(by TRANSLATE.RU)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Конституционный Суд

Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника

Дело о проверке конституционности
Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года
"О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа
в состав Российской Федерации"

(о суверенитете Чукотки)

Дело рассматривалось 11 мая 1993 года
Постановление N 9-П от 11 мая 1993 года

В заседании участвовали:
Народный депутат РФ С.С.Петрищев, направивший ходатайство в КС.
Представители Магаданского областного Совета народных депутатов, направившего ходатайство в КС: А.А.Макеев - советник Магаданского облсовета, О.В.Берендеев - кандидат юридических наук.
Представитель Верховного Совета РФ как стороны, принявшей рассматриваемый Закон: Котелевская И.В. - кандидат юридических наук.

Поводом к рассмотрению дела явились ходатайство народного депутата РФ С.С.Петрищева и ходатайство малого Совета Магаданского областного Совета народных депутатов с требованием признать названный Закон полностью не соответствующим Конституции РФ.
Основанием для рассмотрения дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли названный Закон Конституции РФ по содержанию норм и порядку его принятия.

Конституционный Суд установил:
1. Согласно действующей редакции статьи 83 Конституции РФ от 15 декабря 1990 года автономный округ находится в составе РФ и может входить в край или область (в отличие от прежде действовавшей нормы Конституции РСФСР о безусловном вхождении автономного округа в край или область).
Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ) и соответствующие статьи Конституции РФ в редакции от 21 апреля 1992 года закрепили конституционно-правовой статус автономного округа в качестве субъекта РФ независимо от его нахождения в крае или области.
Часть вторая статьи 70 Конституции РФ устанавливает, что территории субъектов Федерации, в том числе автономных округов, образуют единую территорию РФ, а часть вторая статьи 71 Конституции, содержащей перечень субъектов федерации, не указывает на территориальную принадлежность автономных округов к краям и областям.
Таким образом, нахождение автономного округа в крае или области, равно как и выход не влияют на его конституционно-правовой статус, закрепленный Основным Законом и Федеративным договором, а также на национально-государственное устройство и состав РФ.
2. Принимая Закон от 17 июня 1992 года "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации", законодатель действовал в соответствии с нормой части второй статьи 8 Закона РФ от 5 марта 1992 года "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", устанавливающей, что порядок выхода автономного округа из состава края или области определяется законом РФ.
Рассматриваемый Закон РФ с учетом волеизъявления органов государственной власти Чукотского автономного округа, выраженного в ранее принятых решениях Совета народных депутатов Чукотского автономного округа, подтвердил статус Чукотского автономного округа в качестве самостоятельного субъекта РФ.
3. Норма части третьей статьи 70 Конституции РФ, являющаяся основным аргументом ходатайствующей стороны, устанавливает, что разделение и объединение субъектов федерации, в том числе автономных округов, могут быть осуществлены только на основе волеизъявления большинства избирателей, проживающих в них, с последующим утверждением Съездом народных депутатов. Однако данное положение распространяется на такие территориальные преобразования, которые влекут за собой изменение состава РФ, появление новых субъектов федерации, и не распространяется на разрешение данного спора.
4. Отсутствие нормативной базы местного референдума затрудняет использование данной формы выявления воли избирателей. Но это не может служить основанием для непризнания юридической силы акта окружного Совета, поскольку последний действовал в пределах своих полномочий.
5. Согласно статье 84-9 Конституции РФ территории края, области не могут быть изменены без их согласия, а в силу пункта "в" части первой статьи 84-11 Конституции изменение границ краев и областей относится к совместному ведению органов власти РФ и ее соответстввующих субъектов. Однако нахождение автономного округа в крае или области не означает, по действующему законодательству, поглощения его территории. Территориальные изменения, являющиеся следствием выхода автономного округа из состава края или области и не влекущие изменения его границ, не подпадают под действие статьи 84-9 и пункта "в" части первой статьи 84-11 Конституции.
6. Выход Чукотского АО из состава Магаданской области влечет за собой необходимость структурных изменений в областных органах власти и управления. Верховный Совет РФ определил необходимые переходные положения своим постановлением от 15 июля 1992 года о порядке введения в действие названного Закона.

Конституционный Суд признал данный закон соответствующим Конституции РФ.

В принятии решения не участвовали судьи А.Л.Кононов, В.О.Лучин, В.И.Олейник, О.И.Тиунов.


"Панорама"

           


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network