Губернаторские выборы 1996-1997 и сдвиги политического спектра в Совете Федерации
Весной-летом 1996 года прошли перевыборы руководителей трех регионов, возглавляемых всенародно выбранными руководителями с 12 июня 1991 года (Татарстан, Москва, Санкт-Петербург). Президент Шаймиев и мэр Лужков сохранили свои должности, а мэр Собчак - единственный член Совета Федерации, пытавшийся противостоять избранию Строева председателем - покинул Совет Федерации, проиграв Владимиру Яковлеву, поддержанному во втором туре широкой коалицией - от Яблока до КПРФ.
С сентября 1996 года в соответствии с законом о порядке формирования Совета Федерации начались сплошные выборы губернаторов в 47 субъектах, которыми до тех пор управляли назначенные Президентом главы администраций. На этот же период пришлись перевыборы нескольких глав республик.
В августе 1996 сложились 2 коалиции, которые и стали основными коллективными участниками губернских выборов: Народно-патриотический союз России (НПСР) во главе с Г.А.Зюгановым - на базе блока народно-патриотических сил, поддержавшего кандидата Зюганова на выборах 16 июня 1996; и Общероссийский координационный совет (ОКС) во главе с С.А.Филатовым, сложившийся на базе ОДОПП (Общероссийского движения общественной поддержки Президента) - Ельцинского блока на президентских выборах-96.
Итоги начавшегося в сентябре выборного марафона были подведены предварительно - в пресс-релизах и публикациях в январе 1997, а окончательно - на четвертых съездах КПРФ и НДР, состоявшихся в один день - 19 апреля 1997.
За 7 месяцев (сентябрь 1996 - март 1997) избраны 52 руководителя (46 губернаторов и 6 глав республик). Чеченские выборы 27 января 1997 в данном контексте выносятся за скобки.
Действующие губернаторы (президенты, премьер) баллотировались в 51 регионе и в большинстве из них проиграли.
Еще 6 человек в январе 1997 проходили в официальной партийной статистике КПРФ как "кандидаты, на разных этапах поддержанные НПСР" или "поддержанные на условиях соглашения" - Горбенко, Цветков, Михайлов, Броневич, Евдокимов, Малеев. При этом Михайлов (кандидат ЛДПР), Горбенко (поддержанный частью партии власти) и Евдокимов (опиравшийся на третью силу, включая сторонников Лебедя) поддержаны НПСР после того, как собственные кандидаты левых не прошли во второй тур; Броневич и Цветков (региональные лидеры, не связанные с партиями и поддержанные различными силами, включая Яблоко) - в последний момент перед выборами, а Малеев и вовсе победил среди прочих кандидата КПРФ Иванова, но позже был идентифицирован партией как оппозиционер. Партия власти, со своей стороны, именует пятерых из них (кроме ЛДПР-овца Михайлова), сторонниками реформ и не считает их победы своим поражением.
Двух победителей - Бутова и Лебедя-младшего - НПСР считал "третьей силой", поскольку их "одинаково трудно отнести как к партии власти, так и к оппозиции".
Согласно оптимистической арифметике Администрации Президента, приемлемыми для Кремля считаются все, кто без партбилета, и даже некоторые коммунисты. На пресс-конференциях С.Ястржембского и А.Казакова до конца декабря 1996 неоднократно оглашался "черный список", который к 25 декабря состоял из 8 фамилий. Автору, к сожалению известен только предпоследний вариант из 7 фамилий: Сергеенков, Руцкой, Михайлов, Черногоров, Лодкин, Любимов, Шершунов. Восьмым предположительно был Суриков или Сумин, девятым мог бы стать Максюта, но к этому времени зачитывание черных списков прекратилось. Остальные 34 или 35 руководителей из 43 избранных в 1996 году рассматривались в Администрации как вполне приемлемые.
