--->
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ |
Парламентские партии, движения, объединения |
Вопросы сокращения вооружений и разоружения теснейшим образом связаны с глобальными и региональными интересами России. Подчас реализация тех или иных договоров стоит недешево, однако в этой области затраты себя вполне окупают.
Развал системы сокращения вооружений, создававшейся на протяжении последних десятилетий, тем более по вине России, резко ухудшит прежде всего ее собственную безопасность. По экономическим причинам практически ни в одной из сфер, перекрытых договорами, Россия не могла бы иметь больше или лучше вооружений или вооруженных сил. В отличие от этого, другие страны, прежде всего, США и их союзники, при достаточной политической мотивации способны без перенапряжения ресурсов существенно увеличить военный потенциал по всему диапазону и добиться безоговорочного превосходства над Россией - если не для победы в войне, то во всяком случае для того, чтобы значительно меньше считаться с Москвой в международных делах в военном отношении.
С другой стороны, при всех слабостях экономического и политического положения России в мире - она все еще остается наряду с США ядерной сверхдержавой и обладательницей крупнейшей, хотя и плохо обеспеченной, армии, а также мощного, правда неоплачиваемого, военно-промышленного, ядерного и ракетнокосмического комплексов.
Система ограничения, сокращения и ликвидации ядерных и обычных вооружений, нераспространения оружия массового уничтожения и опасных технологий - это ныне сфера международных отношений, где роль России не просто велика, но действительно незаменима. Эта роль остается, пожалуй, единственным серьезным активом России в отношениях с США и другими станами как на глобальном, так и на региональном уровнях. Но для того, чтобы он работал в российских интересах, необходимы по меньшей мере три необходимых условия.
Во-первых, подписанные и ратифицированные договоры Россия должна неукоснительно выполнять, как подобает ответственной державе, и требовать того же от других стран. Между тем, ссылаясь на финансовые и иные трудности, в Москве фактически ведут дело к срыву договоров об СНВ-2, ОБСЕ, "открытому небу" и уничтожению химического оружия. При этом частные недостатки договоров не перевешивают их суммарного позитивного значения для России, которой было бы не по средствам поддерживать безопасность без договоров, только опираясь на свои вооруженные силы.
Во-вторых, как и во внешней политике, в области разоружения нужна скоординированная долгосрочная стратегия, которая увязывала бы меры разоружения с военными планами и экономическими возможностями государства, как три грани единой политики безопасности. Исходя из нее Россия должна упорно отстаивать свои интересы на переговорах, избегать односторонних уступок, но раз подписав соглашение - гарантировать его реализацию. Тогда будет реализована главнейшая цель мер разоружения: не предотвращение войны - это вопрос всей внешней и военной политики - а обеспечение более прочной безопасности страны с меньшими затратами. Вместо этого уступки в последнее время делались легко и произвольно, после чего договоры "зависают" из-за напора внутренней оппозиции или нехватки финансовых и технических ресурсов.
И третье - сами по себе договоры по сокращению вооружений не обеспечивают безопасность без разумной военной политики и военного строительства с четкими приоритетами финансирования. Если договорились о сокращении вооружений до какого-то уровня, то в этих пределах военный потенциал должен быть обеспечен полностью, в ином случае нужно добиваться других условий соглашения. Без этого партнеры просто потеряют интерес к переговорам с Россией. Недопустимо, как делается сейчас, ставить под сомнение выполнение заключенных договоров (и тем более предлагать новые), не обеспечивая финансирование сил и средств даже в пониженных договорных пределах.