(by TRANSLATE.RU)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Конституционный Суд

Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника

Дело о проверке конституционности
части второй пункта 2 постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 29 марта 1993 года "О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума"

(об апрельском референдуме)

Дело рассматривалось 20-21 апреля 1993 года
Постановление N 8-П от 21 апреля 1993 года

В заседании участвовали:
Представитель группы народных депутатов РФ, направившей ходатайство: И.Л.Гуринович - член Московской городской коллегии адвокатов.
Представитель стороны, издавшей рассматриваемое постановление: Б.С.Крылов - доктор юридических наук.

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство группы народных депутатов РФ (С.А.Носовца, Л.А.Пономарева, В.М.Анохина, М.Г.Арутюнова, А.Е.Шабада, И.М.Кучеренко, С.Н.Красавченко, С.А.Ковалева, В.В.Волкова, Г.П.Якунина), в котором содержится требование признать часть вторую пункта 2 названного постановления не соответствующей Конституции РФ по содержанию норм и по форме.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли данное постановление Съезда народных депутатов РФ в указанной части Конституции РФ.

Конституционный Суд установил:
1. 29 марта 1993 года девятый (внеочередной) Съезд народных депутатов РФ объявил всенародное голосование - референдум по следующим вопросам:
1) "Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину?";
2) "Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года?";
3) "Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?";
4) "Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?".
Частью второй пункта 2 постановления Съезда установлено, что решения по всем вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, имеющих право быть включенными в списки для голосования.
В ходатайстве народных депутатов отмечается, что принятие на референдуме решений большинством голосов граждан, включенных в списки, требуется лишь по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РФ, тогда как по иным вопросам, согласно части третьей этой статьи, решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан РФ, принявших участие в референдуме. По мнению ходатайствующих, голосование ни по одному из вопросов, перечисленных выше, не означает принятия, изменения и дополнения Конституции. Следовательно, часть вторая пункта 2 постановления Съезда противоречит Закону РСФСР "О референдуме РСФСР" и статье 5 Конституции.
2. Требование статьи 5 Конституции о вынесении вопросов на референдум в порядке, установленном Конституцией и законами РФ, означает, что постановление Съезда не может выводить тот или иной конкретный случай из-под действия Конституции и закона. Общее положение статьи 109 Конституции о том, что законы и постановления, принятые Верховным Советом РФ не могут противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов РФ, необходимо соотносить с требованием статьи 5 о вынесении вопросов на референдум в порядке, установленном Конституцией и законами. В самом постановлении Съезда определено: "Провести всенародное голосование в соответствии с Законом РСФСР "О референдуме РСФСР".
Часть четвертая статьи 35 данного Закона предусматривает особые требования к принятию на референдуме решений по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции. Под такую категорию подпадают не только решения о непосредственном принятии Конституции либо о прямом внесении в Конституцию изменений или дополнений, но и решения, предопределяющие основное содержание Конституции или содержание ее изменений и дополнений.
Содержание первого вопроса, выносимого на референдум, имеет преимущественно нравственно-оценочный и политический, а не юридический характер и, следовательно, на связано с изменениями или дополнениями Конституции и законов. Не имеет однозначного правового содержания и значения и второй вопрос.
3. Третий и четвертый вопросы, выносимые на референдум, имеют целью выявить отношение граждан к необходимости проведения досрочных выборов Президента и народных депутатов РФ. Досрочные выборы государственного органа, народных депутатов или выборного должностного лица связаны с досрочным прекращением их полномочий. Срок этих полномочий устанавливается Конституцией. Поэтому, хотя названные вопросы касаются конкретных лиц, положительный ответ на них на референдуме влияет на конституционный статус Президента и народных депутатов РФ и предопределяет необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию, на основе которых только и возможны досрочное прекращене полномочий и досрочные выборы.
В Конституции нет указания на прекращение полномочий Президента по требованию избирателей, выраженному посредством всенародного голосования (референдума). А срок полномочий Советов народных депутатов - пять лет. Таков конституционный срок полномочий и Съезда народных депутатов РФ, и Верховного Совета, и всех народных депутатов в РФ. Совет. Более того, ряд положений Конституции прямо запрещает досрочный роспуск Съезда народных депутатов, Верховного Совета, других законно избранных органов государственной власти.
Поэтому для принятия на референдуме решений по третьему и четвертому вопросам требуется, чтобы за него проголосовало более половины граждан от числа внесенных в списки для участия в референдуме (в списки включаются все граждане, имеющие право участвовать в референдуме).
4. Вынесенные на референдум вопросы и любые принятые по ним решения не предопределяют изменения системы органов власти, порядка их организации, полномочий государственных органов и должностных лиц, установленных Конституцией РФ. Прекращение, изменение либо дополнение полномочий любого государственного органа или должностного лица в зависимости от ответа на вопросы о доверии Президенту, о досрочных выборах Президента и народных депутатов РФ неконституционны, пока такие последствия не предусмотрены Конституцией.

Конституционный Суд признал часть вторую пункта 2 данного постановления Съезда народных депутатов РФ применительно к подведению итогов референдума по вынесенным на него первым двум вопросам не соответствующей Конституции РФ.
В отношении третьего и четвертого вопросов та же формулировка признана соответствующей Конституции РФ.

Решение принято большинством голосов (За - 7, против - 6).Особые мнения - у судей Э.М.Аметистова и Т.Г.Морщаковой.


"Панорама"

           


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network