(by TRANSLATE.RU)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Конституционный Суд

Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника

Дело о проверке конституционности
Указа Президента РСФСР от 19 декабря 1991 года
"Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР"

(Дело МБВД)

Дело рассматривалось 14 января 1992 года
Постановление N 1-П от 14 января 1992 года

В заседании участвовали:
Представитель стороны, обратившейся с ходатайством: М.А.Митюков - народный депутат РФ, председатель Комитета Верховного Совета РФ по законодательству.
Представитель Президента РФ как стороны, издавшей рассматриваемый Указ: С.М.Шахрай - заместитель Председателя Правительства РФ, Государственный советник РФ по правовой политике.

Поводом к рассмотрению дела послужило ходатайство народных депутатов РФ (Б.Т.Большакова, И.В.Галушко, В.Б.Исакова, В.И.Санаева, Ю.И.Шихарева, П.Д.Курицына, В.А.Федорченко, А.Ю.Царева и др.), полагающих, что при издании указа от 19 декабря 1991 года Президент РСФСР вышел за пределы своих полномочий.
Основанием для рассмотрения дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли данный Указ установленному в РФ разделению законодательной, исполнительной и судебной властей, а также закрепленному Конституцией РСФСР разграничению компетенции между высшими органами государственной власти и управления.

Конституционный Суд установил:
Один из основополагающих принципов конституционного строя заключается в том, что любой государственный орган может принимать только такие решения и осуществлять только такие действия, которые входят в его компетенцию, установленную в соответствии с Конституцией.
Согласно статьям 89 и 90 Конституции РСФСР правом создавать исполнительные органы наделены Советы народных депутатов. Такое право принадлежит Съезду народных депутатов, который правомочен решать любые вопросы, отнесенные к ведению РФ. Образование министерств относится и к компетенции Верховного Совета, который устанавливает порядок организации и деятельности республиканских органов управления. Законодательным органам принадлежит и право посредством принятия закона определять структуру Совета Министров, его компетенцию, порядок деятельности и отношения с другими государственными органами.
Конституция РСФСР не предоставляет Президенту права образовывать министерства. Постановления Съезда народных депутатов от 1 ноября 1991 наделили его правом реорганизации высших органов исполнительной власти, но только на ограниченный срок и с обязательным представлением указов, противоречащих действующим законам, в Верховный Совет или его Президиум.
Верховный Совет 26 декабря 1991 предложил Президенту отменить указ. Данное постановление является прямым выражением воли законодателя реализовать свои полномочия в этой сфере.
Указ предусматривает реорганизацию структуры и функций органов, деятельность которых, будучи направлена на охрану прав граждан, связана в то же время с реальными ограничениями конституционных прав и свобод человека и гражданина. Регулирование этой сферы указом Президента без участия и тем более вопреки воле Верховного Совета не соответствует установленному Конституцией разграничению полномочий между высшими органами власти и управления.
Указ также противоречит закону "О милиции", закону "О чрезвычайном положении" и одобренному в первом чтении закону "О безопасности".
Следовательно, Президент, издав Указ от 19 декабря 1991 года, противоречащий названным законодательным актам, превысил предоставленные ему полномочия.

Конституционный Суд признал данный указ Президента РСФСР не соответствующим Конституции РСФСР с точки зрения установленного в Российской Федерации разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также закрепленного Конституцией РСФСР разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления РФ.

Решение принято единогласно. Мнение по мотивам принятого судом решения - у судьи Э.М.Аметистова.
"Панорама"

           


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network