В новой Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 и вступившей в силу в день опубликования - 25 декабря 1993, Конституционному Суду посвящена статья 125. В ней перечислены 5 категорий дел, рассматриваемых КС:
- разрешение дел о соответствии нормативных актов и международных договоров Конституции - по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой депутатов (членов) любой из палат парламента, Правительства, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
- разрешение споров о компетенции органов власти;
- проверка конституционности законов, применяемых в конкретном деле - по индивидуальным жалобам граждан и запросам судов (аналог прежних дел о правоприменительной практике);
- толкование Конституции - по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, органов законодательной власти субъектов РФ (при старой Конституции ее толкование было прерогативой парламента);
- дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента (в процедуре отрешения его от должности) - по запросу Совета Федерации.
В Конституции указано, что акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Штатная численность КС увеличена с 15 до 19 судей (оппозиция усмотрела здесь желание оставить в меньшинстве 9 судей, голосовавших за заключение КС от 21 сентября 1993).
Исчерпывающий перечень инициаторов рассмотрения дел, данный для всех категорий (кроме разрешения споров о компетенции), исключает рассмотрение этих дел по инициативе самого КС.
Кроме того в статье 100 говорится, что палаты парламента могут собираться совместно для заслушивания посланий КС. Какая-либо периодичность или тематика для посланий Конституцией не установлена. КС предусмотрел в своем Регламенте направление посланий о состоянии конституционной законности в РФ не реже раза в год, но за первые 2 года деятельности КС о направлении таких посланий не сообщалось.
Разработчиками федерального конституционного закона выступали судьи КС, субъектом законодательной инициативы - депутаты Госдумы, а представители Президента России, Правительства и Совета Федерации принимали участие в предварительном обсуждении и могли внести в текст свои поправки и дополнения.
29 января 1994 этот проект решением Конституционного Суда был направлен в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы КС.
6 апреля 1994 и.о.Председателя КС Н.В.Витрук доложил Государственной Думе проект, а на следующем заседании 8 апреля состоялось голосование по проекту в первом чтении, при котором он получил 247 голосов из 300 необходимых. Председатель Комитета по законодательству В.Б.Исаков предложил принять постановление, поручающее его Комитету доработку проекта и предписывающее КС до принятия нового закона руководствоваться прежним законом о КС в части не противоречащей Конституции. Первый заместитель Председателя ГД М.А.Митюков назвал такое предложение антиконституционным. Фракция ЛДПР в качестве условия голосования за проект предложила предусмотреть в нем всенародное выдвижение кандидатов в судьи КС, а фракция КПРФ выдвинула 3 условия: предоставление КС права рассматривать дела по собственной инициативе, предоставление Думе права предлагать Президенту кандидатуры, ограничение срока полномочий судей 10 годами с полным переизбранием состава КС. В конце дня постановление Исакова было проголосовано по частям. Принято решение считать проект представленным и поручить Комитету по законодательству и судебно-правовой реформе работу над ним. Пункт о работе КС на основе старого закона не прошел, получив 180 голосов.
26 апреля Н.Витрук и председатель думского подкомитета Л.Завадская представили Думе новую редакцию проекта, в котором были учтены 2 из четырех предложений коммунистов (12-летний срок полномочий судей и право Думы предлагать кандидатуры). Витрук высказался за закрепление в законе материальных гарантий деятельности КС, подчеркнув, что альтернативой этому является негласное существование "кормушечной системы", которую возглавляет Главное управление охраны РФ. "Это опасно для Российского государства, потому что все высшие должностные лица находятся на содержании этого Главного управления охраны. И все зависят от одного лица - от его руководителя" (начальником ГУО в это время был М.И.Барсуков). В.Жириновский припомнил Конституционному Суду отказ рассмотреть в 1992 году свою жалобу на отмену Минюстом России регистрации ЛДП Советского Союза и заявил, что ЛДПР не будет голосовать за закон, поскольку "если у нас не действует вся остальная судебная система, то Конституционный Суд не нужен". По предложению Председателя Государственной Думы И.П.Рыбкина голосование перенесено на 11 мая.
По непонятным причинам 11 мая депутатам был роздан старый текст закона - без перечисленных 26 апреля Витруком поправок. Благодаря бдительности председателя Комитета по безопасности В.И.Илюхина ошибка была замечена. Новая редакция статей 9 и 12 была зачитана с трибуны депутатом Завадской, после чего закон был принят в первом чтении 340 голосами при равномерной поддержке всех фракций и групп.
