(by TRANSLATE.RU)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Конституционный Суд

Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника

Дело о проверке конституционности
пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в связи с жалобой гражданина В.С.Корнилова

(о пострадавших от радиации)

Дело рассматривалось 22 февраля 1996 года первой палатой КС
Постановление N 7-П от 11 марта 1996 года

В заседании участвовали:
Представитель Совета Федерации Федерального Собрания РФ - адвокат Ю.С.Костанов.
Приглашенные в заседание представители: от Президента РФ - М.А.Митюков, от Министерства социальной защиты населения РФ - В.Н.Солодун, от Министерства финансов РФ - Ю.В.Киселев.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина В.С.Корнилова на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 1 Закона РФ от 20 мая 1993 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли положение пункта 3 статьи 1 названного Закона Конституции РФ.

Конституционный Суд установил
Заявитель - гражданин Корнилов Валерий Сергеевич, 1947 года рождения, с 1952 года проживал в селе Бродокалмак Красноармейского района Челябинской области. В 1957 году в связи с аварией на производственном объединении "Маяк", повлекшей радиоактивное загрязнение местности, он в числе других граждан, проживавших на улице Береговой, был эвакуирован (переселен) на другую, вновь построенную в селе улицу.
20 мая 1993 года был принят Закон РФ. в соответствии с которым на граждан (включая детей), эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии и сбросов радиоактивных отходов, распространено действие Закона РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 18 июня 1992 года.
В связи с этим В.С.Корнилов, находившийся в момент аварии в зоне воздействия радиации, обратился в Администрацию Челябинской области с просьбой о признании его, как лица, подвергшегося воздействию радиации, пострадавшим и о выдаче ему удостоверения на право получения компенсаций и льгот в соответствии с Законом РФ от 20 мая 1993 года. В просьбе ему было отказано на том основании, что действие данного закона на него не распространяется, поскольку семья Корниловых была переселена в пределах населенного пункта, а не за его пределы.
Статья 42 Конституции РФ провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, Этому праву корреспондирует обязанность государства принять достаточные меры для защиты природы и людей при радиационных авариях и катастрофах.
Устанавливаемые государством гарантии социальной защиты граждан применительно к праву на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья могут включать комплекс льгот и компенсаций, выходящих за пределы возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В частности, такие меры предусмотрены Законом РФ от 20 мая 1993 года, который, как указано в его преамбуле, направлен на защиту прав и законных интересов граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, а также принимавших участие в ликвидации их последствий, Из этой формулировки следует, что основанием отнесения граждан к подпадающим под действие данного Закона является их нахождение в зоне радиоактивного загрязнения, возникшего вследствие аварии и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу.
Сам факт полной или частичной эвакуации (переселения) свидетельствует о том, что жители этих населенных пунктов находились в зоне радиоактивного загрязнения.
Рассматриваемое положение пункта 3 статьи 1 Закона РФ от 20 мая 1993 года распространяет действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" только на эвакуированных (переселенных) их населенного пункта, т.е. исключает тех, что был переселен в его пределах. Это не отвечает целям и смыслу обжалуемого Закона, указанным в его преамбуле. Данное положение значительно сужает круг лиц, которые подлежат защите как пострадавшие от аварии и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, и лишает проживавших в зоне радиоактивного загрязнения и переселенных в пределах населенного пункта, возможности получения законных льгот и компенсаций, что ставит этих граждан и граждан, выехавших за пределы населенных пунктов, в неравное положение.
Таким образом, рассматриваемое положение пункта 3 статьи 1 Закона РФ от 20 мая 1993 года как по своему буквальному смыслу, так и по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, фактически устанавливает необоснованные и несправедливые различия между пострадавшими вследствие аварии и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, что противоречит статье 19 (часть 1) Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом, а также статье 42 Конституции РФ о праве каждого на благоприятную окружающую среду, поскольку не защищает в равной мере всех лиц, оказавшихся в зоне радиоактивного загрязнения.

Конституционный Суд признал положение оспоренного Закона, которое препятствует социальной защите граждан, эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, не соответствующим Конституции РФ.

Особое мнение - у судьи Г.А.Гаджиева. В принятии решения не участвовали судьи Н.В.Витрук, Н.В.Селезнев.


"Панорама"

           


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network