
Ошибки экономической реформы, подорвавшие все бюджетные сферы, включая самую большую из них - военную,
Импульсивный и непродуманный роспуск СССР, поставивший в самое трудное положение наиболее интегрированный и всеобъемлющий компонент союзного государства - армию и оборонную промышленность,
Отсутствие сколько-нибудь серьезной программы военной реформы и частичной конверсии "оборонки" в 1992-1995 годах.
В результате армия и ВПК оказались брошенными на произвол судьбы, утратили военно-политические ориентиры в отношении конкретных угроз безопасности страны. Армию стали все более активно втягивать в политику. Бюджетное финансирование сократилось и стало носить непредсказуемый характер.
Демографические ограничения в России, в сочетании с массовым уклонением от призыва (как следствие крайне плохих материальных и моральных условий службы в армии) подрывают боеспособность ВС (некомплект рядового состава достигает 50 %, а в некоторых частях до 60 %), делают армию небоеспособной.
Исправить положение в армии и ВПК невозможно без изменения экономической и бюджетной политики и полного пересмотра курса реформ. Но еще до того, как это будет сделано, можно предложить ряд экстренных частичных мер для уменьшения остроты кризиса:
Военный бюджет должен обеспечивать разумные потребности внешней безопасности государства, а также сохранения и конверсии научно-технического потенциала, сконцентрированного в ВПК в силу исторических обстоятельств. Это должно достигаться, главным образом, за счет внутреннего перераспределения ассигнований по статьям самого военного бюджета. В бюджетах 1994 и 1995 годов фракция "яблоко" инициировала некоторое увеличение военных расходов соответственно на 5 и 3 триллиона рублей, одновременно предусмотрев их рационализацию по статьям.
Временно сосредоточить все капитальное строительство на жилье и складах вооружений и военной техники, остающихся после сокращения личного состава, отвода войск из-за рубежа и расформирования частей и соединений.
Сэкономленные средства и дополнительные ассигнования использовать для поддержания ВПК и научно-технического развития, увеличив статьи по закупкам оружия, техники и опытно-конструкторских разработок в 1,5 и 2 раза соответственно (что тоже было в определенной мере сделано "яблоком" в бюджетах 1994-1995 годов).
В сфере ВПК и НИОКР сосредоточить ресурсы на самых передовых, высокотехнологичных производствах, составляющих основу современного военного потенциала и невосполнимых в течение многих десятилетий: ракетная и космическая техника, ядерные вооружения, авиастроение, радиоэлектроника, системы управления и связи, отдельные экспортные предприятия. Провести санацию, закрытие и консервацию, а по возможности конверсию большей части остальных производств и предприятий, обеспечить создание рабочих мест. Определение военных потребностей и четких стратегических приоритетов ВС намного облегчит задачу определения и спасения действительно нужных стране элементов ВПК, выдачи контрактов на производство нужных объемов ВВТ и осуществления ОКР.
Для решения проблемы некомплекта нужно принять следующие меры:
Сокращать численность ВС не за счет людей, а путем сокращения штатного расписания и лишних должностей, реорганизации структуры ВС, уменьшения числа ведомств, объединений и соединений. Тогда станет возможным сосредоточение финансирования на бесперебойной выплате денежного довольствия офицерскому составу, улучшении обеспечения рядового состава, выплате военных пенсий.
Необходимо продолжить в 1996-1997 годах дальнейшее сокращение численности ВС до уровня в 1-1,2 млн чел. Причем это сокращение должно происходить преимущественно за счет рядового состава и сокращения призыва, сохраняя в рядах ВС офицеров и младший командный состав, расширяя контингент контрактников и гражданского персонала (где не требуется военный). На переходный период можно иметь небольшое число полностью укомплектованных офицерским и рядовым составом соединений, а в остальном скадрованные части и базы хранения военной техники, обеспечивая минимальным призывом охрану объектов, складов и простые вспомогательные работы.
Постепенно набор по контракту, стимулированию которого должно соответствовать финансирование по защищенной статье, будет восполнять контрактниками вакансии в скадрованных соединениях, избыток старших офицеров будет уходить, а подготовка младших офицеров должна уже ориентироваться только на новую структуру и численность ВС.
Сокращение ВС должно происходить не механически, а наряду с совершенствованием их структуры и реорганизацией армии и флота в соответствии с приоритетами военных потребностей по времени и географическим параметрам.
Большое косвенное бремя для ВС - это наличие еще 15 федеральных структур, претендующих на призывной контингент, лучше ВС обеспеченных деньгами и имеющий личный состав численностью около 1 млн чел. Исходя из интересов защиты отечества, нужно обеспечить призывом прежде всего ВС и погранвойска, а потом уже другие структуры по остаточному принципу. Нехватку они должны восполнять приемом по контракту или переходом на найм гражданских лиц из средств помимо бюджета МО.