ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ |
Парламентские партии, движения, объединения |
Наша программа учитывает ту принципиально новую ситуацию, которая складывается в системе международных отношений.
С середины 80-х годов начался и постепенно ускоряется процесс кардинального изменения глобального баланса сил в общепланетарном масштабе. Система международных отношений вступила в сложнейший, чреватый конфликтными противоречиями переходный период, который характеризуется следующими основными долгосрочными тенденциями:
тотальная глобализация мировой политики, являющаяся следствием прежде всего глобализации экономических процессов, средств связи и коммуникаций. Масштабы проблем, стоящих перед отдельными странами, сегодня таковы, что их невозможно решить, опираясь только на собственный внутренний потенциал. Перераспределение мировых ресурсов и изменение условий доступа к ним становятся для ведущих мировых стран важнейшими факторами внутренней стабильности и развития, разрешение внутренних стратегических проблем;
устойчиво развивающаяся регионализация в глобальном масштабе. Регионализация характеризуется усилением значимости местных региональных (экономических, этнических, культурных, политических, экологических и т.д.) интересов по сравнению с общегосударственными, ростом конфликтной напряженности, кризисом традиционных государственных структур, появлением новых субъектов международных отношений;
развивающийся кризис западной социокультуры и социоэкономической цивилизации, основанной на модели массового потребления, массовой культуры, доминировании индивидуалистического сознания;
резко возрастающая неопределенность и неуправляемость глобальных процессов, что выражается, в частности, в деградации таких институтов, как ООН, НАТО, СБСЕ и т.д. Резко усложняются правила глобального геополитического взаимодействия. Коалиционные связи даже между традиционными внешнеполитическими партнерами заметно слабеют; постепенно складывается неустойчивая ситуация геополитического многообразия. Многополярность возникает как на глобальном уровне между основными мировыми центрами силы (Северная Америка, Западная Европа, КНР, Япония, в перспективе АСЕАН), так и в регионах "второго порядка" (Ближний Восток, Южная Азия, Каспийско-Черноморский регион, Балканы) с образованием "сетки" региональных балансов. При этом между глобальными центрами силы отсутствуют четкие границы, в частности, характерно их экономическое взаимопроникновение как важнейший элемент взаимодействия между ними.
Основным глубинным противоречием внешнего переходного периода глобальной международной сферы является противоречие между сформировавшимся в предыдущий исторический период (1945-1985 гг.) мировым порядком (закрепленным в статификации стран по уровню потребления, месту и роли в мирохозяйственной системе, политических статусах и т.д.) и нынешним культурным, ресурсным и военным потенциалом ряда стран, прежде всего Юга и Востока, не соответствующим их "закрепленному" статусу.
Этот глобальный кризисный переходный период породил новые угрозы для будущей планетарной системы международных отношений:
оформление и распространение идеологии неизбежности межцивилизационных конфликтов;
формирование международной системы организованной преступности, глобализация терроризма;
рост неуправляемости в развитии ядерного технологического потенциала; обострение борьбы за передел мировых природных (энергетических, зерновых, водных, минеральных) ресурсов;
усиление информационного доминирования США;
возрождение особых региональных конфликтов, отражающих межблоковые, межцивилизационные, межкультурные противоречия и т.д.;
смена идеологического "образа врага" СССР на образ России, несущей реальную угрозу (Россия как глобальный развивающийся дестабилизирующий фактор, как постоянная потенциальная угроза из-за неуправляемой криминализации, возможности гражданской войны и т.д.).
В то же время обостряются внешнеполитические стратегические вызовы для России:
резко сократился геополитический и геоэкономический потенциал страны;
происходит сокращение внешнеполитического коалиционного потенциала (угроза втягивания бывших союзников по Варшавскому договору в НАТО, развитие центробежных сил в СНГ);
все более заметно постепенное втягивание Российской Федерации в прямую долгосрочную конфронтацию с исламским миром и его финансовыми центрами (размена конфронтации с Западом на конфронтацию с исламским сообществом);
идет быстрая приватизация сферы геополитического влияния СССР (прежде всего Восточной Европы, форпостов в Восточной и Юго-Восточной Азии) мировыми лидерами, осуществляемая главным образом экономическими средствами. Постепенно и сама Россия начинает попадать в сферу иностранного влияния;
все большее доминирование НАТО над Российской Федерацией и СНГ по обычным вооружениям (при снижении боеспособности российских стратегических, особенно морских, ядерных сил).
