Депутаты Самарской губернской Думы второго созыва были избраны 7 декабря 1997 года. Выборы были признаны состоявшимися и действительными по всем 25 округам.
16 декабря 1997 года был избран председатель Самарской Думы второго созыва - им вновь стал Леон Ковальский, занимавший тот же пост и в предыдущие три года работы областной Думы. Внесен в бюллетень для тайного голосования он был один и получил единогласное «за». Видимо, определенную роль в избрании Ковальского сыграла прошедшая накануне пресс-конференция губернатора Константина Титова, сообщившего, что ему было бы намного проще работать именно с Ковальским, с которым за время пребывания оного в должности спикера Самарской губернской Думы они пришли к полному взаимопониманию.
Заместителями председателя были избраны (по предложению Ковальского, тоже единогласно) Николай Уткин и Людмила Дурова.
Были утверждены руководители комитетов Думы:
По бюджету, финансам и налогам - Н.Уткин
По местному самоуправлению - А.Белоусов
По сельскому хозяйству и продовольствию - П.Павлов
По вопросам промышленности, строительству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи, экологии - Г.Звягин
По здравоохранению, образованию, социальной политике и защите прав граждан - Н.Ренц.
Вопрос о формировании законотворческого комитета остался открытым.
Было решено, что голос председателя любого думского комитета засчитывается за два голоса обычных депутатов.
Январь 1998 года депутаты Самарской губернской Думы провели, работая в комитетах. Прорабатывались законопроекты, около трети всех законодательных инициатив депутаты решили пока не выносить на пленарные заседания из-за их «недоработанности» - говорят, на заседании аграрного комитета даже до крика дошло (кричали представители управления губернского департамента сельского хозяйства и продовольствия - естественно, после этого их программу зарубили окончательно).
Пленарные заседания состоялись в начале февраля. В первом чтении был принят законопроекты «О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поступающих в областной бюджет», «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области», принят в первом чтении отчет за минувший год председателя Счетной палаты Самарской губернской Думы (далее - СГД) С.Матвеева.
На следующее заседание перенесли рассмотрение вопросов «Об энергоснабжении и повышении эффективности использования топлива и энергии в Самарской области», «О составе правления губернского территориального фонда обязательного медицинского страхования», положения «О помощнике депутата СГД». На согласительную комиссию отправили законопроекты «Об устранении отдельных несоответствий Устава области федеральному законодательству», «О внесении изменений и дополнений в Устав Самарской области».
Председателем законотворческого комитета был избран А.Степанов, заместителем председателя - Н.Боброва.
На мартовском заседании СГД было принято в первом чтении около 20 законопроектов, предварительно проработанных в комитетах и рабочих группах. В том числе: «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», проект программы совершенствования производства зерна в Самарской области, вопросы, связанные с порядком ведения лесного хозяйства, программой улучшения условий труда в области, программой социальной защиты населения области, организацией опеки и попечительства и пр.
На следующее заседание было перенесено обсуждение внесения изменений и дополнений в регламент СГД и поправок в закон «О Самарской губернской Думе».
На апрельском заседании во втором чтении был принят закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», в первом чтении - законы «О внесении изменений в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 1998 год» (изменения упорядочивали процесс предоставления отсрочек и рассрочек налоговых платежей в губернскую казну) и «О внешнем долге Самарской области».
Также обсуждался ряд вопросов, связанных с деятельностью СГД - о внесении изменений и дополнений в закон «О статусе депутата Самарской области» и в закон «О Самарской губернской Думе», о регламенте СГД, о Положении о постоянных комитетах и комиссиях, «О внесении дополнений и изменений в Закон Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области». Инициаторами этого обсуждения выступила группа депутатов во главе с председателем комитета по местному самоуправлению А.Белоусовым. Суть предлагаемых ими изменений - ограничение полномочий председателя и сокращение управленческого аппарата губернской Думы. Предложения А.Белоусова депутатами были отвергнуты, но зато приняли решение о председательском отчете перед депутатами раз в квартал.
Было отклонено предложение заменить бесплатную раздачу школьных учебников их продажей. Не утвердили программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства области на 1998-2010 гг, т.к. ее реализация предусматривала значительное повышение платы за коммунальные услуги, что может привести к социальному напряжению в области.
Рассматривали вопросы о социальных гарантиях лицам, занимающим выборные должности в органах государственной власти Самарской области, о наделении Совета Думы отдельными полномочиями, о внесении изменений в Положение о помощнике депутата СГД. Этому блоку повезло гораздо больше, чем предложениям депутата Белоусова. Совет Думы наделили некоторыми полномочиями, депутатам решили платить в течение года после прекращения полномочий (после выборов или в случае добровольной отставки) денежное содержание в размере депутатского оклада; общий фонд оплаты труда депутатских помощников был увеличен (в случае, если в округ депутата входит более 4-х административно-территориальных единиц. Предложено депутатом Звягиным, у которого как раз такой округ).
