(by TRANSLATE.RU)

ПРОЕКТЫ ВНЕ РАЗДЕЛОВ
Религиозный фактор в политике в России и в Казахстане. 1989-1997

УМЕРЕННЫЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ

Далеко не все умеренные политические партии вообще отразили в своих программных документах хоть какую-то позицию в отношении религиозных проблем.
Из тех же, что отразили, стоит выделить группу весьма различных в политическом отношении организаций, придерживающихся классического либерального подхода, предполагающего невмешательство государства в религиозные дела.
Аграрная партия держится подчеркнуто нейтрально, требуя "уважения к действующим на территории страны религиозным системам, использования возможностей различных конфессий для духовного оздоровления народа, укрепления его нравственных начал. Партия считает, что свобода вероисповедания как и атеистическое мировоззрение есть важнейшее право человека".
Здесь, правда, необходимо оговориться, что аграрии в идеологическом отношении находятся под полным влиянием КПРФ, далеко не столь либерально настроенной даже на уровне программных деклараций. Декларации вообще отражают далеко не все. Скажем, объединение "Регионы России", имеющее крупную фракцию в Думе, ничего не записало в программе по религиозным проблемам, зато выпустило брошюру классического ксенофобского содержания с характерным названием "В кольце отчуждения: Православие в призме глобальных проектов вокруг России".
На редкость либеральный тезис записан в документах Союза землевладельцев:
"СЗР за полную свободу вероисповедания и равенство всех конфессий и сект, за более широкое использование возможностей религии в улучшении нравственного здоровья общества, приобщение людей к морали, культурным и историческим традициям и ценностям."
Основные либеральные партии очень кратки.
Демократический выбор России: "Нравственные основы ее [партии] деятельности - ненасилие, уважение к правам и достоинству граждан, свобода вероисповедания, отрицание тоталитаризма, неприятие расовой, региональной, национальной, религиозной и классовой исключительности."
"Яблоко": "надежно защитить права национальных и религиозных меньшинств"
Федеральная партия "Демократическая Россия": "культуры и религии России равноправны и равнодостойны". Также предлагаются "поддержка создания религиозных поселений, монастырских хозяйств" и "запрет на доминирование в вооруженных силах и службах безопасности какой-либо религии или светской идеологии, партийной принадлежности. Гарантия отправления военнослужащими религиозных обрядов, исключая чрезвычайные ситуации."

Демократическая партия России демонстрирует уже протекционистский подход, но в самом мягком виде:
"Мы содействуем распространению высоких духовных ценностей православной культуры и других традиционных для народов России конфессий. Мы настаиваем на расширении доступности религиозного образования, в том числе через государственные средства массовой информации и среднюю школу. Мы всемерно поддерживаем укрепление организационной деятельности религиозных общин, восстановление храмов, работу Русской Православной Церкви по возрождению христианской веры и духовных народных традиций." Говорится также о ряде конкретных аспектов покровительства религии: неприкосновенности культового имущества, социальной защите и т.д.
Тема дискриминации появляется и у движения "Вперед, Россия!" (чей либерализм местами переходит в умеренные формы империализма). Кстати, это движение - одна из немногих организаций, имеющих целый раздел программы, посвященный религиозной тематике. Приводим его целиком:
"Религия - носитель национальных, нравственных и культурных традиций народа. Лишив людей веры, большевики произвели духовное опустошение страны, Разрушив или превратив храмы в склады и конторы, они нанесли нам гигантский моральный урон, который мы будем чувствовать еще много лет.
Мы будем проводить политику защиты свободы совести и вероисповедания; возврата культовых сооружений, невмешательства в дела и сотрудничества со всеми религиозными конфессиями и организациями, признанными государством, в деле воспитания духовности и защиты нравственности.
Мы примем меры по развитию добровольного религиозного воспитания, воскресных школ, преподаванию в государственных учебных заведениях истории религии.
Кроме того, будут приняты меры против распространения опасных для жизни и психики людей псевдорелигиозных организаций типа "Белого братства", "Аум Синрике"."