Углубляющийся внутренний кризис подрывает позиции России как великой мировой державы. В то же время Россия отнюдь не обречена фатально превратиться во второразрядную державу.Преодоление системного кризиса в стране способно изменить направленность процесса и обеспечить усиление роли России в условиях надвигающихся радикальных геополитических сдвигов в мире.
В нынешних условиях Россия не должна брать на себя ответственность за течение кризисных глобальных процессов. Попытки нести глобальное бремя ответственности ведут к колоссальному распылению ограниченных ресурсов, их фактическую потерю в международных проектах.
Внешняя политика России должна строиться на приоритетных межгосударственных договоренностях с теми странами, которые исходят из того, что Россия является их зоной жизненно важных интересов, а соответственно для Российской Федерации, в свою очередь, эти страны становятся зоной жизненно важных интересов. На таких договоренностях формируется система особых, преференциальных отношений и связей, касающихся вопросов безопасности, сотрудничества и развития (зона жизненно важной взаимной ответственности).
С теми странами, которые пока не готовы по разными причинам признать принцип взаимных жизненно важных интересов, достигается договоренность об особой приоритетности их отношений с Россией. Создается специальный механизм обеспечения этих отношений, отличающийся от первой модели (зона особой взаимной ответственности). Третья линия ответственности России должна быть обеспечена через создание тесного коалиционного взаимодействия с теми региональными соседями России, которые на взаимной основе заинтересованы в обеспечении интересов безопасности Российской Федерации, во взаимном сдерживании среднесрочных и долгосрочных региональных угроз.
Выдвинутые во второй половине 80-х годов в принципе правильные тезисы о "неделимости" безопасности, о том, что безопасность всех является условием безопасности каждого и наоборот, идеи "кооперационной" безопасности так и не были реализованы из-за позиции, занятой "партнерами" СССР, а потом и России. Попытки следовать этим принципам на практике обернулись необоснованной сдачей союзным, а затем и российским руководством многих важнейших геополитических позиций.
В складывающейся ситуации России придется рассчитывать прежде всего на собственные силы. На практике это означает:
первоочередность усилий по внутренней "санации" государства (укрепление экономики, защита собственных товаропроизводителей; улучшение социальной, экологической и демографической ситуации и т.д.);
повышение боеготовности и эффективности Вооруженных Сил и прежде всего их ядерного компонента, как основного сдерживающего фактора;
спасение военно-промышленного комплекса.
Не отказываясь обеспечивать безопасность страны за счет дву- и многосторонних политических мер кооперационного характера (участие в соглашениях и режимах по ограничению вооружений и мер доверия, в международных региональных организациях), Россия также должна активно использовать в своих интересах противоречия между "внешними" союзами и группировками, неизбежные в условиях многополюсного мира.
Россия крайне заинтересована в развитии международного сотрудничества как наиболее эффективного и безопасного способа реализации своих интересов за рубежом. Но это сотрудничество должно быть деидеологизировано, очищено от не оправдавших себя принципов. Основным критерием участия России в проектах международного сотрудничества должно стать реальное продвижение российских интересов.
На сегодняшний день у ослабленной России нет надежных, мощных и долгосрочных союзников в "дальнем зарубежье".
Двойственность характера отношений между субъектами современных международных отношений, возможность быстрого изменения пропорций сотрудничества и соперничества в пользу последнего, наличие глубинных долгосрочных противоречий между интересами России и ее дальних и ближних соседей, втягивание нашей страны и бывших республик СССР в процесс третьего передела мира делают реальной перспективу ухудшения отношений России с ближними и дальними соседями, нарастание военной опасности и даже угрозы практически со всех направлений.