Весной 1997 первый заместитель начальника Территориального управления Администрации Президента С.А.Шаповалов опубликовал в пензенском журнале "Губерния" свой обзор итогов региональных и муниципальных выборов за август 1996 - январь 1997. Шаповалов делит избранных (47 человек) на 4 категории:
действующие губернаторы - 23;
"лояльные к Президенту и Правительству РФ политики, имеющие все возможности для решения стоящих перед их регионами проблем" - 9 (Густов, Горбенко, Цветков, Сударенков, Броневич, Малеев, Евдокимов, Бутов, Кислицын). "Многие из них шли на выборы при поддержке администрации, демократических партий, и потому их победа ни в коей мере не может быть расценена как "поражение" реформаторских сил";
В письменном докладе ЦК КПРФ IV съезду партии 19 апреля 1997 назывались следующие цифры: из 52 регионов в 19 победили "кандидаты, выдвинутые КПРФ-НПСР", и в 5 (а не 6, как говорилось раньше) - кандидаты, поддержанные партией. В тот же день выяснилось, что кандидат НПСР Боковиков и "нейтралы" Броневич и Малеев не оправдали надежд оппозиции и избрались в Политсовет "партии власти".
На IV съезде в тот же день НДР делегатам раздавалась справка, в которой утверждалось, что в 25 регионах победили "кандидаты, которых непосредственно выдвинули региональные организации НДР", а еще в 13 - "кандидаты, поддерживающие курс Президента и Правительства". Таким образом, НДР относит к оппозиции всего 14 губернаторов.
После съездов - до ноября 1997 сменились еще три губернатора - иркутский, нижегородский и кемеровский. Политический сдвиг произошел только в Кузбассе: члена НДР Кислюка сменил оппозиционер Тулеев.
Таким образом, левые силы увеличили свое представительство в Совете Федерации и сейчас, если исходить из оценок С.А.Филатова (112:62 в пользу реформаторских сил на 23 октября), оппозиция имеет в сенате почти половину голосов. Кроме того, хроническая невыплата зарплат, пенсий и пособий вынуждает глав администраций и председателей законодательных собраний независимо от политических взглядов становиться в оппозицию Правительству.
Однако конституционный круг полномочий палаты исключает для нее возможность политического оппонирования Президенту или Правительству до тех пор, пока разного рода оппозиция не составит в нем двух третей (число необходимое для преодоления вето Президента или отрешения его от должности).
В рамках действующей Конституции Совет Федерации может выражать свое отношение к политике Президента и Правительства исключительно в форме заявлений и обращений, не влекущих за собой юридических последствий. А "совместительский" характер работы членов Совета Федерации даже это делает затруднительным, поскольку не имея времени (или желания) обсуждать дословные тексты документов, сенаторы голосуют обычно за общую идею, поручая тому или иному комитету (редакционной комиссии) оформить текст постановления "с учетом прозвучавших предложений".
Впрочем, радикальные околопрезидентские аналитики, равно как и лидеры КПРФ, связывают возможное возрастание роли палаты с нештатными ситуациями и не ограничивают свои представления о нем конституционными рамками. По мысли Г.А.Зюганова с участием Совета Федерации должен быть создан Государственный Совет - коллегиальный орган, с которым должны согласовывать решения Президент и Правительство (в последнем варианте ему же должны подчиняться главы администраций регионов). А в радикально-пропрезидентских кругах некогда звучало предложение распустить Думу без перевыборов под предлогом ее неконструктивности и возложить на Совет Федерации функции принятия законов.
Осенью 1997 Совет Федерации поддержал несколько модифицированное предложение Зюганова, выраженное в письме депутатов Думы - создать не Госсовет, а Круглый стол. В ноябре 1997 Президент согласился на созыв Круглого стола, за которым Совету Федерации выделено более трети мест: 9 из 25 - для председателя СФ и представителей 8 межрегиональных ассоциаций.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ ГУБЕРНАТОРОВ
(1 сентября 1996 - 23 марта 1997)