--->
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ |
Парламентские партии, движения, объединения |
Образование в современном мире становится ведущим фактором экономического роста и важнейшей областью вложения капитала и интеллектуально-трудовых усилий. В то же время у нас происходит катастрофическое разрушение социального, профессионально-технологического и кадрового потенциала сферы образования, резко снижается уровень образованности детей и российского населения в целом. Современное демократическое общество не может быть малообразованным.
Без должного уровня образования населения демократия на практике оказывается плутократией или диктатурой. Мы решительно выступаем против разрушения образовательного потенциала страны и настаиваем на последовательной государственной политике неуклонного подъема уровня образования населения, расширения и повышения качества работы сети образовательных учреждений. Необходима крупномасштабная программа мер по восстановлению и развитию российского образования. Мы добиваемся резкого увеличения расходов на образование и профессиональное обучение молодежи. Экономия на этих затратах сегодня приведет в недалеком будущем к большим потерям от низкого качества образовательного уровня трудящихся.
Основной задачей по развитию образования должно стать освоение новой общественной технологии образования, основанной на деятельности по освоению базовых способов мышления и понимания: "От школы памяти - к школе формирования мышления и понимания". Новая технология предусматривает переход к непрерывному образованию, позволяющему поддерживать квалификацию граждан на уровне, отвечающем требованиям научно-технического прогресса и постоянного обновления производства. Для ее распространения необходимо решить задачи создания системы опережающего педагогического образования и подготовки кадров. Мы настаиваем на принятии соответствующей программы развития образования на основе распространения самых передовых технологий формирования качественно нового уровня мышления и знания.
Мы выступаем за сохранение всеобщего бесплатного среднего и среднего специального образования, конкурсной системы бесплатного высшего образования, рассматривая их в качестве одной из важнейших социальных гарантий. Мы также за расширение разнообразия программ образования и форм образовательных учреждений при строгом соблюдении образовательных стандартов. Наряду с укреплением и повышением качества работы государственных образовательных учреждений важно создать условия для развития различных негосударственных учебных заведений при сохранении государственного контроля за содержанием и качеством образовательного процесса. Для этого необходимо освободить негосударственные учебные учреждения от налогообложения, обеспечить льготные условия приобретения необходимых средств обучения.
Важнейшая задача в условиях нынешнего структурного кризиса - развертывание сети переквалификации и вторичного образования, которая могла бы существенно облегчить усилия людей, вынужденных оставить прежнее место работы в результате сокращения производства. Лицам, получившим бесплатное высшее образование и не устроившимся по специальности, необходимо предоставить право на получение кредита для переобучения с выплатой в течение нескольких лет с учетом инфляционных процессов. Эту работу должно взять на себя государство параллельно с работой по стимулированию создания новых рабочих мест.
Образование - это не только усвоение новых знаний, но и воспитание личности. Должна быть восстановлена воспитательная функция начальной и средней школы. Воспитание учащихся должно основываться на лучших образцах отечественной духовной культуры, содействовать усвоению традиционных российских ценностей: патриотизма, добра, трудолюбия, справедливости, общественного долга. Необходимо содействие образованию детских и юношеских организаций, ориентированных на развитие творческих способностей, усвоение новых знаний и полезных практических навыков, формирующих патриотическое и ответственное самосознание. Важно вовлечение в эту работу традиционных российских конфессий, творческих союзов, благотворительных организаций.
Для сбережения и развития потенциала науки и образования мы предлагаем в качестве первоочередных мер:
1. Закрепить минимальный уровень бюджетных ассигнований на нужды науки и высшей школы на уровне не ниже 5 процентов расходной части федерального бюджета, предусматривая дополнительное финансирование за счет местных бюджетных средств сверх этого лимита.
2. Определить перечень приоритетных университетов и вузов страны, финансирование которых гарантируется за счет средств федерального бюджета.
3. Ввести законодательный запрет сроком не менее чем на 10 лет на приватизацию существующих государственных учреждений науки, высших и средних учебных заведений, одновременно создав благоприятные условия для формирования параллельной системы частных учебных заведений.
4. Ввести двухуровневую систему высшего образования с тем, чтобы студенты, оканчивающие неполный курс, получали соответствующий квалификационный сертификат.
5. Способствовать развитию студенческого самоуправления и студенческих организаций, обеспечить принятие законодательства об их статусе.
6. Законодательно установить минимальный уровень стипендии студентов в кратности к минимальному размеру заработной платы.
7. Освободить от налогообложения финансовую помощь научным и учебным заведениям, включая средства, выделяемые на учебные стипендии и исследовательские гранты.