полномочный представитель Президента РФ в КС РФ
(с 7 декабря 1996)
Родился 30 апреля 1956 года в г.Симферополе Крымской области в семье военнослужащего. Русский.
Школу окончил с золотой медалью. В 1978 году с отличием окончил юридический факультет Ростовского университета, в 1982 - аспирантуру Московского государственного университета (МГУ). Кандидат юридических наук (диссертацию защитил в 1982 году по теме: "Влияние федеративной природы ЧССР на организацию и деятельность Федерального Собрания").
В 1982-1987 - ассистент юридического факультета МГУ. С 1987 по 1990 - зав. лабораторией правовой информатики и кибернетики МГУ.
Был членом КПСС с 1988, вышел из партии 20 августа 1991.
С 1989 - общественный консультант Комитета Верховного Совета СССР по законодательству. Автор юридической части алгоритма электронной системы голосования.
18 марта 1990 избран народным депутатом РСФСР по 10 Центральному округу Московской области. Участвовал в создании депутатских групп "Смена" (весна 1990) и "Левый центр" (осень 1990). После введения осенью 1991 года принципа "один депутат - в одной фракции" во фракциях не состоял.
На I и II Съездах народных депутатов (май, ноябрь 1990) кандидатура Шахрая выдвигалась Председателем Верховного Совета (ВС) Б.Н.Ельциным на должность заместителя Председателя ВС, но не набирала необходимого числа голосов.
С 3 июля 1990 по 15 ноября 1991 - председатель Комитета ВС РСФСР по законодательству. Соавтор законопроекта о Конституционном Суде. Возглавляемый Шахраем комитет занимался отбором кандидатур на должности судей КС в 1991 году.
С 19 июля 1991 - Государственный советник РСФСР по правовой политике, в функции которого входило обязательное визирование проектов указов Президента.
7-8 декабря 1991 года входил (вместе с Г.Э.Бурбулисом, А.В.Козыревым, Е.Т.Гайдаром и В.В.Илюшиным) в состав рабочей группы, вырабатывавшей текст Соглашения об образовании СНГ. 12 декабря 1991 вместе с другими авторами Беловежских соглашений успешно отстоял в ВС РСФСР необходимость ратификации соглашений и денонсации Союзного договора 1922 года.
В декабре 1991 Президент издал указ о назначении Шахрая заместителем Председателя Правительства, курирующим Минюст, Агентство федеральной безопасности, МВД и Госкомнац, а также о создании Государственно-правового управления Президента РСФСР (ГПУ). 27 декабря 1991 на Шахрая было возложено руководство ГПУ на период формирования этого органа.
14 января 1992 Шахрай представлял президентскую сторону на первом в истории КС процессе - по указу об МБВД. Депутатов, оспаривающих указ, представлял М.А.Митюков. КС признал указ неконституционным. По итогам процесса Шахрай заявил, что Президент выполнит решение КС, но выразил сожаление по поводу этого решения, назвав его "не юридическим, а политическим".
31 марта 1992 года подал в отставку с постов вице-премьера и Госсоветника по правовой политике, выразив в ряде интервью несогласие с некоторыми аспектами политики Ельцина и Гайдара, и отправился в отпуск. Указ об отставке Шахрая из Правительства был подписан только 20 апреля 1992, а с поста Госсоветника по правовой политике - 15 июня 1992. Исполнение обязанностей начальника ГПУ в апреле 1992 перешло к Р.Г.Орехову, а затем, по предолжению Шахрая, к А.А.Котенкову.
23 мая Шахрай, Г.Э.Бурбулис и М.А.Федотов назначены представителями Президента при рассмотрении в Конституционном Суде "дела КПСС". В результате процесса, продлившегося более полугода (26 мая - 30 ноября 1992), президентской стороне удалось отстоять конституционность большинства положений указов Президента, доказать неконституционность действий руководящих структур КПСС и невозможность их восстановления в прежнем виде. Однако, признаны неконституционными роспуск первичных территориальных организаций КПСС и национализация той части собственности КПСС, которая была создана за счет партийных взносов.
