(by TRANSLATE.RU)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Конституционный Суд

Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника

Дело о проверке конституционности
Указа Президента Российской Федерации от 28 октября 1992 года
"О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации"

(Дело ФНС)

Дело рассматривалось 9-12 февраля 1993 года
Постановление N 3-П от 12 февраля 1993 года

В заседании участвовали:
Представители группы народных депутатов РФ, направившей ходатайство в КС: В.Б.Исаков и И.В.Константинов - народные депутаты РФ, члены Верховного Совета РФ.
Представитель Президента РФ как стороны, издавшей рассматриваемый Указ, М.А.Федотов - доктор юридических наук.

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство группы народных депутатов РФ (И.В.Константинова, В.Б.Исакова, Г.В.Саенко, М.Г.Астафьева), в котором содержится требование признать Указ Президента РФ от 28 октября 1992 года N 1308 не соответствующим Конституции РФ.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли данный Указ установленному в РФ разделению законодательной, исполнительной и судебной властей, а также закрепленному Конституцией РФ разграничению компетенции между высшими органами государственной власти и управления.

Конституционный Суд установил
28 октября 1992 года Президент РФ издал Указ, которым постановил распустить оргкомитет Фронта национального спасения (ФНС). В Указе содержатся предписания: министерствам юстиции, внутренних дел, безопасности РФ совместно с Прокуратурой РФ - принять меры по недопущению создания и деятельности указанного образования и его структур; главам исполнительной власти субъектов Федерации - принять меры к пресечению деятельности экстремистских элементов; МВД РФ совместно с Прокуратурой РФ - в месячный срок провести проверку фактов создания не предусмотренных действующим законодательством военизированных формирований, наличия у них оружия и принять меры к пресечению подобной деятельности. Контроль за выполнением Указа возложен на министерства внутренних дел и безопасности РФ.
Организационный комитет ФНС был сформирован в период с 14 по 24 сентября 1992 года после подписания группой народных депутатов РФ, бывшими депутатами СССР, руководителями и представителями различных общественных формирований "Обращения к гражданам России", опубликованного в средствах массовой информации.
24 октября 1992 года на учредительном конгрессе ФНС, принявшем устав и программу (манифест), оргкомитет прекратил свое существование в связи с преобразованием в политсовет ФНС. Одновременно было принято решение о регистрации ФНС в установленном законом порядке.
Опубликованные в печати обращения оргкомитета ФНС, его деятельность до преобразования в политсовет, а также принятые учредительным конгрессом ФНС устав и программа (манифест), резолюции, обращения, заявления дают основание рассматривать это объединение граждан и организаций как общественное формирование, преследующее политические цели.
Предписание о недопущении создания и деятельности ФНС и его структур представляет собой меру, не соответствующую основополагающим конституционным принципам.
Президент РФ может действовать только теми методами и только в пределах тех полномочий, которые закреплены за ним в Конституции РФ. Ликвидация или запрет общественного объединения как метод защиты конституционного строя, прав и свобод граждан не входит в их число.
Более того, любая попытка со стороны исполнительной власти пресекать инициативную деятельность по созданию общественного объединения является нарушением конституционного права граждан на объединение. В соответствии со статьей 50 Конституции РФ ограничение того права может быть установлено только решением суда на основании закона.
Что касается фактической деятельности ФНС как общественного объединения граждан, существующего вне зависимости от регистрации его устава, то в случаях нарушения законодательства об общественных объединениях он несет ответственность в соответствии с законом. Проверка данных о нарушении общественным объединением и его учредителями требований соблюдения законности относится к ведению Генеральной прокуратуры РФ.

Конституционный Суд признал содержащееся в пункте 1 Указа Президента РФ от 28 октября 1992 года N 1308 "О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации" предписание о недопущении создания и деятельности Фронта национального спасения и его структур не соответствующим Конституции РФ. КС принял к сведению, что в соответствии с Указом Президента N 45 от 13 января 1993 года этот пункт Указа от 28 октября 1992 был отменен.
В связи с тем, что оргкомитет Фронта национального спасения прекратил свою деятельность до издания названного Указа, производство по ходатайству в этой части решено прекратить.
Понятие "экстремистские элементы", содержащееся в пункте Указа, предписывающем главам исполнительной власти регионов пресекать их деятельность, КС признал не имеющим юридического значения, поскольку оно не имеет определенного юридического содержания, что может привести к нарушению конституционных прав граждан.
Остальные пункты названного Указа признаны соответствующим Конституции РФ.
КС предложил Верховному Совету принять закон об общественных объединениях, в котором предусмотреть ответственность инициаторов за нарушение Конституции и законов при создании объединений.

Особое мнение - у судьи А.Л.Кононова. В принятии решения не участвовала судья Т.Г.Морщакова.


"Панорама"

           


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network