--->

(by TRANSLATE.RU)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ
Парламентские партии, движения, объединения

Поиск по справочнику

5.4. Денежная политика, банки, бюджет и налоги

Движение считает, что денежно-финансовая политика остается одним из ключевых направлений работы правительства. Но рассматривать политику финансовой стабилизации без увязки с основными целями управления хозяйством нельзя. Не нужна победа над инфляцией любой ценой. Эта "любая цена" может оказаться чрезмерной: продолжение промышленного спада, неисполнение принятого бюджета, череда кризисов на валютных и финансовых рынках и т.д. Нужны долгосрочные ориентиры и создание условия для пусть постепенного, на надежного замедления роста и стабилизации цен.

Первым этапом этого процесса должна стать стабилизации ожиданий. Движение считает необходимым проводить согласованную политику формирования ставок и доходностей секторов финансового рынка, удерживать их в определенном достаточно узком коридоре. Прогнозируемость будущего (а не сами по себе низкие уровни инфляции и ставок) позволит предпринимателям формировать среднесрочные хозяйственные планы. Достижение такой ситуации возможно только при условии конструктивного взаимодействия всех государственных структур, отвечающих за экономическую политику.

Учитывая ставшую уже фактом открытость экономики России по отношению к мировому хозяйству, в области финансовой политики особое внимание будет обращено на проблему управления обменным курсом. Мы имеем в виду, что регулирование обменного курса является одновременно и средством финансовой политики, и средством промышленной политики. Укрепление курса рубля не является самоцельной экономической задачей - динамика его курса не должна сильно отставать от внутренней инфляции, иначе будут подорваны позиции многих отечественных товаропроизводителей и, одновременно, усиливаться позиции импортеров. Финансовой основой эффективности роста экономики является крупный банковский капитал. Сейчас именно он принимает ключевые решения об основных направлениях инвестиционных потоков. Вокруг него формируются новые инвестиционные институты, здесь концентрируется подавляющая часть средств населения. Мы уверены, что в этой сфере власти должны содействовать формированию банковских объединений инвестиционной направленности, поддерживать их ведущую роль в формировании финансово-промышленных групп.

Есть много проблем во взаимоотношении Центробанка с коммерческими банками. Они требуют особого внимания. С одной стороны банковская система России не должна терять надежность за счет недостаточности резервов и повышенного риска операций. С другой - активы банков не должны омертвляться, а кредиты дорожать по этой причине.

Движение видит выход из этой ситуации в более широком привлечении ведущих банков России к разработке денежной политики Центрального банка России, государственной структурной и инвестиционной политики. Возможно, что государство должно в какой-либо форме страховать по согласованным проектам банковские инвестиционные риски, добиваясь от Центрального банка снижения норм резервирования по этим кредитам.

При решении вопроса о допуске иностранных банков на российский внутренний рынок необходимо исходить из представления о взаимности такого рода действий - это поможет российским банкам более активно продвигаться на внешние рынки. Вместе с тем, представление иностранным финансовым структурам национального режима не будет означать отмены количественных ограничений на их присутствие в стране.

Многое уже сделано для развития денежного рынка. Однако один из его секторов до сих пор еще не освоен. Речь идет о рынке физического золота и других драгметаллов, а также производных по отношению к ним ценных бумаг. Возможности этого рынка в стабилизации денежного обращения, валютного курса и банковской системы весьма существенны. Развитие этого рынка связано с решением задачи выхода российского финансового сектора на мировую арену.

Следует прямо сказать, что в ближайшей перспективе российский бюджет останется дефицитным. Этот дефицит надо безусловно сокращать, не прибегая к эмиссионным источникам его покрытия.

Движение, однако, считает недопустимым форсированное "перевыполнение" бюджетной программы по сокращению дефицита, приводящее к аритмичности поступления в экономику бюджетных ассигнований, плохо прогнозируемым изменениями конъюнктуры денежного рынка. Задержка бюджетных платежей выливается по существу в инфляционный налог на экономику, который так же неприемлем, как и чисто эмиссионный.