В ноябре 1992 назначен заместителем Председателя Правительства, председателем Госкомитета РФ по национальной политике (Госкомнац) и главой Временной администрации района чрезвычайного положения в Северной Осетии и Ингушетии (последнюю должность занимал до 17 декабря 1992), а также членом Совета Безопасности. 24 ноября 1992 был утвержден Верховным Советом РФ в должности члена Совета безопасности, оставшись за историю СБ единственным его членом, назначенным с согласия парламента.
VII Съезд народных депутатов России 14 декабря 1992 года прекратил депутатские полномочия Шахрая в связи с его переходом в Правительство.
24 января 1993 Госкомнац, возглавляемый Шахраем, переименован в Государственный комитет РФ по делам Федерации и национальностей (Госкомфедерация), получив функции осуществления региональной политики на всей территории России.
В марте 1993 года Президент Ельцин намеревался вынести на референдум 25 апреля подготовленный Шахраем и С.С.Алексеевым проект Конституции, но по решению Съезда народных депутатов на референдум были вынесены другие вопросы. Тем не менее, Президент опубликовал этот проект и назвал его своей политической платформой к референдуму.
В мае 1993 года стал руководителем рабочей группы Совета глав республик вместо Ю.Скокова. Вел работу по созданию из руководителей регионов Совета Федерации, на который пытался опереться Президент Ельцин в противостоянии парламенту.
Председательствовал на заседаниях группы субъектов Федерации во время Конституционного совещания, созванного Президентом. По предложению Шахрая Совещание постатейно рассмотрело его проект и проект Конституционной комиссии ("проект Румянцева") с целью объединения лучшего из обоих текстов. Концепция Шахрая (Президент - гарант Конституции и арбитр в спорах ветвей власти и регионов) легла в основу проекта, выработанного Конституционным совещанием и принятого на референдуме в декабре 1993.
В июне 1993 года выступил за создание "партии регионов", получившей позже название Партия Российского единства и согласия (ПРЕС). С 17 октября 1993 - лидер ПРЕС, с 27 февраля 1994 - председатель Федерального Совета ПРЕС.
После указа Президента от 21 сентября 1993 о роспуске парламента выражал сомнения в его осуществимости. Во время многосторонних консультаций по преодолению кризиса власти, начатых по предложению КС, безуспешно пытался содействовать достижению компромисса между Ельциным и лидерами регионов на основе согласия президентской стороны с одновременными перевыборами президента и парламента. Был противником повсеместного роспуска Советов и даже намекал, что в случае, если такое решение будет принято, он может уйти в отставку.
30 сентября по распоряжению Ельцина возглавил рабочую группу по правовому обеспечению реализации указа 1400, которая занималась разработкой указов о реформе региональных органов власти и органов местного самоуправления.
События 3-4 октября 1993 года назвал "эпизодом гражданской войны, из которого нет правового выхода".
На выборах в Думу С.Шахрай провозгласил полную поддержку деятельности премьер-министра В.Черномырдина и предполагал, что после выборов ПРЕС станет ведущей силой при формировании нового правительства.
Список ПРЕС получил на выборах 6.73% и 18 мест в Государственной Думе по общефедеральному округу. По списку ПРЕС в Думу прошли 4 министра, несколько соратников Шахрая по ГПУ и будущий Председатель Конституционного Суда В.А.Туманов. Четыре депутата, выдвинутых ПРЕС, избраны в одномандатных округах. В Совет Федерации прошли 4 выдвиженца ПРЕС, в том числе Рамазан Абдулатипов, ставший заместителем председателя палаты.
10 января 1994 года Госкомфедерация преобразована в Министерство РФ по делам национальностей и региональной политике (Миннац) с присоединением к нему Госкомсевера. 20 января Шахрай назначен Министром и освобожден от должности вице-премьера. 14 февраля указом Президента включен в Президиум Правительства.
