(by TRANSLATE.RU)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Федеральное Собрание

Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника

Соотношение политических сил
в Совете Федерации

В первоначальный состав Совета Федерации вошли как минимум 57 членов Движения "Наш дом - Россия" и как минимум 11 членов КПРФ (без учета беспартийного сторонника КПРФ А.Тулеева).
Существование в Совете Федерации каких-либо депутатских фракций и групп не предусмотрено Регламентом палаты. В первом, выборном составе Совета Федерации (1994-1996), было провозглашено существование двух неформальных оппозиционных депутатских групп, но факт объединения депутатов в такие группы никак не сказался на их позиции приголосовании. О создании каких-либо групп в новом Совете Федерации до сих пор не сообщалось.
В отличие от Думы, в Совете Федерации все голосования, кроме поименных, являются фактически тайными, т.е. в память компьютера записывается только число проголосовавших. К поименным голосованиям Совет Федерации прибегает крайне редко (с января 1996 по октябрь 1997 опубликованы только три голосования: по индексации пенсий и дважды - по закону о реституции). Голосования опросными листами не являются в полном смысле поименными, так как их результаты в стенограммах не публикуются и доступны ограниченному кругу лиц.
Кроме того, новый Совет Федерации первое время практически не рассматривал чисто политические вопросы. Поэтому трудно найти в парламентской деятельности членов СФ какие-либо объективные критерии для их классификации СФ по традиционной линии "демократы" ("реформаторы") - "коммунисты".
Автор вообще-то считает, что эта дихотомия неприменима к большинству реальных предметов политических разногласий в современной России, но, поскольку аналитики Администрации Президента и большинство печатных изданий продолжают ею оперировать, не может не изложить существующие точки зрения.
Накануне формирования нового Совета Федерации, 11 января 1996, свою версию расстановки сил в верхней палате опубликовали в "Общей газете" Анатолий Костюков и Николай Троицкий. Заголовку "Дума представляет недовольное большинство" был противопоставлен заголовок "В сенате - большинство довольных". Они насчитали 28 "откровенных оппозиционеров, в основном - членов компартии или сочувствующих", в большинстве - из числа глав законодательных собраний. 99 человек авторы статьи назвали "лояльными", включив сюда, в частности, 47 губернаторов-назначенцев (которые "могут в течение этого года пройти через выборы и сменить свой политический имидж"), нескольких глав республик, которые "слишком тесно связаны с нынешней властью посредством льгот или компромата", и "идейных сторонников Президента", например - Б.Немцова, К.Титова, Ю.Лужкова, А.Собчака. 51 сенатор, по классификации Костюкова-Троицкого - "темные лошадки", что не обязательно подразумевает отсутствие у авторов информации об их деятельности: сюда они включили "многих" из 19 избранных глав администраций, "чувствующих себя относительно независимыми от нынешней исполнительной власти".
Президентские структуры также ведут свой подсчет. Можно процитировать цифры, названные председателем Объединенного координационного совета по выборам губернаторов С.А.Филатовым и приведенные 23 октября 1996 в газете "Правда-5": соотношение сил в Совете Федерации 112:62 в пользу реформаторов.
За период с 23 октября до апреля 1997 года вместо 23 назначенных губернаторов и 1 президента избраны представители различной оппозиции, в том числе 18 кандидатов левых сил. И хотя 6 из них и так были в Совете Федерации в качестве глав законодательных собраний, на смену им в легислатурах, как правило, пришли сторонники того же направления. За это же время Совет Федерации покинули А.М.Тулеев и А.С.Суворов. Таким образом, число членов СФ, которых Администрация Президента считает реформаторами - чуть меньше сотни или около 55%. Подробнее о выборах 1996-1997 и изменении политического спектра палаты см. в отдельной главе.
Письменный отчет ЦК КПРФ IV съезду партии содержит следующие цифры: представители левопатриотической оппозиции ("КПРФ-НПСР") находятся во главе исполнительной власти в 22 регионах и во главе 12 региональных представительных органов.
Расхождение почти в два раза между численностью противников реформ по Филатову и левопатриотов по КПРФ свидетельствует, что Администрации Президента не удается найти общий язык в том числе и с теми, кто не имеет отношения к левому блоку.
Известный специалист по электоральной статистике Д.Орешкин, будучи спрошенным на тему расстановки сил в сенате накануне выборов, сказал, что считает деление лидеров регионов на консерваторов и реформаторов полностью бессмысленным. Кажется, он оказался ближе к истине, чем Н.Троицкий и А.Костюков, поскольку даже после некоторого полевения состава палаты отношения между губернаторами и Правительством мало изменились. Лучшей иллюстрацией к этому может служить обещание самого, пожалуй, непримиримого оппозиционера - губернатора Кубани Кондратенко - проголосовать за бюджет-1997, если глава Правительства пообещает ему выплатить краю задолженность по трансфертам, хотя бы за прошлый год. Слово "трансферт" вообще является самым главным для понимания взаимоотношений лидеров регионов с Центром. Подробнее об этом можно почитать в статье Льва Сигала в "Общей газете" N17, 1997.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СПЕКТР СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

а) по А.Троицкому и А.Костюкову, январь 1996
28
51
99

б) по С.Филатову, октябрь 1996
62
.
112

в) по мнению КПРФ, апрель 1997
34
144


  • Губернаторские выборы 1996-97 и сдвиги политического спектра в Совете Федерации
  • Партийная принадлежность членов Совета Федерации
  • Некоторые результаты голосований


    "Панорама"


    InterReklama advertising
    InterReklama Advertising Network