(by TRANSLATE.RU)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Конституционный Суд

Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника

Дело о проверке конституционности
Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая 1993 года
"О статусе судей в Кабардино-Балкарской Республике"
и постановления Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля 1993 года "О порядке и сроках проведения выборов судей Кабардино-Балкарской Республики"

(о судьях Кабардино-Балкарии)

Дело рассматривалось 21, 22 и 30 сентября 1993 года
Постановление N 18-П от 30 сентября 1993 года

В заседании участвовали:
Представитель стороны, обратившейся с ходатайством: В.И.Радченко - и.о. Председателя Верховного Суда РФ.
Представители стороны, принявшей подлежащие проверке правовые акты: Х.М.Кармоков - Председатель Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики, И.Б.Бечелов - председатель Комиссии Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики по вопросам законодательства, законности и правопорядка, обращениям граждан и гласности, А.К.Шогенов - правовой советник Секретариата Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики.

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Верховного Суда РФ, в котором содержится требование признать названные правовые акты не соответствующими Конституции РФ.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли проверяемые акты Конституции РФ с точки зрения закрепленного ею разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и республиками в составе РФ.

Конституционный Суд установил:
1. Нормативные акты Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая и 22 июля 1993 года регулируют основополагающие институты судебной власти, в том числе гарантии ее исключительности и независимости, порядок формирования судейского корпуса, сроки судейских полномочий, а также основания и порядок их приостановления и прекращения. Названные вопросы, в том числе определение сроков полномочий судей, являются предметом конституционного регулирования, которое конкретизируется в соответствии с Конституцией РФ в федеральном законодательстве и относится к исключительному ведению Российской Федерации.
2. Закон регулирует в основном именно вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации. Многие его положения повторяют нормы федерального законодательства, однако при этом не соблюдено соответствие ряда содержащихся в нем решений Конституции РФ и Закону РФ "О статусе судей в РФ". Нормы Закона Кабардино-Балкарской Республики, устанавливающие предельный возраст для пребывания в судейской должности и пятилетний срок полномочий для впервые избираемых судей, приняты в нарушение федеральных конституционных положений о том, что ограничение срока судейских полномочий является исключительной прерогативой федерального законодателя.
3. Формулировки закона, снижающие уровень гарантий независимости судей, противоречат Закону РФ "О статусе судей".
4. В законе сужены пределы судейской неприкосновенности.
5. Не соответствуют Закону РФ и положения оспариваемого закона об основании и порядке приостановления и прекращения судейских полномочий.
6. Непосредственно нарушают принцип независимости судей положения, согласно которым персональный состав экзаменационной комиссии для кандидатов на судейские должности утверждается не квалификационными коллегиями судей, а Президиумом ВС Кабардино-Балкарской Республики.
7. Закон РФ "О статусе судей" выделяет и вопросы, подлежащие решению в законодательных органах республик. Регулирование законом КБССР вопросов представления кандидатов и определение тех органов, которые избирают судей, не противоречит Конституции и Федеративному договору.
8. Постановление ВС КБССР, которым назначены досрочные выборы судей, не соответствует Конституции РФ.

Конституционный Суд признал ряд статей оспариваемого закона и оспариваемое постановление не соответствующими Конституции РФ и положениям Федеративного Договора с точки зрения разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и республиками в составе РФ.
Кроме того, Суд посчитал необходимым обратить внимание федеральных органов государственной власти на необходимость разработки механизма согласования правового регулирования по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В принятии решения не участвовали судьи Э.М.Аметистов, Н.В.Витрук, А.Л.Кононов, В.И.Олейник.


"Панорама"

           


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network