Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации,
подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации,
ничему и никому более Присяга судьи КС
(ст.10 Федерального конституционного закона о КС)
После принятия 12 декабря 1993 года новой Конституции Президент своим указом N2288 от 24 декабря 1993 "О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" объявил закон РСФСР о Конституционном Суде недействующим.
Следующим же указом - N2289 от 25 декабря 1993 "О замещении вакантных должностей федеральных судей" - Президент рекомендовал совету судей Российской Федерации провести Всероссийский съезд судей и выдвинуть кандидатов на вакантные должности судей Конституционного Суда РФ до 31 марта 1994, Министерству юстиции поручено подготовить свой список кандидатур к той же дате. При определении числа вакансий Президент постановил учитывать решение КС о приостановлении полномочий судей Зорькина и Лучина. Указ N2289 вступил в силу "со дня его подписания", но был опубликован только через два месяца - в "Собрании актов Президента и Правительства РФ" N9, 28 февраля 1994 года, ст.698.
Принимая Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", Государственная Дума предусмотрела в статье 9, что "Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями".
III (внеочередной) Всероссийский съезд судей 25 марта 1994 выдвинул 12 кандидатов. 6 из них (А.М.Бризицкий, В.В.Глянцев, В.А.Журавлев, Е.П.Кудрявцева, С.А.Разумов, В.А.Яськин) выдвинуты по предложению Верховного Суда РФ, 6 - по предложению региональных судейских конференций: В.П.Жуйков (Астраханская область); Г.А.Жилин (Свердловская область); В.П.Литвинский (Новосибирская область); В.Ф.Попов (Нижегородская область); П.А.Симонов (Пермская область); В.Г.Ярославцев (Санкт-Петербург и Ленинградская область).
Коллегией Министерства юстиции РФ 30 марта 1994 выдвинуты 12 кандидатур: С.С.Босхолов, А.М.Бризицкий, Ю.М.Данилов, В.В.Ершов, Б.А.Золотухин, Е.П.Кудрявцева, Н.С.Леончиков, М.А.Митюков, В.Г.Стрекозов, В.А.Туманов, С.А.Хохлов, Р.М.Цивилев.
В дополнение к кандидатурам, выдвинутым органами, которым это было рекомендовано указом 2289, Президент, как он сообщил в письме Совету Федерации, рассмотрел также кандидатуры, представленные научными институтами, общественными организациями и группами депутатов - всего около 50 кандидатур. Из приложенных к письму Президента протоколов следовало, что среди кандидатур, выдвинутых 8 апреля 1994 Ученым советом Института государства и права Российской академии наук, значились М.А.Краснов, В.М.Савицкий, В.А.Туманов. Коллектив Института законодательства и сравнительного правоведения выдвинул, в частности, кандидатуру О.С.Хохряковой. 16 апреля 1994 года Советом по кадровой политике при Президенте Российской Федерации (сопредседатели Совета - С.А.Филатов и О.Н.Сосковец) рассмотрены и предложены Президенту 18 кандидатур: А.М.Бризицкий, С.С.Босхолов, В.В.Глянцев, Б.А.Золотухин, А.И.Ковлер, М.А.Краснов, Е.П.Кудрявцева, М.А.Митюков, В.М.Савицкий, Б.Н.Топорнин, В.А.Туманов, С.А.Хохлов, О.С.Хохрякова, Р.М.Цивилев, В.Д.Шахов, Ю.Л.Шульженко, А.М.Яковлев, В.Г.Ярославцев.
25 мая 1994 года Государственная Дума попыталась воспользоваться своим правом предложения Президенту кандидатов на должности судей. Голосовались предложенные фракциями 7 кандидатур: депутат Н.А.Вервейко ("Российский путь"), депутат В.Г.Вишняков (ЛДПР), депутат Н.Л.Ген (член группы "Российский путь", предложен группой депутатов), В.Г.Милованов (по предложению Ю.П.Власова), депутат О.О.Миронов (КПРФ), депутат С.В.Запольский (ДПР), В.Т.Кабышев (по предложению депутата А.Ющенко из фракции "ВР"). Ни одна из кандидатур не была поддержана большинством депутатов Думы.
24 октября по кандидатурам проведено тайное голосование бюллетенями, по итогам которого 25 октября назначены судьями КС три кандидата, получивших большинство голосов:
3 ноября 1994 Президент Ельцин представил на три вакантных должности пять кандидатур. Кроме ранее выдвигавшихся М.Краснова и В.Савицкого представлены:
БИКТАГИРОВ Раиф Терентьевич - обозреватель по вопросам права газеты "Известия Татарстана" (по предложению вице-президента Республики Татарстан В.Лихачева), кандидат юридических наук;
ДАНИЛОВ Юрий Михайлович - заместитель председателя Госкомитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур;
КАЛМЫКОВ Юрий Хамзатович - министр юстиции РФ, депутат Госдумы, кандидат юридических наук.
