Выборы нового состава Амурского областного Совета народных депутатов проводились 23 марта 1997 года. По 15 избирательным округам было избрано 30 депутатов. В этот же день проводились повторные выборы главы администрации области, на этот пост был избран Белоногов Анатолий Николаевич, член КПРФ, судя по разговорам - не очень воинствующий, но зато бывший лидер областного парламента.
Состав депутатского корпуса обновился более чем наполовину - из 30 депутатов «старожилами» было 12.
Таким образом, власть исполнительная и законодательная сначала, видимо, никак друг к другу не относились.
Первое заседание нового состава облсовета состоялось 10 апреля 1997 года. На нем был избран председатель областного Совета депутатов, им стал Виктор Марценко. Всего было предложено четыре кандидатуры, но В.Глотов и А.Батин, сославшись на то, что «надо уступать дорогу молодым», отказались от выдвижения. Осталось двое - Павел Штейн и Виктор Марценко. Вопросов к ним почти не было - только у Марценко спросили насчет высшего образования, которого у него нет, а есть среднее специальное. Это оказалось не так важно, и при тайном голосовании он получил 21 голос. То ли депутаты вняли коллеге Кожевникову, утверждавшему, что «Академии ума не дают», то ли коллеге Макаровой, напомнившей, что между Марценко и новым губернатором существуют «доверительные» отношения, что полезно для лучшего взаимодействия облсовета с обладминистрацией. Так или иначе, Марценко Виктор Васильевич, 1952 г.р, член КПРФ, бывший председатель профсоюзного комитета ОАО «Амурдормаш», возглавил Амурский парламент. Хотя сам Марценко, говоря о возможных взаимоотношениях с администрацией области, почему-то несколько раз повторил, что «Областной Совет ручным не станет».
Заместителем председателя был избран Анатолий Чибисов.
Руководителями постоянных комиссий стали:
- по бюджету, налогам и финансам - Петр Кутузов.
- по социальной политике и защите прав человека - Василий Глотов.
- по вопросам экономики и собственности - Александр Батин.
- по вопросам аграрной политики, природопользования и экологии - Геннадий Иванов.
- мандатной и законотворческой - Станислав Горянский.
В мае 1997 года состоялось два пленарных заседания облсовета. Рассматривались законопроекты «О бюджете областного фонда обязательного медицинского страхования на 1997 год», «О бюджете государственного фонда занятости населения РФ по Амурской области на 1997 год», «Об охране здоровья населения в Амурской области», обсуждалось увеличение ставки налога в Федеральный дорожный фонд с 2,5% до 3,75%. Основная проблема - нехватка средств: бюджет области не переводит деньги, фондам не хватает, а то, что есть, расходуется не всегда правильно.
Решали, как быть с продажей спиртных напитков - многие депутаты высказывались за то, чтобы ужесточить правила торговли спиртным, тогда количество торговых точек резко сократится, будет легче контролировать качество товара и гораздо тяжелее - укрываться от уплаты налогов и акцизов.
На июньской сессии опять обсуждали закон «Об охране здоровья населения Амурской области» - губернаторские поправки, представленные депутатам, касались скорее системы здравоохранения в области, чем законопроекта (как текста), и облсовет посчитал правильным создать согласительную комиссию. Тем более что денег на реорганизацию медицинских структур у области все равно нет.
Обсуждался бюджет области. По доходной части за 5 месяцев текущего (1997) года он был исполнен на 50,8% (к годовому объему - 16,7%). Лозунг - «Денег нет и не будет», думали, на чем бы сэкономить.
Во втором чтении рассматривался блок законопроектов о государственной службе.
Приняли закон о территориальном дорожном фонде и назначили комиссию для разбирательства по вопросам формирования, использования и эффективности работы областного государственного фонда занятости населения.