Мы за разоружение, которое признается и осуществляется всем мировым сообществом одновременно, пока этого не будет в отношениях с потенциальными оппонентами России придется прежде всего полагаться на ядерное сдерживание как высшую гарантию собственной безопасности. Но она также должна стремиться в максимальной степени использовать все еще имеющиеся в ее распоряжении политические и дипломатические инструменты, сложившуюся экономическую взаимозависимость с зарубежными государствами, сохраняющиеся элементы зависимости внешнего мира от России, маневрирование между соперничающими коалициями, ни одна из которых не заинтересована в том, чтобы российские природные ресурсы попали в руки конкурентов.
Мы, выступая в защиту интересов соотечественников, оказавшихся на территориях с различными политическими режимами не по своей воле и вопреки своим интересам, выражаем серьезную озабоченность их политическим, экономическим, духовным и культурным состоянием, а также политикой "выдавливания" из стран СНГ и Прибалтики русского населения.
Этот процесс реализуется законодательным путем официальными властными структурами, экономическим прессингом, искусственным ограничением духовного и культурного развития, использования, зачастую провокационно, силовых структур для развала русских общин, морального унижения и физического преследования их лидеров.
Данная тенденция может привести, в конечном итоге, к переходу от конфронтации к кровопролитию.
В сложившихся условиях, выражая волю соотечественников, оказавшихся за рубежом, являющихся государствообразующей нацией России, и опираясь на общепринятые международные соглашения о защите прав человека и национальных меньшинств, мы ставим перед собой следующие задачи:
а) в рамках международной и экономической политики Российской Федерации в отношении стран СНГ и Прибалтики:
противодействие вытеснению русского населения, прежде всего из областей экономики и культуры, а также любым формам и видам этнической дискриминации;
эвакуация русского населения, где невозможно дальнейшее его пребывание, с последующим возмещением ущерба за счет государства, вынудившего русских стать невольными беженцами;
обеспечение условий для повышения качества и уровня жизни русских, входящих в русские общины;
б) для обеспечения достойного проживания русских в странах СНГ и Прибалтики содействовать созданию предпринимательских организаций (структур) русских общин, а также налаживанию координации действий между ними;
в) при осуществлении любых экономических связей и при заключении соответствующих договоров с государствами - бывшими республиками СССР необходимо исходить из того, что эти связи должны находиться в прямой зависимости от характера деятельности официальных властей этих стран в отношении русского населения, а также от их отношения к Российской Федерации;
г) в качестве первоначальных условий, которые должны обеспечиваться за счет экономических связей с Российской Федерацией, необходимо:
развить сети детских и юношеских образовательных, учебных, воспитательных, культурных, спортивных и оздоровительных учреждений для русского и русскоязычного населения, в том числе детских садов, средних школ, гимназий, техникумов, спортивных клубов, учреждений для летнего и зимнего отдыха и т.п.;
обеспечить возможности продолжить образование в вузах страны пребывания выпускникам русских школ и техникумов; во всех государствах - бывших республиках СССР сохранять и вновь создавать вузы, в которых обучение ведется на русском языке;
развивать издательскую деятельность по выпуску книг, газет, журналов, программ на радио и телевидении на русском языке, без ограничений распространять книги, журналы, газеты на русском языке;
создавать русские культурные центры. Осуществлять с их помощью русские культурные программы, в том числе демонстрации документальных, научных и художественных фильмов, организовывать туризм и гастроли творческих коллективов;
реализовать программы гуманитарной помощи русским в этих странах через организации русских общин; содействовать организации профессиональной подготовки и переподготовки русских;
создавать возможности для подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий российской собственности с квотированием рабочих мест для русских;
осуществлять программы обеспечения русских полноценным жильем и иными видами бытового и социального обеспечения;
передавать имущество бывшего СССР, находящееся во владении Российской Федерации в этих странах и подлежащее приватизации, в собственность русским общинам;
д) по каждому государству - бывшей республике СССР предполагается осуществлять отдельные программы, соответствующие официально разрабатываемым принципам. При этом условия, определенные общими принципами, должны учитываться в межправительственных и межведомственных соглашениях. Разработка этих соглашений не может проводиться без полноправного участия полномочных представителей русских общин.
Конгресс русских общин убежден, что действительно кардинальное решение проблемы российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации, лежит на пути политической, экономической и иной интеграции республик бывшего СССР.