--->
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ |
Парламентские партии, движения, объединения |
Мы поддерживаем концепцию судебной реформы, одобренную Верховным Советом в 1991 году, однако считаем, что для ее реализации сделано слишком мало.
В настоящее время суды испытывают острый дефицит кадров, убывание которых продолжается из-за нищенских зарплат и чувства незащищенности перед лицом возросшей и усилившейся преступности. Суды общей юрисдикции перегружены делами, в силу чего судебная процедура подчас чрезмерно затягивается. Очень часто суды находятся в унизительной материальной и финансовой зависимости от исполнительной власти. Сложилась недопустимая практика невыполнения судебных решений, - все это также не способствует престижу судейского труда.
Для обеспечения бесперебойного и эффективного функционирования судебной системы в первую очередь решить следующие задачи:
1. Вернуть престиж и обеспечить безопасность судейской профессии. Это означает:
существенно увеличить зарплату судьям - особенно в судах общей юрисдикции;
обеспечить безопасность судей, присяжных, адвокатов и свидетелей - возможно, путем создания специальной судейской полиции.
Реализация этих мер предотвратит кадровую утечку из судейского корпуса и сделает профессию судьи привлекательной для профессионалов.
2. Добиться выполнения судебных решений. Рецепт здесь может быть только один: чиновники, повинные в неуважении к суду, должны незамедлительно подвергаться увольнению. Но для этого должна быть проявлена воля, идущая от самого высшего руководства страны.
3. Ликвидировать материальную зависимость судов от административных органов. Финансирование судов должно осуществляться из бюджета напрямую, без какого-либо посредничества исполнительной власти.
4. Разгрузить суды общей юрисдикции от чрезмерного объема дел.
Для достижения этой цели нужно двигаться в следующих направлениях:
А. дифференциация судебной системы по горизонтали: выделить в системе судов общей юрисдикции коллегии по административным делам, крайне необходимые сегодня, во-первых, для более профессионального рассмотрения нарастающей массы конфликтов между гражданами и государством, во-вторых, для контроля за административными актами, включая нормативные;
Б. дифференциация судебной системы по вертикали:
стимулировать развитие мировых судов, действующих на уровне местного самоуправления, которые могут принять на себя большое количество мелких дел;
в субъектах федерации допустить создание уставных судов, которые освободят федеральные суды от применения конституций, уставов и законов субъектов федерации. Но сделать это необходимо исключительно на основе принципа единства и верховенства федеральной судебной системы.