После каникул депутаты облсовета собрались на сессию 18 сентября 1997 года. Местная пресса была созвана на пресс-конференцию, где присутствовали председатель облсовета В.Марценко и руководители постоянных комитетов. Они сообщили, что постараются работать хорошо и что первые шесть месяцев существования этого состава облсовета прошли неплохо. Что если в прежние годы борьба исполнительной и законодательной ветвей власти в Амурской области были привычным явлением, то после мартовских выборов губернатора про исполнительную власть нельзя сказать ничего, кроме хорошего. Контакты - тесные, сотрудничество - деловое. Правда, кое-кто из чиновников обладминистрации («амбициозно») заявляет, что депутатский корпус гораздо ниже по уровню профессионализма. Зато, сказал (видимо, слегка обиженный бесконечными намеками на недостаток образования) спикер Марценко, «...у нас работают люди, еще не оторванные от жизни, от своих избирателей».
За полгода работы было проведено 7 заседаний областного Совета ( всего - 11 дней). На них было обсуждено и принято около 250 правовых актов, в т.ч. 33 закона Амурской области и более 200 решений. В числе законов, принятых депутатами Совета второго созыва: «О поддержке кинематографии области», «О передаче представительным органам местного самоуправления полномочий Амурского областного Совета народных депутатов по предоставлению дополнительных льгот по уплате государственной пошлины», «О порядке отзыва избирателями депутата представительного органа местного самоуправления», «О проведении облигационного займа на погашение задолженности Амурской области перед федеральным бюджетом по товарному кредиту», «Об общественной экологической экспертизе», «Об организационных и правовых основах деятельности по сбору, приобретению, транспортировке, хранению, утилизации, переработке и реализации лома отходов черных и цветных металлов, сплавов на территории области», «О золотом фонде Амурской области».
Сведения по посещаемости депутатами пленарных заседаний.
(№ округа/Фамилия, и.о./кол-во заседаний - из 7 / кол-во дней - из 11)
1/Бобылев Ю.М./5/8
1/Глотов В.П./4/5
2/Батин А.К./7/11
2/Буслова Г.С./7/11
3/Герасимов А.В./4/5
3/Лысенко В.А./7/11
4/Простокишин С.А./7/11
4/ Ходунов А.Т./6/10
5/Горянский С.И./7/11
5/Сагунов А.Н./6/10
6/Марценко В.В./7/11
6/Радченко В.Ф./2/2
7/Лисеенко Л.В./6/10
7/Штейн П.С./7/10
8/Иванов Г.Н./7/10
8/Чибисов А.А./7/10
9/Максимова Г.В./7/10
9/Марасанов А.С./6/9
10/Коваленко В.К./6/9
10/Смолина Г.А./6/9
11/Макарова А.Д./7/11
11/Степанов С.Г./6/9
12/Винидиктов А.Н./4/7
12/Кутузов П.П./7/10
13/Романов В.В./7/10
13/Шкуропацкий С.И./7/11
14/Бельский А.З./7/11
14/Кожевников Л.А./5/7
15/Поздин В.И./2/2
15/Суриков А.М./7/8
До конца 1997 года жизнь продолжалась достаточно спокойно, в том же духе, что и раньше. Дорабатывали законы «Об охране здоровья населения области» (отклоненный прежде главой администрации области). Обсуждались законопроекты, касающиеся муниципальной службы и предоставления органам местного самоуправления большей свободы при решении вопросов лесопользования для местных нужд. Реформировали жилищно-коммунальное хозяйство. Говорили о необходимости сберегать энергию и повышать эффективность использования топливных ресурсов. Регулировали порядок пребывания иностранных граждан на территории области.
Активность депутатов постепенно падала, и на последние два заседания года не являлась уже треть списочного состава.
На январском (1998 года) заседании областного Совета депутатов обсуждался большой блок экономических и социальных вопросов, важных для области, в том числе проекты законов «О ставках налогов (сборов) и льготах в Амурской области на 1998 год», «Об областном бюджете на 1998 год», «О социальных гарантиях и льготах учителям общеобразовательных учреждений области».