Кандидатуры рассмотрены на заседании 15 ноября. Регламент Совета Федерации не предусматривал ситуации, когда число кандидатов, представленных к назначению, превышает число вакансий. По мнению юристов палаты, термин "назначение", в отличие от "избрания" исключает использование механизма альтернативных выборов и требует раздельного голосования по каждой кандидатуре. Однако, последовательное голосование по 5 кандидатам на 3 места означало бы их дискриминацию по алфавитному признаку. Для преодоления этих противоречий регламентная Комиссия Совета Федерации (Е.В.Крестьянинов) разработала механизм формирования "очереди" для представления к назначению с помощью рейтингового голосования. Механизм этот позже был внесен в Регламент палаты и использовался в аналогичных ситуациях при назначении судей КС и членов Центризбиркома.
На первом этапе проводится тайное рейтинговое голосование по всем кандидатурам "за включение их в бюллетень". При рейтинговом голосовании каждый депутат может голосовать за неограниченное количество кандидатов. На этом этапе определяется порядок, в котором кандидаты будут включаться в бюллетени.
На втором этапе в первом туре в бюллетень включаются кандидаты, набравшие относительное большинство при рейтинговом голосовании. Число кандидатов соответствует числу вакансий. Для избрания необходимо абсолютное большинство голосов.
Если после первого тура остались вакансии, проводится второй тур второго этапа. В бюллетень включаются в порядке убывания рейтинга кандидаты, следующие за теми, чьи кандидатуры голосовались в первом туре.
Если и после второго тура вакансии остаются, на голосование ставятся следующие по рейтингу кандидаты - и так до исчерпания списка.
Тогда же из Регламента палаты изъята норма, предусматривающая, что в случае отклонения Советом Федерации предложенных Президентом кандидатур Президент в течение 14 дней вносит новые кандидатуры. Комиссия по Регламенту пришла к выводу, что право Президента на повторное внесение тех же кандидатур и сроки их внесения могут быть ограничены только законом.
30 ноября 1994 Президент Ельцин представил на две вакантных должности две кандидатуры:
ВИЦИН Сергей Ефимович - начальник кафедры криминологии и профилактики преступлений Московской высшей школы милиции МВД России, доктор юридических наук (предложен ученым советом Российской академии государственной службы при Президенте РФ);
СТРЕКОЗОВ Владимир Георгиевич - заместитель начальника Военной академии экономики, финансов и права Вооруженных Сил РФ, доктор юридических наук.
13 января 1995 Президент вновь внес кандидатуру Р.М.Цивилева. Некоторые сенаторы возмутились повторным внесением ранее отвергнутой кандидатуры и напомнили руководителю Администрации Президента С.А.Филатову о письме 79 членов Совета Федерации с предложением представить кандидатуру И.М.Костоева и 13 - за выдвижение О.Е.Кутафина. В ответ Филатов и Председатель палаты В.Ф.Шумейко сказали, что в прошлый раз Цивилев недобрал всего 4 голоса, а затем 16 отсутствовавших сенаторов прислали телеграммы в его поддержку.
2 февраля 1995 Президент внес на рассмотрение Совета Федерации две кандидатуры:
БАГЛАЙ Марат Викторович - первый проректор Академии труда и социальных отношений, доктор юридических наук (выдвинут этой Академией);
ВЕНГЕРОВ Анатолий Борисович - председатель Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ, доктор юридических наук.
Поскольку кандидатов снова оказалось больше, чем вакансий, при голосовании применялся тот же механизм, что и 15 ноября 1994, но на этот раз рейтинговое голосование проводилось с помощью электронной системы.
Вопрос о назначении нового судьи взамен выбывшего впервые встал перед Советом Федерации после истечения 31 октября 1996 полномочий судьи В.А.Туманова.
4 ноября КС принял официальное решение, констатирующее истечение срока полномочий Туманова и направил его Президенту в качестве уведомления об открытии вакансии.
Несмотря на положение закона, обязывающее Президента внести кандидатуру нового судьи в Совет Федерации "не позднее месяца со дня открытия вакансии", Президент не делал этого больше трех месяцев. Одним из мотивов этой неспешности было ожидание предложений от инстанций, уполномоченных на внесение Президенту кандидатур. Кроме того, президентский аппарат желал развеять подозрения Совета Федерации, что новый судья намечен на пост Председателя КС вместо Туманова, и дожидался, пока Конституционный Суд в старом составе выберет нового председателя.
IV Съезд судей, открывшийся 3 декабря 1996, предложил Президенту кандидатуру члена Верховного Суда В.В.Глянцева. Коллегия Минюста несколько позже выдвинула своими кандидатами представителя РФ при ЮНЕСКО М.А.Федотова и помощника Президента М.А.Краснова. Институты Российской академии наук - ректора Московской государственной юридической академии, председателя Комиссии по вопросам гражданства при Президенте О.Е.Кутафина и зав.сектором Института государства и права В.Е.Гулиева.