На майской сессии были приняты в первом чтении закон «Об инвестициях в самарской области», закон «О земле», Положение о применении санкций за несоблюдение нормативно-технических требований в содержании, ремонте и использовании жилищного фонда и придомовых территорий. Обсуждались отчет об исполнении закона Самарской области «Об областном бюджете на 1997 год» и проблемы привлечения синдицированного кредита в самарскую область.
Закон «О земле» был окончательно принят Самарской губернской Думой на июньском пленарном заседании. Против принятия закона, разрешающего куплю-продажу ряда категорий земель, активно выступали в основном представители КПРФ (В.Козленков), но потом к ним присоединился мэр г.Самары Г.Лиманский. Это было неожиданно для местных наблюдателей, которые решили, что таким образом - выступая против «губернаторского» законопроекта - самарский градоначальник обозначил себя как соперника К.Титова на будущих выборах главы администрации области. Закон был принят 19 голосами против 4.
6 июля 1998 года в Самарской губернской Думе была проведена пресс-конференция, на которой подводились итоги по итогам первого полугодия работы.
За полгода приняли 105 нормативно-правовых актов. Председатели комитетов сообщили, что были проработаны и одобрены важные, нужные, полезные и порой даже уникальные законы (например, закон о казачьих отрядах содействия милиции).
В то же время областной бюджет явно не наполняется как должно. Основное предприятие области, автомобильный гигант ВАЗ, находится в упадочном состоянии, работа ведется в одну смену. На других промышленных предприятиях области ситуация зачастую еще хуже, и надежды на пополнение ими бюджета нет почти никакой.
Депутаты заявили, что на летние каникулы никто не собирается, оставшуюся часть лета планировалось провести на заседаниях комитетов и рабочих групп.
Часть депутатов все-таки разбежалась. В августе, например, заседание бюджетно-экономического комитета не состоялось из-за неявки членов комитета.
На сентябрьском пленарном заседании основными стали вопросы преодоления августовского финансового обвала. Перед депутатами выступил губернатор К.Титов с просьбой законодательно поддержать меры, предпринимаемые в этой ситуации исполнительной властью области. Депутаты пообещали. Паники по поводу кризиса, видимо, не было - даже обсуждалась возможность выхода самарских производителей на столичные рынки (при уменьшении доли импортных конкурентов). Было решено собраться на внеочередное заседание в первой половине октября, пересмотреть параметры бюджета текущего, 1998 года и обсудить бюджет 1999 года.
Также выступил вице-губернатор В.Мокрый, представивший проект закона о гербе и флаге Самарской области, одобренный депутатами. Было принято и Постановление «О знаке губернатора Самарской области».
Депутаты Н.Боброва и Н.Малахов предложили коллегам принять политическое заявление о поддержке инициативы депутатов Госдумы РФ «О выражении недоверия Президенту РФ Ельцину Б.Н.». Однако большинством голосов решили это предложение не ставить в повестку дня сессии, и подписали его только шесть человек: В.Козленков, Н.Боброва, Н.Малахов, Н.Казаков, П.Павлов, Д.Сивиркин.
В октябре 1998 года председатель бюджетного комитета СГД Н.Уткин заявил на заседании комитета, что, несмотря ни на что, бюджет области планируется исполненным на 100% - т.е. бездефицитным. Были внесены некоторые изменения, но защищенные статьи бюджета не пострадали и социальная сфера получит денег даже больше, чем было запланировано вначале. В то же время остаются долги федерального центра бюджетникам. Но у области хватает денег на то, чтобы выделить средства на реконструкцию оперного театра. Хотя администрация театра просит 17 млн. рублей, а депутаты выделили только 7 млн. Видимо, финансовый кризис в стране хоть и ударил по бюджету области, но совсем не сгубил.
27 октября 1998 года губернатор К.Титов выступил на заседании Самарской губернской Думы с бюджетным посланием на 1999 год. Лозунг - «Жить по средствам!». Хотя было признано официально, что после августовского кризиса ситуация сильно изменилась и к началу 1999 года в области сложилась неблагоприятная экономическая ситуация, тем не менее бюджет-99 самарской области запланирован бездефицитный. Доходы и расходы планируются в сумме 6 086 млн. рублей. Изменилась структура доходов - прибавились налоги с продаж и временный налог, будет введена госмонополия на некоторые виды деятельности (напр., на сбор металлолома), реорганизована лицензионная политика. Было решено ввести казначейское исполнение бюджета.
Приоритетными были объявлены социальная сфера и привлечение в регион инвестиций.