24 июня 1994 закон принят во втором чтении 336 голосами и в целом 331 голосом. Поправка О.О.Миронова о праве КС рассматривать дела по собственной инициативе получила 173 голоса.
12 июля закон обсуждался Советом Федерации. Председатель Комитета СФ по Конституционному законодательству и судебно-правовой реформе И.М.Костоев от имени Комитета рекомендовал одобрить проект. Его заместитель Е.Б.Мизулина высказалась категорически против и предложила настаивать на внесении в закон поправок, одобренных Комитетом до принятия закона (20 июня), но не учтенных Думой. В частности: назначение председателя КС Советом Федерации; исключение списка субъектов, имеющих право предлагать Президенту кандидатуры судей; снижение государственной пошлины для органов власти; исключение упоминания о "других полномочиях" КС, не предусмотренных этим законом; предоставление Президенту и Совету Федерации возможности переукомплектовать КС полностью. Сенаторы не поддержали позицию Мизулиной. Закон был одобрен 146 голосами (82%) и направлен на подпись Президенту.
21 июля закон был Президентом подписан, 23 июля опубликован и вступил в силу.
Закон о Конституционном Суде стал, таким образом, первым федеральным конституционным законом, принятым Федеральным Собранием России. Исполнявший в то время обязанности председателя КС Николай Витрук назвал это событие знаменательным и подчеркнул, что "теперь Конституция Российской Федерации сможет, наконец, заработать в полном объеме".
В новой Конституции отсутствует определение Конституционного Суда, подобное содержащимся в прежних вариантах Основного закона ("Конституционный Суд РСФСР является высшим судебным органом конституционного контроля в РСФСР, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства" - 1991-1992; "Конституционный Суд Российской Федерации - высший орган судебной власти по защите конституционного строя" - 1992-1993). При этом Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду даются такие определения (Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции...; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами). Зато такое определение сформулировано в статье 1 Федерального конституционного закона о КС: "Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства".
Закон определяет круг субъектов права обращения в КС за разрешением споров о компетенции, отсутствующий в Конституции - это сами участники споров, а также Президент РФ в случае неудачи использованных им согласительных процедур, предусмотренных статьей 85 Конституции.
Помимо полномочий, продублированных по статье 125 Конституции, КС осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами, может пользоваться правами, предоставленными ему договорами о разграничении полномочий центра и регионов.
Формулировка прежнего закона - КС "не рассматривает политические вопросы" заменена формулировкой "решает исключительно вопросы права".
Судьей может быть назначен гражданин РФ не моложе 40 лет с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и 15-летний стаж работы по юридической профессии, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Третий раздел закона состоит из 7 глав, в которых отражены особенности рассмотрения Судом 7 категорий дел. Этих категорий на две больше, чем в статье 125 Конституции, поскольку в отдельные глав выделено рассмотрение конституционности международных договоров и рассмотрение запросов судов.
С принятием закона возобновление деятельности КС снова было отложено, на этот раз - до избрания полного штатного состава КС, которое в соответствии с пунктом 3 переходных положений Федерального конституционного закона требовалось для проведения организационного заседания КС. Процесс назначения судей КС Советом Федерации настолько затянулся, что в январе 1995 года депутаты Совета Федерации подготовили проект обращения к судьям КС с призывом приступить к работе с имеющимся количеством судей и начать рассмотрение дел, не требующих избрания Председателя и разбивки на палаты. Тогда же депутатами Государственной Думы (Ю.Х.Калмыковым и др.) был внесен проект Федерального конституционного закона о поправке к Федеральному конституционному закону о КС, в которой "полный состав" в пункте 3 переходных положений заменялся на обычный кворум, предусмотренный статьей 4 того же закона (3/4 от общего числа судей). Но вскоре эти инициативы оказались ненужными, т.к. 7 февраля 1995 наконец-то был назначен 19-й судья КС и Суд смог приступить к работе.