Принятие бюджета (в первом чтении) проходило бурно. В зале заседаний был аншлаг, и все желающие поприсутствовать даже не поместились в помещении - стояли в фойе. Разработчики закона - администрация области во главе с Белоноговым - боролись за свой вариант, а ознакомившиеся с проектом комитеты и комиссии облсовета дали проекту отрицательную оценку и предлагали его отклонить. Белоногов их полчаса уговаривал, строил прогнозы и просил депутатов утвердить основные показатели: по проекту, областной бюджет 1998 года должен был быть бездефицитным, объемом 2115 млн. рублей. Выступали П.Кутузов (председатель постоянной комиссии Совета по бюджету, налогам и финансам) и П.Штейн, которые призывали создать согласительную комиссию и попытаться оптимизировать бюджет, так как проект недоработан и нереалистичен. С ними никто не спорил, но когда стали голосовать, то 17 депутатов высказались в поддержку законопроекта (и губернатора). Естественно, ни о каких согласительных комиссиях речи уже не было. Интересно, что в доходной части уже была определена сумма федерального трансферта для Амурской области в размере 1,3 млрд. рублей, хотя никто не знал, почему именно столько - кофейная гуща?
У столь лихого начала оказалось достойное продолжение - и на следующей сессии, в конце февраля 1998 года, закон «Об областном бюджете на 1998 год и распределении расходов областного бюджета на 1998 год» (хотя и обсуждался три часа) был принят во втором чтении. Хотя накануне комиссия облсовета по бюджету, налогам и финансам приняла решение: рекомендовать депутатам не принимать проект бюджета, вернуться к его первому чтению и создать согласительную комиссию, в состав которой выразили желание войти практически все главы местного самоуправления городов и районов области. Член бюджетной комиссии П.Штейн, выступая на заседании облсовета, отметил три наиболее серьезные причины, из-за которых нельзя принимать бюджет в редакции обладминистрации. Это: неопределенная доходная часть; явное занижение объема средств, необходимых на поддержание ЖКХ; недостаточный объем средств, выделенный на заработную плату муниципальным служащим (при заложенном в бюджет заметном повышении зарплаты работников органов власти областного уровня). Говорилось и о том, что федеральный бюджет еще не принят, и сумма трансфертов неизвестна. Со Штейном и поддержавими его депутатами Герасимовым, Радченко и Бельским опять никто особенно не спорил, но при поименном голосовании из 22 депутатов 19 человек поддержали проект бюджета, и только трое (Бельский, Герасимов и Штейн) были против.
На этой же сессии был рассмотрен пакет документов, регламентирующих деятельность представительства Амурской области при Президенте РФ, Правительстве РФ и Федеральном Собрании (как структурного подразделения администрации области).
В начале марта 1998 года председатель облсовета В.Марценко дал интервью газете «Амурская правда» (6 марта 1998 г.), в котором заявил о своем отрицательном отношении к свободной купле-продаже земли. Он сообщил, что при голосовании в Совете Федерации и сам Марценко, и губернатор Белоногов отдали свои голоса в поддержку Земельного Кодекса.
На мартовской сессии облсовета бюджет Амурской области был принят в третьем чтении, в своем бездефицитном виде. «За» проголосовали 20 из 23 присутствовавших депутатов. Согласительная комиссия так и не создавалась - как заявил на пресс-конферениции В.Марценко - (потому что) ...все депутаты выражали желание поработать над бюджетом.
В начале апреля 1998 года были подведены итоги первого года работы облсовета второго созыва.
К этому времени было зарегистрировано две фракции: «КПРФ» (10 чел.) и «Народовластие» (9 чел.).
