--->

(by TRANSLATE.RU)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ
Парламентские партии, движения, объединения

Поиск по справочнику

Внешнеполитический механизм

Для исправления кризисного положения в сфере безопасности, как и во всей внешней политике России в целом, самым настоятельным требованием момента являются реализм, целеустремленность и предсказуемость. Поэтому жизненно важным интересом России (и не только во внешней политике) является налаживание четкого механизма разработки и осуществления внешнеполитических мероприятий.

Большая политика делается не только и не столько тогда, когда на высоких международных форумах произносятся речи и подписываются декларации - а в еще большей мере до и после этого торжественного момента: когда мероприятия разрабатываются и когда они затем претворяются в жизнь. Для этого внешнеполитические акции в рамках соответствующего механизма должны тщательнейшим образом готовиться и продумываться: с привлечением максимально широкого круга заинтересованных ведомств и специалистов, комитетов и фракций парламента, академических кругов и, по необходимости, местных властей и общественных организаций. Исключительно полезными бывают специальные независимые вневедомственные комиссии для непредвзятого критического изучения вопросов и выработки новых подходов. Это оправданно еще и потому, что бюрократии свойственно жить текущими делами, путать цели и средства политики, за тактикой терять из вида стратегию, акцентировать ведомственные интересы. Нужна также постоянная работа с прессой, подготовка общественного мнения внутри и за рубежом.

Но раз решение принято - внешнюю политику имеют право определять и осуществлять только президент и министр иностранных дел или по их поручению - другие официальные лица.

Нетерпимо сложившееся сейчас положение, когда решения принимаются наспех и в узком (часто анонимном) кругу, но одновременно многочисленные должностные лица, организации и политические деятели выражают и проводят в жизнь российскую позицию по важнейшим вопросам, зачастую противореча друг другу. Нельзя допускать никаких экспромтов от лица высших руководителей, которые потом приходится отменять или исправлять на противоположный смысл с большим ущербом для престижа страны. Неправильно, когда формируются и обнародуются скоропалительные позиции, от которых потом легко отступают на саммитах. Максимальная гибкость и конструктивность должны проявляться во время внутренней подготовки позиции, но затем ее следует жестко отстаивать на переговорах с другими государствами.

Из недавнего опыта следует и тот вывод, что к задачам практической внешней политики России не должно относиться добывание иностранных кредитов, экономической помощи и иностранных инвестиций. Иначе неизбежно возникает представление о "продажной внешней политике" и к ней складывается соответствующее отношение за рубежом.

Обеспечивая безопасность государства и его конструктивное влияние в зонах жизненно важных интересов, внешняя политика должна по возможности не мешать внешнеэкономическим интересам страны. И этого достаточно, если внутренние условия благоприятствуют экономическому сотрудничеству. Если же это не так, то, как учит опыт последних лет, помощь извне пойдет не впрок государству, а сделанные за это политические уступки компрометируют и внешнюю политику, и идею экономического сотрудничества с другими странами.

Совершенно недопустимо вовлечение иностранных государств в российские внутриполитические проблемы и конфликты между ветвями власти и политическими партиями. Это резко сужает внутриполитическую базу внешней политики, делает ее объектом и разменной картой борьбы между ветвями власти, партиями и ведомствами. В какой-то мере это имеет место в любой стране, но в России сейчас это стало самодовлеющим обстоятельством, за которым потерялась собственно внешнеполитическая сторона дела. Нет национального консенсуса даже по самым общим параметрам и принципам внешней политики. С другой стороны, если "заграница" явно поддерживает какую-то политическую "команду" против других группировок, то она естественно вправе требовать от нее полного послушания и лояльности. Любое несогласие воспринимается как измена духу сотрудничества, и "команда" лишается возможности проводить курс национальных интересов, пользующийся широкой поддержкой внутри, не обостряя при этом отношения с зарубежными партнерами.

Наконец, важнейшим аспектом внешней политики является солидное и респектабельное поведение российских лидеров как в России, так и за ее пределами. Это тоже неотъемлемый атрибут статуса великой державы. Общепринятые правила хорошего тона и дипломатического этикета, сдержанность и достоинство вдвойне обязательны для представителей большой и могучей страны.

Previous Page Page Top Next Page


"Панорама"

     



InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network