--->
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ |
Парламентские партии, движения, объединения |
В обозримой перспективе не просматривается угрозы широкомасштабного нападения на Россию со стороны ее основных противников времен "холодной войны": США, их европейских союзников, Японии. В крайне нежелательном случае обострения напряженности в отношениях России со странами Запада (наступления "холодного мира") в качестве гарантии безопасности и для обеспечения равноправных стратегических отношений (в т.ч. в сфере ограничения вооружений) - вполне достаточно поддержания надежного ядерного сдерживания с помощью стратегических ядерных сил (СЯС). В ближайшие 10-15 лет это вполне по силам России даже в условиях экономического кризиса (общие расходы на СЯС не превышают сейчас 20 % военного бюджета, а на развитие приоритетных программ вооружений ракетных войск стратегического назначения - 5 %).
Достаточность СЯС РФ определяется поддержанием примерного паритета с США по общей численности боеголовок, который предполагается договорами СНВ-1 и СНВ-2, при одновременном сохранении 3-4-кратного превосходства над любой из третьих ядерных держав. России необходимо развитие таких структуры и состава российских стратегических сил, которые не копировали бы чужую модель, обеспечивали бы с наименьшими затратами наиболее живучий и надежно управляемый потенциал военно-политического сдерживания в отношении любого государства - обладателя ядерного оружия. Этот потенциал должен основывать способность нанесения заданного уровня ущерба в ответном ударе любому потенциальному ядерному агрессору и при любых условиях развязывания войны. Он должен основываться на оптимальном сочетании и взаимодействии ракетных сил наземного и морского базирования, объединенных интегрированной, живучей и полностью застрахованной от срывов системой предупреждения и боевого управления.
По обычным вооруженным силам и вооружениям для России нет ни смысла, ни возможности стремиться к паритету с НАТО, из-за ее огромного превосходства в экономическом потенциале и людских ресурсах, технологических и геостратегических преимуществ (передовые базы и пр.), как и благодаря высочайшей восприимчивости Запада к ядерному сдерживанию.
В отношении других государств - возможных противников и иных масштабов вооруженных конфликтов российские ВС общего назначения в ближнесрочной перспективе (2-3 года) вполне могут ограничиться на южном направлении, в среднесрочной перспективе (5-10 лет) - в региональных конфликтах тоже на юге и в долгосрочной перспективе (15-20 лет) - к региональным конфликтам на юге или (и) на востоке.
Эта оценка исходит из сценария нераспространения НАТО на восток и может быть пересмотрена, если положение изменится. Поскольку речь идет не о внезапном возникновении угрозы военной агрессии с западного направления, а о постепенном наращивании военнополитического давления - для перестройки стратегического планирования и передислокации войск у России будет достаточно времени. Оно может происходить поэтапно в соответствии с этапами нарастания напряженности и должно оставаться обратимым в зависимости от политики западных соседей.
Таким образом, неспровоцированные крупные военные угрозы могут возникнуть лишь через 10-15 лет, что предоставляет России "окно безопасности" для проведения серьезной экономической реформы, военной реформы и оптимальной конверсии. В промежуточный период можно ограничиться небольшим составом полностью боеготовых вооруженных сил общего назначения, более крупным резервом скадрованных соединений и мощным прикрытием в виде ядерного сдерживания.
Регулярные российские ВС не будут применяться в боевых действиях против других республик бывшего СССР, где отсутствуют сколько-нибудь боеспособные армии. Исключением может быть лишь тот случай, если эти страны станут членами враждебных России союзов, позволят разместить на своей территории зарубежные вооруженные силы, и с этих плацдармов будет предпринято неспровоцированное нападение на российскую территорию, граждан, имущество, или объекты ВС. С другой стороны, российские ВС могут применяться для защиты других стран - членов коллективной безопасности СНГ от вооруженного нападения извне по их просьбе. В этих случаях российские силы будут в основном поддерживать местные войска с воздуха и с моря, предоставлять оружие и тыловое обеспечение - и лишь в крайнем случае сами примут участие в наземных боевых действиях, если этого потребуют действительные интересы безопасности России и наличие агрессии извне, а не мнимые цели поддержки непопулярных местных режимов.
В среднесрочной перспективе с востока может возникнуть более серьезная угроза российским союзникам, важным для России нейтральным странам, а в долгосрочном плане - и территории самой России (Забайкалье и Приморье). Этот сценарий требует подготовки к проведению крупной трансрегиональной операции. Не чеченская акция, а операция "Буря в пустыне" 1991 г. должна служить моделью подготовки, оснащения и обеспечения российских ВС на перспективу. К тому же потребуется заблаговременное развертывание на восточных границах РФ передовой оборонительной группировки и обеспечение возможности ее усиления в течение нескольких месяцев с использованием большей части остальных сил общего назначения. Ограниченная группировка оперативно-тактических ядерных средств должна прикрывать эти силы и обеспечивать ядерное сдерживание широкомасштабного неядерного нападения на РФ.
В отличие от защиты союзников от нападения извне, участие российских ВС в миротворческих операциях в пределах СНГ (в конфликтах между странами СНГ или внутри них) должно происходить в составе многосторонних контингентов и желательно под эгидой ООН или ОБСЕ, и оплачиваться не из российского военного бюджета. Тем более это относится к операциям в "дальнем зарубежье".