25 октября 1994 года, назначив первых трех судей Конституционного Суда, Совет Федерации рассмотрел вопрос о порядке принесения присяги судьями Конституционного Суда. После принятия постановления началась дискуссия по вопросу о необходимости приведения 13 судей старого состава к повторной присяге новой Конституции. Выступившая на заседании судья КС Т.Г.Морщакова заявила, что вопрос о повторной присяге может быть решен только принятием федерального закона и должен решаться единообразно для всех должностных лиц. Она предупредила, что это может повлечь необходимость повторной присяги для Президента, судей всех судов, военнослужащих и т.д. При обсуждении вопроса во всех "политических лагерях" выявились как сторонники, так и противники повторной присяги, причем мотивация у всех была разная. После 45 минут обсуждения депутаты 127 голосами против 4 при 3 воздержавшихся решили снять вопрос о повторной присяге с обсуждения.
В феврале 1997 года вопрос о присяге всех судей на верность новой Конституции стал вновь обсуждаться в прессе в связи с публикацией брошюры судьи Лучина, критикующей Конституцию.
Конституционный Суд возобновил работу в феврале 1995 года и действует ныне на основании статьи 125 Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1-фкз от 21 июля 1994) и Регламента Конституционного Суда Российской Федерации, принятого самим Конституционным Судом 1 марта 1995 года.
Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" (N 2-фкз от 10 октября 1995), вступившим в силу 19 октября 1995, на Конституционный Суд была возложена новая обязанность: проверять соблюдение инициаторами референдума требований Конституции. Содержание этой нормы еще ожидает своего истолкования, поскольку в самой Конституции о порядке назначения референдума не говорится ничего.
1 января 1997 введен в действие Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" (N 1-фкз от 31 декабря 1996). Закон не установил каких-либо новых норм в отношении Конституционного Суда РФ (за исключением положений об участии КС в составлении проекта Федерального бюджета). Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации включены в судебную систему РФ, но отнесены не к системе федеральных судов, а к числу судов субъектов Федерации.
Из части 1 статьи 3 исключается пункт 7, допускающий возложение на Суд дополнительных полномочий федеральными конституционными законами и договорами центра с регионами;
В статье 9 проект оставляет право предлагать Президенту кандидатуры судей только за Государственной Думой и высшими судебными органами и ограничивает срок исполнения судейских обязанностей судьей, срок полномочий которого истек, одним месяцем со дня истечения его полномочий;
В статье 12 снижает предельный возраст судьи с 70 до 65 лет. В этом случае в отставке немедленно оказывается Председатель КС М.Баглай.
В статье 18 расширяет число случаев, в которых полномочия судьи прекращает Совет Федерации (не только п.1, но также 4, 6, 7, 8);
В статьях 21 и 22 переносит рассмотрение конституционности нормативных актов, в случаях, если запрос внесен Президентом, Правительством или палатой парламента, в пленарное заседание.
Председатель, заместитель председателя и судья-секретарь назначаются на три года Советом Федерации по представлению Президента, основанному на предложении Конституционного Суда.
Из статьи 32 исключается право КС не оглашать документы, представленные в письменном виде.
В статье 39 пошлина для юридических лиц снижается до того же уровня, что и для граждан.
Исключаются п.1 ч.2 и ч.4 статьи 40, п.2 ч.1 статьи 43, что снижает для КС и его секретариата возможности возвращать обращения без рассмотрения;
В статье 53 в число потенциальных представителей сторон включаются члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.
Новая статья 79-1 - "Пересмотр решения о вновь открывшимся обстоятельствам" - позволяет КС при наличии обращения, соответствующего требованиям закона, назначать новое рассмотрение дела, по которому ранее было вынесено решение.
В разделе 5 (Переходные положения) в пункт 4 добавляется, по отношению к судьям, избранным до вступления в силу закона от 21 июля 1994, предложение: "При этом они приносят присягу новой Конституции Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом".
Правовое управление Думы вынесло положительное заключение по проекту, не предъявив к нему никаких замечаний.
Проект был провален Думой 20 июня, получив всего 177 голосов из 300 необходимых.
20 января 1997 одиннадцать членов Комитета по законодательству внесли новый проект поправок к ФКЗ о КС, нацелившись на этот раз на изменение некоторых процедурных правил. Проект во многом совпадает с майским вариантом, но из него исключены все положения, изменяющие принципы избрания КС, сроки полномочий судей и повторную присягу. Зато добавлено право КС в случаях не терпящих отлагательства самостоятельно приостанавливать нормативные акты до завершения рассмотрения дела (ст.42). А в статье 43 говорится, что в случае, когда оспариваемый акт утрачивает силу во время процесса, дело не может быть прекращено, если заявитель возражает.
Проект был рассмотрен 6 февраля 1997 и не прошел, получив 228 голосов.