Дело о проверке конституционности
Указа Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 года
"Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации"
(о приватизации объектов энергетики в Сибири)
Дело рассматривалось 7-10 сентября 1993 года
Постановление N 15-П от 10 сентября 1993 года
В заседании участвовали:
Представители стороны, направившей ходатайства в КС: В.В.Игнатенко - председатель Иркутского областного Совета народных депутатов, В.А.Новиков - председатель Красноярского краевого Совета народных депутатов, Ю.А.Ножиков - народный депутат РФ, глава администрации Иркутской области;
Представители Президента РФ как стороны, издавшей рассматриваемый нормативный акт: П.П.Мостовой - первый заместитель Председателя Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, Ю.К.Шафраник - министр топлива и энергетики РФ.
Поводом к рассмотрению дела явились ходатайства Иркутского облсовета, Красноярского крайсовета и народных депутатов РФ В.М.Спирина, Л.А.Крестьянинова, К.Н.Хаматова, Ю.А.Ножикова, В.Е.Подлужного, В.Ф.Полещука, Г.С.Кондобаева, В.Я.Редькина с требованием признать названный Указ Президента РФ не соответствующим Конституции РФ.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли названный Указ Президента РФ Конституции РФ с точки зрения закрепленного Конституцией и Федеративным договором разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и краями, областями как субъектами РФ.
Конституционный Суд установил
Указом Президента РФ от 15 августа 1992 в целях обеспечения надежности энергоснабжения и повышения эффективности функционирования единой энергетической системы России Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом поручено учредить государственное Российское акционерное общество энергетики и электрификации; внести в качестве вклада в его уставный фонд не менее 49 процентов акций, принадлежащих РФ в уставном капитале каждого из акционерных обществ, учреждаемых на базе предприятий, объединений, организаций, перечисленных в приложении N 1 к данному Указу, отдельные магистральные линии электропередачи и подстанции, а также гидравлические и электрические станции.
Среди предприятий, перечисленных в приложении N 1, названы и расположенные на территории Иркутской области Иркутская ГЭС, Братская ГЭС, Усть-Илимская ГЭС, а также расположенные на территории Красноярского края Красноярская ГЭС, Саяно-Шушенская ГЭС, Майинская ГЭС и иные объекты электроэнергетики.
Малый совет Иркутского облсовета выразил свое несогласие с данным Указом, считая, что он ущемляет права области как субъекта РФ. Согласительная комиссия, созданная в этой связи в октябре 1992 года Правительством РФ и государственными органами Иркутской области, согласия не достигла.
По мнению КС, положения рассматриваемого Указа об акционировании предприятий электроэнергетики не противоречат нормам Конституции и законодательству РФ о приватизации. Вместе с тем при издании Указа не были обеспечены необходимые условия для выражения субъектами РФ, в данном случае краем, областью, своего мнения, чем были нарушены их права, закрепленные в Конституции РФ и Федеративном договоре. Рассматриваемое дело является прежде всего спором о компетенции, возникшим между органами власти Иркутской области и Красноярского края, с одной стороны, и федеральными органами исполнительной власти с другой.
Рассматриваемый Указ Президента РФ издан после подписания Федеративного договора и затронул вопросы правового регулирования, отнесенные Федеративным договором и Конституцией к сфере совместного ведения федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ.
Федеративный договор предусматривает обязательное выявление и учет интересов субъектов федерации при решении проблем, отнесенных к данной сфере совместного ведения. Игнорирование федеральными органами этого права недопустимо и должно рассматриваться как нарушение Федеративного договора и Конституции РФ.
Споры между Российской Федерацией и ее субъектами должны разрешаться с обязательным использованием согласительных процедур, как того требует статья VII Федеративного договора. Между тем в данном случае возможности предварительного согласования для разрешения возникшего спора не были использованы.
Конституционный Суд признал пункт 1 Указа Президента РФ от 15 августа 1992 года в части, касающейся внесения в качестве вклада в уставный фонд государственного Российского акционерного общества энергетики и электрификации гидравлических и электрических станций, находящихся на территории Иркутской области и Красноярского края, не соответствующим Конституции РФ, Федеративному договору с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей.
Президенту РФ и органам власти Иркутской области и Красноярского края предложено использовать согласительные процедуры для урегулирования возникшего спора по вопросу, относящемуся к совместному ведению федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти краев, областей.