За год проведено 13 заседаний, в том числе одно внеочередное, принят 531 нормативно-правовой акт, в т.ч. 66 областных законов. Среди них:
бюджет и налоги - «О передаче представительным органам местного самоуправления полномочий Амурского областного Совета народных депутатов по предоставлению дополнительных льгот по уплате государственной пошлины», «О внесении дополнения в Закон Амурской области «О сборе на нужды образовательных учреждений», «О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы Амурской области», «О внесении дополнений в Закон Амурской области «Об установлении объекта налогообложения, ставок единого налога и стоимости годового патента для субъектов малого предпринимательства в Амурской области», «О ставках налогов (сборов) и льготах в амурской области на 1998 год», «О внесении изменений в Закон Амурской области «Об областном бюджете на 1997 год» (неоднократно), «Об областном бюджете на 1998 год»;
местное самоуправление - «Об административно-территориальном устройстве Амурской области», «О порядке отзыва избирателями депутата представительного органа местного самоуправления», «О статусе выбранного должностного лица местного самоуправления Амурской области», «О муниципальной службе в Амурской области»;
социальная сфера - «Об охране здоровья населения», «Об установлении размеров денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание отдельным категориям инвалидов», «О доплатах к государственным пенсиям лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Амурской областью», «О социальных гарантиях и льготах учителям общеобразовательных учреждений области»;
разное - «О золотом фонде Амурской области», «О нормах и льготах лесопользования отдельных категорий граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств для собственных нужд», «Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Амурской области».
В конце 1997 года была сформирована и приступила к работе Контрольно-счетная палата области.
За год работы в приемную по жалобам областного Совета депутатов поступило 407 обращений граждан, с устными заявлениями обратился 631 человек.
В областной печати (за отчетный период) было опубликовано 67 выступлений депутатов областного Совета В.Марценко, В.Глотова, А.Чибисова, Г.Иванова, Ю.Бобылева и др.
Сведения по посещаемости депутатами пленарных заседаний на 10.04.98 г.
(№ округа/Фамилия, и.о./кол-во заседаний - из 13 / кол-во дней - из 23)
1/Бобылев Ю.М./10/18
1/Глотов В.П./10/17
2/Батин А.К./12/21
2/Буслова Г.С./10/17
3/Герасимов А.В./10/16
3/Лысенко В.А./13/23
4/Простокишин С.А./13/23
4/ Ходунов А.Т./9/16
5/Горянский С.И./13/23
5/Сагунов А.Н./12/22
6/Марценко В.В./13/23
6/Радченко В.Ф./4/5
7/Лисеенко Л.В./11/20
7/Штейн П.С./13/22
8/Иванов Г.Н./13/22
8/Чибисов А.А./13/22
9/Максимова Г.В./12/20
9/Марасанов А.С./10/16
10/Коваленко В.К./11/19
10/Смолина Г.А./12/21
11/Макарова А.Д./13/23
11/Степанов С.Г./12/21
12/Винидиктов А.Н./7/13
12/Кутузов П.П./13/22
13/Романов В.В./9/14
13/Шкуропацкий С.И./13/23
14/Бельский А.З./12/21
14/Кожевников Л.А./9/15
15/Поздин В.И./3/4
15/Суриков А.М./11/15
На четырнадцатом, апрельском 1998 года заседании облсовета был принят ряд законов Амурской области, в т.ч.: «О бюджете территориального дорожного фонда Амурской области на 1998 год», «О внесении изменений в Закон Амурской области «О ставках и льготах по налогам, зачисленным в территориальный дорожный фонд области (управлению «Амурупрадор» было разрешено в 1998 году заключать с налогоплательщиками договоры по уплате налогов материальными взносами, выполненными работами и услугами взамен денежных средств в пределах их задолженности по состоянию на 01.01.98 г.), «О внесении изменений в Закон Амурской области «О ставках налогов (сборов) и льготах в Амурской области на 1998 год» (были освобождены от налога на имущество оленеводческо-промысловые хозяйства коренных малочисленных народов Севера), были утверждены бюджеты внебюджетного экологического и валютного фондов на 1998 год. Кроме прочего, был утвержден список 26-ти студентов ВУЗов, которые будут получать стипендию имени Н.Н.Муравьева-Амурского (удвоенную), а также выделены недостающие средства на ремонт катера для летней плавательной практики курсантов флотилии юных моряков г.Свободного.
В мае 1998 года в Москве был подписан Договор о разграничении полномочий между федеральным центром и Амурской областью.
