--->
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ |
Парламентские партии, движения, объединения |
Исторически Россия складывалась как сообщество различных этносов, культур и религий, интересы которых не всегда совпадали. Несмотря на политику государства, подавлявшего любое инакомыслие, русский народ был открыт к восприятию других культур и тем самым обеспечил господство России на огромном континенте. Сохранение физического и духовного потенциала России на "евразийском пространстве" требует осмысления новой исторической роли государства и общенациональных духовных ценностей.
Большинство народов России не являются национальными меньшинствами, они живут на своей исторической территории, они - коренные народы, волею судеб оказавшиеся с едином государстве с русскими. Основой российского гражданского общества должно стать поэтому признание полиэтнического, поликультурного, поликонфессионального построения государственности на принципах федерализма и демократии. Единое духовное пространство общества возможно только на базе учета интересов народов и граждан России. Основой этой государственной идеологии является веками выстраданная идея добровольного, равноправного и взаимовыгодного союза народов России.
Россия - место взаимодействия славянской, тюркской, финно-угорской, монгольской и других не менее значимых культур; пространство, где сосуществуют великие религии - христианство, ислам и буддизм. Каждая из этих цивилизаций тысячами нитей связана с культурным пространством вне России.
Геополитическое, этническое, экономическое положение России и ее история предопределяют жизнеспособное государственное устройство - эволюционно развивающуюся гибкую федерацию. Подлинная федерация может быть построена только при отказе от силы как способа решения национального вопроса и разрешения национально-государственных кризисов. Силовым способом можно лишь временно сохранить территориальную и государственную целостность страны, но в долгосрочном плане такая политика бесперспективна. Добрая и осознанная воля народов России к единству - одно из главных условий единства российского государства.
Российская Федерация состоится и достигнет своих целей - становления правового демократического государства - если будет выработан эффективный механизм реализации принципов федерализма и демократии:
права народов на самоопределение, как неотъемлемой части государственной национальной политики в формах, признанных мировым сообществом и закрепленных нормами международного права;
взаимовыгодного баланса интересов федерального центра и субъектов Российской Федерации на основе их выявления и согласования;
гармонизации национальных, региональных и общенациональных государственных интересов;
гарантий обеспечения основных прав человека, независимо от места проживания;
выработки и последовательного проведения национальной и региональной политики.
Существующее деление России на области, края, республики, округа несет в себе элемент субъективизма и случайности. Но жизнь их объективизировала. Более того, сегодня в принципе трудно провести границы, которые устроили бы все без исключения этнические группы. Изменения границ и статусов субъектов Российской Федерации чреваты дестабилизацией политической и общественной обстановки в стране и за ее пределам. Идея "губернизации" России как принцип, исключающий национально-территориальное деление, не только игнорирует исторический контекст процесса федерализации, но может привести к общегосударственному кризису с опасными геополитическими последствиями.
Признавая выравнивание конституционных прав субъектов Российской Федерации как долгосрочную политику, в то же время не следует подходить к этому вопросу механически и пытаться унифицировать субъекты как по названию, так и по объему полномочий. Политика центра в отношении к субъектам должна быть гибкой: между ними существуют и будут существовать различия в экономическом, этническом и культурном плане. Это - норма, вытекающая из естественного разнообразия самой жизни. Каждый субъект обладает особенностями, в соответствии с которыми он должен самостоятельно определить и согласовать с федеральным центром объем полномочий, необходимый для его жизнедеятельности.
Мы считаем, что подлинная федерализация возможна на пути демократизации, учета особенностей и запросов народов России, добровольного взаимного распределения полномочий между центром и субъектами. Соблюдение принципов федерализма потребует создания механизмов согласования краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов и обеспечения их баланса через проведение последовательной общенациональной государственной внутренней и внешней политики. Идеология федеративного строительства должна обеспечивать стратегическое равновесие национальных, региональных и общенациональных государственных интересов.
Федеративное государство должно стать гарантом многоуровневой сбалансированной системы интересов всех его субъектов, народов и граждан с новой ролью центра - координатора и проводника согласованной внутренней и внешней общенациональной государственной политики.