В финансировании бюджетного дефицита Движение намерено постепенно переносить акцент с внешних заимствований на внутренние, а в числе последних увеличивать заимствования (путем выпуска государственных ценных бумаг) у небанковского сектора - населения, крупных фирм, пенсионных и страховых фондов.

При формировании доходной части бюджета мы не можем не учитывать, что существующая налоговая политика далека от совершенства, налоговое бремя слишком тяжело для перехода экономики в фазу устойчивого роста, система налогов чрезмерно сложна, фискальные службы еще слабы. Складывается несправедливая ситуация, при которой добросовестные хозяйственники буквально задавлены налогами, тогда как огромное количество компаний и частных лиц налоги не доплачивает или не платит вовсе. Бюджет же при этом остается в крупном проигрыше: собираемость налогов по-прежнему неудовлетворительна.

Задача Движения в области налоговой политики сводится к триединой формуле.

Во-первых, снижение и стабилизация ставок налогов.

Во-вторых, значительное упрощение налоговой системы, в том числе за счет существенного сокращения числа взимаемых налогов в местный и федеральный бюджеты. В неокрепшей пока рыночной экономике с неразвитой инфраструктурой не должно быть более четырех десятков федеральных и сотни местных налогов и сборов.

В-третьих, необходимо повышение эффективности деятельности налоговых служб, уровень развития которых еще далеко не соответствует нынешней хозяйственной ситуации.

Выполнение этих условий способно обеспечить еще одно важнейшее требование, предъявляемое Движением к налоговой системе и фискальной политике, - они должны быть стабильными и предсказуемыми.

Приведение в порядок налоговой системы позволит задействовать не только фискальную, но и стимулирующую функцию налогообложения. Здесь в планах Движения, в частности, предусматривается:

- широкое применение налоговых льгот на инвестиции в развитие производства, новые технологии, науку, образование;

- налоговые каникулы для предприятий, впервые вышедших со своей продукцией на внешние рынки;

- введение дифференцированных ставок налогов по секторам экономики с учетом задач активной структурной политики и восстановления конкурентоспособности российских товаров на внутреннем рынке;

- уменьшение доли перечисления средств в федеральный бюджет для тех регионов, власти которых своими умелыми действиями добились роста собираемости налогов.

В дальнейшем, по мере укрепления и упрощения налоговой системы, Движение видит своей задачей постепенный перенос налогового бремени с субъектов хозяйственной деятельности на личные доходы и имущество. Это позволит, с одной стороны, дополнительно стимулировать хозяйственную активность, с другой - усилить социальную функцию налоговой системы за счет дифференцированного обложения доходов населения по прогрессивной шкале.

Первым шагом в этом направлении может стать замена непомерно высоких налогов, в первую очередь НДС, дифференцированными акцизами на более широкий круг товаров (кроме товаров первой необходимости). Это позволит сохранить уровень и темп мобилизации налогов в бюджет при одновременном снижении издержек производства по цепочкам межотраслевых взаимодействий. Кроме того, относительно более высокие ставки акциза на элитарные товары сыграют заметную роль в сглаживании чрезмерной дифференциации уровня жизни населения.

Для ослабления налогового бремени Движение намерено предпринять и другие шаги. Так, надо разрешить предприятиям и фирмам выплачивать налоги государственными ценными бумагами, государственными казначейскими обязательствами, облигациями федерального займа, а также оформлять перечисленные в бюджет авансом налоги в виде либо доходных государственных ценных бумаг, либо депозитов с рыночной ставкой. Подобный подход обеспечит более ритмичное поступление платежей в бюджет, а также повысит ликвидность рынка государственных обязательств.

Но мало продекларировать снижение налоговых ставок по мере улучшения собираемости налогов, это надо реально сделать. Для этого надо не поскупиться и вложить деньги в налоговую службу, в увеличение и обучение ее персонала, в повышение зарплаты, в разработку контрольно-информационных систем.

Previous Page Page Top Next Page


"Панорама"

     



InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network