На майской сессии отклонили изменения закона «О контрольно-счетной палате Амурской области», приняли закон «Об органах опеки и попечительства на территории области», рассмотрели во втором чтении закон «О реестре муниципальных должностей Амурской области», отправили на доработку предложенные изменения закона «О пребывании иностранных граждан на территории области».
Первое после летних каникул заседание облсовета состоялось 20-21 августа 1998 года. Наибольший интерес и жаркие дебаты вызвало обсуждение акта проверки контрольно-счетной палаты по расходованию бюджетных средств администрацией Амурской области. К тому же часть депутатов (меньшая) уже пыталась раньше поднять вопрос о неправильном расходовании бюджетных средств в области (не говоря уж о самом бюджете), в апреле 1998 г. в областной прессе даже прошла статья депутата Ю.Бобылева с аргументированной критикой финансовых талантов обладминистрации и облсоветского большинства, губернатору поддакивающего. Однако губернатор Белоногов заявил, что может предоставить лишь устную информацию по этому поводу, т.к. итоговый документ еще не готов, к тому же слишком многим «...хотелось бы его иметь». Тогда депутаты решили рассмотреть этот вопрос на закрытом заседании.
На этом же заседании было принято заявление депутатов облсовета Амурской области, в котором они поддержали инициативу депутатов Государственной Думы ФС РФ об отрешении Б.Н.Ельцина от должности президента РФ. («Руководствуясь высшими интересами России...»).
Одним из основных на сентябрьской сессии стал вопрос «О состоянии дел в угледобывающей отрасли области». Начинался отопительный сезон, угля в области было запасено недостаточно, а единственное на Дальнем Востоке угледобывающее предприятие ОАО «Дальвостуголь» находилось в очень плохой ситуации - еще в августе 1998 г. из-за хронических неплатежей было арестовано имущество предприятия. Недостаток оборотных средств, собственная кредиторская задолженность, необходимость содержать объекты соцкультбыта и жилье, потребители, не расплачивающиеся за отгруженный уголь - все это довело угольщиков до того, что они прекратили отгрузку угля всем потребителям без предоплаты. А тут зима на носу, на Благовещенской ТЭЦ, Райчихинской ГРЭС и в мелких муниципальных котельных запасов угля нет, и депутаты облсовета решили, что пора поддержать «Дальвостуголь». Генеральный директор предприятия, депутат облслвета В.Радченко, просил помощи облсовета и администрации области хотя бы в том, чтобы получать какую-то оплату со стороны потребителей. Ему обещали помочь, хотя всем было ясно, что денег нет.
К октябрьской сессии ситуация принципиально не изменилась, уголь для муниципальных образований практически не отгружался. «Если это осенний шантаж, то это не делает чести угольщикам», - грустно говорил В.Марценко.
Был принят сразу в двух чтениях закон «О целевом сборе на продажу (перепродажу) сои за пределы территории Амурской области». Амурская область - основной производитель сои в России, для поддержания и расширения производства этой культуры предлагается ввести целевые сборы на ее продажу и перепродажу, установив льготы для производителей и унитарного предприятия «Агро», через которое обладминистрация под свою гарантию будет выделять денежные и материально-технические ресурсы.
Обсуждались законопроекты «О налоге с продаж на территории Амурской области», «О порядке внесения, рассмотрения и принятия закона Амурской области «Об областном бюджете на 1999 год» (был подготовлен бюджетной комиссией облсовета, раскритикован губернатором и отклонен депутатами).
Бюджетный закон был принят во втором чтении на ноябрьской сессии, с учетом поправок областной администрации. После чего представители исполнительной власти сообщили, что к 1 декабря 1998 года они готовы предоставить депутатам проект бюджета на 1999 год, и его обсуждение сразу было включено в повестку дня декабрьской сессии.
Также был принят во втором чтении закон «О туризме в Амурской области», который предусматривает возможность «создания органами государственной власти внебюджетного фонда развития туризма», а также предоставление налоговых льгот и возможность «прямых бюджетных ассигнований» для туристических фирм.