--->
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ |
Парламентские партии, движения, объединения |
В краткосрочной перспективе основные задачи экономической политики заключаются в следующем.
Финансовая стабилизация экономики и на этой основе высвобождение ресурсов частного сектора для инвестиционных целей, что обеспечит быстрый и относительно безболезненный выход из кризиса и начало устойчивого экономического роста.
Налоговая реформа, направленная на облегчение налогового бремени засчет отмены налогов конфискационного характера, перехода на упрощенное налогообложение малого и среднего бизнеса, уменьшение разорительных штрафов за мелкие налоговые нарушения, реорганизацию налоговых органов по функциональному принципу, утверждение справедливых взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, основанных на четкой системе взаимных прав и ответственности и эффективных судебных процедурах урегулирования взаимных претензий.
Принятие жестких и эффективных мер по борьбе с коррупцией в государственном аппарате, в том числе введение обязательных конкурсных закупочных процедур для всех товаров, работ и услуг, оплачиваемых за счет государственных средств, проведение значительной части налоговых проверок на основе случайного отбора, привлечение на конкурсной основе специализированных международных агентств для сбора таможенных пошлин и других внешнеэкономических сборов, ликвидации необоснованных административных ограничений на экономическую деятельность, создающих питательную среду для коррупции в государственном аппарате.
Необходимо принять меры по защите прав собственников и акционеров, включая усиление уголовной и гражданской ответственности за мошенничество в области ценных бумаг, нанесение преднамеренного ущерба интересам акционеров и создание препятствий в реализации акционерами своих законных прав.
Дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности, в том числе унификация и снижение импортных тарифов и ликвидация экспортных пошлин, отмена нетарифных ограничений по экспорту (за исключением продукции военно-стратегического характера и ограничений, вытекающих из международных обязательств России).
В области структурной политики необходим полный отказ от государственных производственных капиталовложений как самой неэффективной и расточительной формы инвестиционной активности. Необходим также решительный отказ от налоговых льгот, субсидий и дотаций производителям в силу их низкой эффективности и искаженного воздействия на структуру издержек, что приводит к неэффективному размещению ресурсов и неизбежному замедлению экономического роста.
Основные усилия в области структурной политики должны быть направлены на: либерализацию и дерегулирование рынков; демонополизацию, приватизацию и реструктурирование предприятий, в том числе через процедуры банкротства; ликвидацию всех категорий дотаций и субсидий производителям.
Либерализация рынка золота и драгоценных металлов.
Дальнейшая платная приватизация объектов энергетики, предприятий связи, железнодорожного и других видов транспорта, наземных служб гражданской авиации, а также отдельных объектов дорожной инфраструктуры.
Формирование общенационального рынка природного газа посредством выделения из АО "Газпром" всех газодобывающих предприятий и сохранения газопроводной сети в качестве естественной монополии с равноправным доступом к ней всех производителей природного газа.
Реструктурирование и поэтапная приватизация предприятий коммунального хозяйства. Переход к конкурсному размещению муниципальных заказов в области коммунальных услуг. Реструктурирование и приватизация предприятий городского и природного транспорта.
В сфере аграрной политики необходимо обеспечить полную ликвидацию дотаций и субсидий производителям; активно проводить реструктурирование и банкротства нерентабельных сельскохозяйственных предприятий; обеспечить эффективные правовые механизмы для формирования рынка земли; ликвидировать административный контроль над ценами и рентабельностью; активизировать усилия по формированию общенационального рынка сельскохозяйственной продукции и устранить региональные барьеры на пути его становления; содействовать развитию рыночных финансово-кредитных механизмов в аграрном секторе.
Обеспечить принятие законодательства в интересах формирования рынка городских и несельскохозяйственных земель, активизировать процесс приватизации земли в городах.
Необходимо содействовать становлению общенационального рынка труда. В этих целях необходимы: полная ликвидация системы прописки и иных неконституционных ограничений на свободу передвижения граждан; формирование эффективной общенациональной системы информации о наличии рабочих мест; расширение свободы выбора граждан в сфере образования, переподготовки и повышения квалификации, в том числе на основе введения специальных образовательных ваучеров длябезработных.
Необходимо решительно отказаться от государственных инвестиций с целью создания рабочих мест, поскольку те же ресурсы, инвестированные в частном секторе, обеспечивают создание большего числа рабочих мест, и их отвлечение из частного сектора объективно ведет лишь к увеличению безработицы.
В сфере социальной политики необходим решительный отказ от любых субсидий и дотаций производителям как наименее эффективной формы социальной поддержки. В случаях, когда дотации признаются необходимыми, они должны предоставляться в адресной форме непосредственно тем людям, которые нуждаются в помощи.
В сфере пенсионного обеспечения необходимо в явном виде оформить пенсионный долг государства перед нынешним поколением пенсионеров с последующей его приватизацией и/или секьюритизацией. Долг государства каждому из пенсионеров должен быть оформлен в виде его персонального пенсионного счета, который должен быть открыт по выбору пенсионера в любом из пенсионных фондов, получивших лицензию на ведение таких счетов.
Граждане трудоспособного возраста должны получить возможность открывать личные пенсионные счета за счет личных платежей обязательного пенсионного страхования в любом пенсионном фонде, получившем соответствующую лицензию. При этом ставка обязательных пенсионных отчислений может быть уменьшена в 2 раза - до 15 % заработной платы.
Средства обязательного медицинского страхования должны направляться на индивидуальные счета граждан. Такие счета могут открываться по выбору их владельцев как в страховых организациях, так и непосредственно в лечебных учреждениях. Эти средства должны стать основным источником финансирования здравоохранения. Пенсионеры и малоимущие граждане должны получить средства для открытия медицинских счетов в рамках реформы пенсионного обеспечения и социальных пособий.
Необходимо приложить усилия по приватизации и разгосударствлению в различных формах большинства учреждений здравоохранения.
Система принудительного социального страхования должна быть упразднена, а высвобожденные средства должны быть предоставлены в распоряжение граждан - плательщиков взносов с тем, чтобы по их усмотрению эти средства могли быть израсходованы на индивидуальное страхование жизни.
В системе начального и среднего образования необходимо ввести систему образовательных ваучеров, которые родители учеников смогут использовать для оплаты образования в любых школах по своему выбору.
В системе высшего образования целесообразен переход системы персональных образовательных дотаций студентам, которые должны предоставляться в зависимости от результатов сдачи ими единых общенациональных вступительных экзаменов.
Одновременно должны быть предприняты шаги по разгосударствлению и приватизации большинства средних и высших учебных заведений.
Реформы в сфере социальной политики должны исходить из того, что помощь семьи, религиозной общины и частная благотворительность являются несравненно более эффективными и гуманными формами социальной защиты, чем обезличенная и бюрократизированная система государственного социального обеспечения. Поэтому усилия государства должны быть направлены не на бездумное расширение списка пособий и круга их получателей, а на содействие частной благотворительности, укрепление уз семейной и общинной солидарности.
Необходимо решительное укрепление благотворительной роли религиозных организаций; с этой целью религиозные конфессии нуждаются в дальнейшем содействии в деле возвращения ранее принадлежавшего им имущества.
Непосредственным результатом первого этапа экономических реформ будет вступление России в полосу устойчивого экономического роста с темпами не менее 4-6 % в год. Удельный вес государственных расходов в ВВП к концу первого этапа реформ должен сократиться до 25-30 % без ущерба для социальной защищенности населения, обеспечения обороноспособности и правопорядка.