(by TRANSLATE.RU)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Конституционный Суд

Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника

Дело о проверке конституционности
правоприменительной практики досрочного прекращения полномочий народного депутата Российской Федерации

(Дело депутатов-министров)

Дело рассматривалось 26 февраля 1993 года
Постановление N 4-П от 26 февраля 1993 года

В заседании участвовали:
Представитель Верховного Совета РФ: М.А.Митюков - председатель Комитета по законодательству ВС РФ.
Гражданин РФ А.Ф.Дунаев, подавший индивидуальную жалобу, не явился.

Поводом к рассмотрению дела явилась индивидуальная жалоба А.Ф.Дунаева, в которой содержится требование признать не соответствующей Конституции РФ правоприменительную практику досрочного прекращения полномочий народных депутатов при назначении их Президентом РФ на должности в составе Совета Министров РФ.

Конституционный Суд установил
1. Основанием досрочного прекращения Верховным Советом РФ депутатских полномочий А.Ф.Дунаева 18 октября 1991 года явилось назначение его Указом Президента РФ от 13 сентября 1991 года на должность министра внутренних дел РФ.
А.Ф.Дунаев обратился к Съезду народных депутатов РФ, который, рассмотрев его заявление 21 апреля 1992 года, оставил постановление ВС без изменения.
2. К моменту принятия Верховным Советом РФ указанного постановления в Конституцию РФ были внесены изменения и дополнения, связанные с учреждением института президентства. Президенту РФ было предоставлено право назначать министров, руководителей комитетов и ведомств РФ. Одновременно из Конституции было исключено соответствующее полномочие Верховного Совета. Вместе с тем часть третья статьи 92, согласно которой лица, входящие в состав Совета Министров РФ (за исключением его Председателя), "не могут быть депутатами в Совете, которым они назначаются или избираются", необходимым изменениям не подверглась.
Вопрос о порядке назначения министров является подчиненным по отношению к принципу разделения властей, заложенному в данной редакции статьи 92 Конституции и получившему специальное закрепление в статье 3 Конституции в редакции от 21 апреля 1992 года. Именно этот принцип обусловливает несовместимость поста министра со статусом народного депутата РФ.
В статье 12 Закона РСФСР "О выборах народных депутатов РСФСР" указывается, что лица, входящие в состав Совета Министров РФ, руководители ведомств РФ не могут быть одновременно народными депутатами РФ. При этом не говорится о значении того факта, кем избрано или назначено должностное лицо.
Лица, входящие в состав Правительства РФ, не могут быть народными депутатами РФ согласно принципу разделения властей независимо от порядка их назначения. При этом народные депутаты не лишаются депутатских полномочий - их полномочия досрочно прекращаются.
3. В законе "О статусе народного депутата РСФСР" нет прямого указания, что при решении вопроса о прекращении полномочий депутат приглашается на сессию ВС. Поэтому неуведомление А.Ф.Дунаева о рассмотрении вопроса не может считаться нарушением закона. В связи с тем, что полномочия народного депутата прекращаются, а не приостанавливаются, депутатский мандат этому лицу не восстанавливается и в случае, если он покинет пост министра.

Конституционный Суд признал правоприменительную практику досрочного прекращения полномочий народного депутата РФ в связи с назначением его на должность в составе Совета Министров РФ соответствующей Конституции РФ.

В принятии решения не участвовали судьи В.О.Лучин, Т.Г.Морщакова, Ю.Д.Рудкин.


"Панорама"

           


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network