В Думе возглавил фракцию ПРЕС (первоначально - 30 депутатов). Выдвинут фракцией на пост Председателя Думы. Заявив, что по профессиональным качествам к этой роли готовы только два человека: он сам и А.Лукьянов, снял свою кандидатуру в пользу В.Медведева (лидера группы "Новая региональная политика").
23 февраля 1994 фракция ПРЕС была одним из инициаторов пакета, включающего политическую, экономическую и уголовную амнистию, Меморандум о согласии и отмену парламентского расследования событий 21 сентября - 4 октября 1993.
В марте 1994 инициировал принятие постановления Думы, рекомендующего Президенту и Правительству вести политический диалог со всеми политическими силами Чеченской Республики, включая дудаевское правительство и оппозицию.
7 апреля 1994 года в третий раз был назначен заместителем Председателя Правительства. 16 мая 1994 уступил должность министра РФ по делам национальностей и региональной политике Н.Д.Егорову, оставшись вице-премьером, курирующим Миннац, Минюст и средства массовой информации.
Возглавлял с федеральной стороны подготовку Договора с Татарстаном, подписанного в феврале 1994. 20 июля 1994 назначен председателем Комиссии при Президенте РФ по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в этой должности остается до сих пор. К марту 1997 подписаны 24 договора с 26 субъектами Федерации, в том числе 9 республиками, и более 150 соглашений по конкретным вопросам.
7 декабря 1994 года из ведения Шахрая изъята национальная политика (причем уже в октябре Президент запретил ему заниматься "чеченским направлением"), а в мае 1995, после его выступления против акционирования первого канала телевидения - также и курирование средств массовой информации.
В июле 1995 года вместе с Ю.Батуриным и О.Кутафиным отстаивал в КС в качестве представителя Президента оспоренную Советом Федерации и группой депутатов Государственной Думы правомерность указов о восстановлении конституционного порядка и разоружении вооруженных формирований в Чеченской Республике. Процесс закончился практически полной победой президентской стороны.
Всего в 1992 - 1995 гг. С.М.Шахрай участвовал в рассмотрении 5 дел в Конституционном Суде: четыре раза - как представитель президентской стороны - "дело МБВД" (январь 1992), "дело КПСС" (май-ноябрь 1992), "мордовское дело" (май-июнь 1993) и "чеченское дело" (июль 1995); а однажды - как один из трех депутатов, внесших ходатайство - "дело о газете "Известия" (май 1993). Два процесса ("дело Известий", "чеченское дело"), сторона, которую представлял Шахрай выиграла; два (МБВД и мордовское дело) проиграла. Решение по делу КПСС, которое в прессе обычно трактуется как компромиссное, Шахрай тоже расценивает как победу.
Весной 1995 участвовал в создании движения "Наш дом - Россия" (НДР), во главе которого встал премьер-министр В.С.Черномырдин. 30 августа 1995 объявил о своем выходе из Совета НДР "чтобы сохранить свою партию".
На парламентских выборах 17 декабря 1995 года возглавил Федеральный список кандидатов ПРЕС, в первую тройку которого вошли малоизвестные В.А.Быков и В.И.Иванков. ПРЕС получила 0.36% голосов, но сам Шахрай был избран депутатом по одномандатному округу в Ростовской области и вступил в группу "Российские регионы".
В связи с избранием в Думу 5 января освобожден от должности вице-премьера, а 18 января 1996 - от обязанностей члена Совета Безопасности.
На президентских выборах 16 июня 1996 входил в избирательный штаб Б.Н.Ельцина.
7 декабря 1996 года назначен представителем Президента РФ в КС РФ в должности заместителя руководителя Администрации Президента (см. раздел 2). В связи с этим 22 января 1996 сложил полномочия депутата Государственной Думы.
Заслуженный юрист РФ (23 сентября 1995). Днйствительный государственный советник РФ I класса (12 февраля 1997).
Увлечения: воспитание детей, русская баня.
Женат, жена Татьяна Юрьевна по образованию философ, сейчас занимается домашним хозяйством. Имеет двоих сыновей - Сергея и Михаила (1988 и 1991 г.р.), в декабре 1994 родилась дочь Маша.