Президент определился с кандидатурой, которую он решил внести на рассмотрение Совета Федерации, уже в середине декабря 1996, но официально об этом было объявлено позже.
17 декабря 1996 депутатская группа "Народовластие" в Государственной Думе (лидеры - Н.И.Рыжков, С.Н.Бабурин) распространила по этому поводу заявление, в котором утверждалось, что "любое решение Конституционного Суда, принятое после 31 октября 1996 года с участием утратившего свои полномочия В.А.Туманова может в любой момент быть оспорено, что представляет собой серьезную угрозу основам конституционного строя России". Текст заканчивается призывом к Президенту и Совету Федерации "принять все необходимые меры к восстановлению нормальной деятельности Конституционного Суда как важнейшего института, призванного обеспечивать конституционную законность в стране".
12 февраля депутаты из той же группы вынесли на рассмотрение Думы пакет кандидатов в судьи Конституционного Суда, в который включены четыре депутата Думы: В.Г.Вишняков (коммунист из фракции ЛДПР), Т.Х.Гдлян (Российские регионы), О.О.Миронов (КПРФ) и В.Д.Филимонов (КПРФ). Предложение В.Л.Шейниса (Яблоко) голосовать по каждой кандидатуре в отдельности получило 220 голосов (из 226 необходимых) и не прошло. По предложению А.Н.Шохина (НДР) в пакет 258 голосами была добавлена депутат Е.Б.Мизулина (Яблоко). После этого весь пакет из 5 кандидатур был одобрен 275 голосами.
13 февраля 1997 Президент направил в Совет Федерации документы о внесении на пост судьи кандидатуры М.А.Федотова, которые были доставлены по назначению в тот же день в 17 часов 59 минут - через 3 часа после того, как сенаторы завершили очередное заседание и разъехались. В Регламент палаты еще 26 декабря было внесено специальное уточнение, что для рассмотрения кандидатур судей КС в предписанный законом 14-дневный срок созывается при необходимости внеочередное заседание. Тем не менее, сенаторов не стали лишний раз вызывать в Москву, тем более что сроки проведения очередного заседания - 5-6 марта - совпадали с датой заслушивания ежегодного послания Президента.
Президент, учитывая истечение 14-дневного срока, 28 февраля подтвердил представление кандидатуры Федотова отдельным письмом.
ФЕДОТОВ Михаил Александрович - доктор юридических наук, постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО (г.Париж).
На очередном заседании Совета Федерации 5 марта 1997 назначение судьи КС впервые производилось без использования бюллетеней - тайным голосованием через электронную систему (поправка, предусматривающая возможность такой формы голосования, внесена в Регламент палаты 10 апреля 1996).
Результаты тайного голосования:
ФЕДОТОВ Михаил Александрович - 54 голоса за, 69 против, 19 воздержались
Заседание Совета Федерации 26 марта 1997, дата проведения которого совпала с кануном всероссийской акции протеста профсоюзов, по предложению председателя палаты Е.С.Строева было отменено, и на следующее заседание сенаторы собрались более чем через месяц.
16 апреля 1997
5 апреля 1997 Президент представил Совету Федерации кандидатуру, дважды отклоненную сенаторами предыдущего созыва в октябре и ноябре 1994:
КРАСНОВ Михаил Александрович - помощник Президента РФ по юридическим вопросам, доктор юридических наук;
Результаты голосования на заседании 16 апреля еще раз подтвердили гипотезу, согласно которой повторно вносимая кандидатура с каждым разом набирает все меньше голосов.
Результаты тайного голосования:
КРАСНОВ Михаил Александрович - 59 голосов за, 67 против, 13 воздержались.
11 июня 1997
В мае 1997 Администрация Президента пригласила на собеседование трех юристов: судью КС Карелии Л.Жаркову, заместителя председателя Законодательного собрания Иркутской области С.Шишкина и еще одного человека из Бурятии, фамилию которого авторам не удалось выяснить. С ними встретились Е.Савостьянов, С.Шахрай, М.Краснов и руководитель управления кадров С.Масько. По итогам собеседования чиновники Администрации представили Президенту свои предложения о кандидатурах на пост судьи КС.
9 июня 1997 Президент внес в Совет Федерации одну кандидатуру:
До мая 1999 года возникновения вакансий в Конституционном Суде не ожидается. Правда, в 1997 году с разных сторон предпринимались некоторые усилия с целью их создания.
Летом 1997 многие газеты устами ряда известных юристов призывали судей начать чистку своих рядов и "разобраться" с судьей Лучиным, который выступает с публичной критикой Конституции.
В это же время Дума рассматривала проект поправок к закону о КС, снижающих предельный возраст для судей КС с 70 до 65 лет, в результате чего вынужден был бы немедленно отправиться на пенсию М.В.Баглай. Другие поправки из того же пакета ставили судей старого состава перед необходимостью принять новую присягу на новой Конституции, на что, вероятно, согласился бы не каждый из них.