В соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", вступившим в силу 13 декабря 1995, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ представитель в Совет Федерации определяется совместным решением обеих палат.
Нынешний Совет Федерации сформирован и приступил к работе 23 января 1996. Закон предусматривал возможность вхождения в палату губернаторов, не избранных, а назначенных указами Президента, но предписал провести повсеместные выборы глав администраций до конца 1996 года, что удалось выполнить во всех регионах кроме шести. К 19 октября 1997 выборы были проведены повсеместно и губернаторов-назначенцев в России не осталось.
НЕМНОГО СТАТИСТИКИ
Вот некоторые статистические данные по первоначальному составу СФ, взятые, в основном, из доклада председателя Мандатной комиссииЮ.Ножикова от 23 января 1996:
из 86 законодательных органов власти (за вычетом трех вакансий) четыре были представлены председателями палат (к январю 1996 двухпалатные парламенты были в Башкирии, Кабардино-Балкарии, Карелии и Якутии; причем в Башкирии существует должность спикера парламента в целом, но в СФ был делегирован не он);
исполнительную власть в СФ представляли 12 президентов, 4 главы республик, 4 председателя правительств республик, 1 председатель Госсовета, 2 мэра, 9 губернаторов и 54 главы администраций (вакантны были 3 должности глав администраций);
все 86 руководителей законодательных органов, естественно, избраны: один - в 1992 году (Штыгашев), 4 - в 1993, 58 - в 1994, 21 - в 1995, 2 - в 1996;
из 86 глав исполнительной власти 35 были избраны всеобщим голосованием:
5 глав исполнительной власти назначены (избраны) Конституционным Собранием: главы республик Магомедов (Дагестан) - 1994, Меркушкин (Мордовия) - 1995; или парламентами: премьер-министры Смирнов (Хакасия) - 1992, Петров (Алтай) - 1992 и 1994, Вершинин (Удмуртия) - 1995;
2 введены в должность указом Президента в соответствии с законом: в 1992 - Лужков, избранный вице-мэром в 1991, в 1995 - Хубиев;
44 главы администраций назначены указами Президента;
в Совет Федерации вошли представители 30 национальностей, 67% - русские; одна женщина - В.Н.Пивненко; 170 членов первого состава СФ имели высшее образование; 9 - степени докторов и 26 - кандидатов наук.
ЕЩЕ НЕМНОГО СТАТИСТИКИ
За время работы нынешнего Совета Федерации его членами побывали 236 человек, причем двое (А.Боковиков, А.Тулеев) - дважды.
Среди них - 13 народных депутатов СССР, 49 народных депутатов РСФСР, 4 депутата Государственной Думы I созыва, 8 - II созыва, 76 депутатов Совета Федерации I созыва (изначально - 64, затем добавились 13 и убавились 22, осталось 55).
В 5 регионах (Краснодарский край, Амурская, Брянская, Воронежская области, Ненецкий автономный округ) главы администраций сменились по 2 раза.
Два члена Совета Федерации (А.М.Тулеев и Б.Е.Немцов) стали федеральными министрами, двое (отставной сенатор Н.Егоров и действующий В.Чаптынов) умерли, один (П.Балакшин) после отставки избрался мэром областного центра, двое (Н.Подгорнов и Н.Севрюгин) - попали в следственный изолятор.
Самая скоропостижная карьера в Совете Федерации была у Г.И.Судакова, находившегося в сенате 30 дней. Самая оригинальная - у В.С.Максутова (см.в главе "Динамика состава"). Самая незаметная - у А.Н.Цапина, который находился в Совете Федерации 2,5 месяца, но так и не вошел ни в один из комитетов. Правда, в этом он не рекордсмен: А.М.Тулеев впервые вступил в Комитет после того, как пробыл членом палаты почти 4 месяца, да и после возвращения в парламент не спешит с выбором комитета.
Старейший по возрасту член Совета Федерации - А.Х.Галазов (1929), он открывал и вел первое заседание палаты 23 января 1996, следующий за ним - М.М.Магомедов (1930). Самый молодой - В.Г.Малеев (1964), затем - Е.Э.Михайлов (1963).
Трое сенаторов ранее работали министрами (Н.Д.Егоров - по делам национальностей, А.Г.Назарчук - сельского хозяйства, Н.В.Федоров - юстиции), один (А.В.Руцкой) - вице-президентом РФ. В Совете Федерации один бывший член Политбюро ЦК КПСС (Е.С.Строев), один член Политбюро ЦК КП РСФСР (В.Н.Степанов), первый секретарь ЦК ЛКСМ РСФСР (В.В.Елагин), 1 член ГКЧП (В.А.Стародубцев).
Наибольший непрерывный стаж в качестве первого лица региона (включая должность первого секретаря обкома КПСС) - у А.А.Джаримова, Ю.А.Спиридонова и М.Ш.Шаймиева (с 1989), прерывный - у Е.С.Строева (с 1985). Если учитывать и должности второго лица - наибольший непрерывный стаж у В.И.Хубиева (1979), прерывный - у В.А.Бирюкова (1979).
СРОК ПОЛНОМОЧИЙ
Срок полномочий Совета Федерации не ограничен: смена его состава происходит постепенно, по мере смены руководства в субъектах Федерации.
Совет Федерации в своем Регламенте, принятом 6 февраля 1996, определил, что:
- Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
- Полномочия члена Совета Федерации прекращаются в случае прекращения его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
- Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены также в иных случаях, установленных федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации.
- Полномочия члена Совета Федерации начинаются, прекращаются или подтверждаются с момента принятия Советом Федерации решения о признании, прекращении или подтверждении полномочий члена Совета Федерации в порядке, установленном Регламентом.
- Решение о признании, прекращении или подтверждении полномочий члена Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Существует неопределенность в вопросе о том, в какой мере на членов Совета Федерации распространяется Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (3-фз от 8 мая 1994). Закон, принятый в расчете на выборный, а не автоматический способ формирования Совета Федерации, предусматривает, что полномочия депутата Совета Федерации прекращаются досрочно в случаях:
а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
б) утраты депутатом гражданства Российской Федерации;
в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
г) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
д) объявления гражданина, являющегося депутатом, умершим решением суда, вступившим в законную силу;
е) смерти депутата.
Во всех указанных случаях решение о прекращении полномочий депутата принимается Советом Федерации и оформляется постановлением, в котором определяется день, с которого прекращаются полномочия депутата (Ст.4 Закона о статусе депутата).
Проектом предусмотрено, что представитель законодательного или исполнительного органа власти представляет документы в Мандатную комиссию Совета Федерации в течение 7 дней после избрания. Мандатная комиссия проверяет документы в течение не более чем 30 дней и вносит предложение Совету Федерации, который и принимает решение о признании полномочий нового члена СФ.
Полномочия члена Совета Федерации по проекту прекращаются в случаях прекращения полномочий органа, представителем которого он является или прекращения его полномочий в качестве главы этого органа. При этом в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего регионального органа власти полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня такого досрочного прекращения.
В остальных случаях полномочия члена СФ прекращаются со дня принятия решения об этом Советом Федерации. В новую редакцию в качестве оснований для прекращения полномочий перекочевали пункты "б" - "е" старого закона (см. чуть выше) с добавлением случая признания члена парламента безвестно отсутствующим.