На уровне программы на ДПР очень похожа Коммунистическая партия Российской Федерации, декларирующая "уважения к православию и другим традиционным религиям народов России". "Народность", важное понятие в коммунистической программе, понимается как "равноправие и равноценность всех граждан независимо от национальных, религиозных и других различий".
Почти не отличается от КПРФ и движение "Духовное наследие", идеологический флагман партии. Оно декларирует:
"предоставление Русской Православной Церкви, представителям других российских религий необходимых возможностей и условий для ведения широкой просветительской деятельности";
"православие - как основа мировоззрения большей части населения страны, при свободном развитии всех традиционных для России других религий";
"образование в Российской Федерации является светским. История и основы религии изучаются беспрепятственно в воскресной школе или факультативно".
Не следует только забывать, что лидеры КПРФ все еще колеблются между только недавно исключенным из партийных документов атеизмом и необходимостью сближения с Церковью ради завоевания национал-патриотического электората, а вот лидер "Духовного наследия" А. Подберезкин входил в редакционный совет "Руси Православной".
С 1996 года КПРФ возглавляет большую коалицию коммуно-патриотического толка - Народно-патриотический союз России. Идеология НПСР вряд ли может быть точно определена из-за определенной пестроты состава коалиции, но несомненно, что некая "средняя" линия, которую, собственно, и провозглашают для прессы, соответствует установкам "Духовного наследия", то есть Зюганова и Подберезкина. Установки эти недостаточно четко проговорены, во всяком случае - в области отношения к религиозным проблемам, но кое-какие выводы сделать все-таки можно.
Позиция НПСР очевидно близка к позиции движения "Держава", входящего в НПСР, а в программных документах "Державы" религиозные аспекты политики освещены весьма подробно. Это "социал-патриотическое" движение декларирует прямую связь религии с идеологией:
"Православная Россия никогда не была частью западноевропейской цивилизации в тех ее аспектах, которые выросли на индивидуализме, философском рационализме и идейном багаже Французской революции. Сама протестантская этика мотивации к труду и богатству: "Бог делает богатым того, кого любит", "Богатство угодно Богу" - совершенно чужды традициям, в которых воспитаны миллионы наших сограждан независимо от осознанности их собственного отношения к религии. В этом смысле гонители Православия, нанося свой удар по Церкви, так и не смогли пока разрушить душу русских людей, те глубины сознания, которые и отличают русских от других народов Европы. В мире нет абстрактной демократии и абстрактного рынка, годных для всех. А попытки форсированного внедрения "передовых рыночных отношений" под лозунгами свободы от абсолютных нравственных ориентиров ведут нашу страну к анархии и хаосу.
<…> Определяющим процессом на этом пути является религиозное возрождение русского общества. Не подлежит сомнению, что в течение десяти веков отечественной истории Русская Православная Церковь являлась духовной опорой единого государства, его главной религиозной скрепой и нравственной движущей силой. Такая роль Церкви как никогда необходима нам сейчас для того, чтобы укрепить наше национальное мировоззрение в корнях многовековой отечественной духовности, превратить русское православное сознание в один из важнейших факторов политической жизни, восстановить тонкое, деликатное взаимодействие религиозно-этического и государственного мышления на принципе их "симфонии", а не западного разделения."
В перечне "главных опор и сторонников патриотического мировоззрения" названа "Русская Православная Церковь как "столп и утверждение истины", опора на которую поможет духовному выздоровлению России и возвращению исторической преемственности развития".
"Движение "Держава" считает непременным условием возрождения России и восстановления исторической справедливости поддержку на государственном и общественном уровне Русской Православной Церкви, как и других традиционных для России конфессий, с которыми Православная Церковь издавна находила основу для сосуществования. Это особенно важно теперь в условиях беззастенчивой и широко финансируемой экспансии зарубежных миссионеров.
Последние годы продемонстрировали, какие огромные средства вкладывают внутренние и внешние антирусские силы в разрушение национального мировоззрения через просвещение, образование, информацию и проповедь иноверных конфессий. Этому разрушительному натиску мы обязаны положить предел, ибо преемственность национального мировоззрения есть основа сохранения способности и воли нации к историческому бытию, а также духовное условие национальной безопасности.
<…> Движение "Держава" намерено восстановить в русских и иных школах и дошкольных учреждениях изучение Православия и других традиционных для России религий."
"Своим острием эта беспрецедентная духовная агрессия (неправославных и нехристианских проповедников - А.В.) направлена прежде всего против Русской Православной Церкви, от века служившей на Руси главной опорой общественной нравственности и высокой христианской духовности. Сотни, тысячи заморских "пророков" и "проповедников" - лжеучителей и самозванцев, хлынули в нашу страну, высокомерно предпо-лагая "просветить" "русских варваров".
Результатом такого "просвещения" стало появление в России много-численных тоталитарных сект, уродующих души людей, практикующих пси-хотропные способы воздействия на сознание человека, угрожающих нормам общественной морали и здоровью российских граждан. При этом государс-твенная власть в России проявляет вопиющую безответственность, пот-ворствуя всяческим псевдорелигиозным шарлатанам, предоставляя им время в программах государственного телевидения и радиовещания.
<…> Съезд социал-патриотического движения заявляет, что духовная агрессия против России должна быть незамедлительно пресечена. Иноземные шарлатаны не имеют никакого права калечить души наших детей, и такой запрет необходимо в кратчайшие сроки оформить законодательно. Возрождение Российской Державы может состояться лишь на основе ее традиционных нравственно-религиозных ценностей."
И в заключение "Держава" провозглашает:
"Возрождение духовного стержня российской государственности. В мировой истории сохранились только народы, которые осознавали свою нравственно-религиозную самобытность. "Общечеловеческая" фразеология годится лишь для внутреннего разложения противника. Православная вера - крепкая власть - русская соборность спасут от гибели и вновь сплотят русский народ, а вместе с ним и другие народы России."
Собственно говоря, в этих обширных цитатах, на политическом, а не церковном, языке сформулированы основные социальные доктрины православных фундаменталистов. Это, в сущности, удивительно, так как не замечено особенно близких контактов между ними и движением Александра Руцкого, а сам Руцкой, при всех его симпатиях к национал-патриотической идеологии и личном радикализме, относится к разряду умеренных оппозиционеров и в этом качестве скорее должен был бы ориентироваться на более мягкую позицию Патриархии. Это не говоря уж о том, что фундаменталистский пафос в программе вполне светского движения, возглавлявшегося (до избрания его курским губернатором) далеким от богословия генералом, выглядит совершенно неуместно.
Зато вполне понятно, что те же взгляды разделяет "Духовное наследие", близкое к церковным фундаменталистам, а через него и НПСР в целом. Существенно отметить только, что православие рассматривается ими всеми как инструмент укрепления "державности" (по Руцкому) или "государственно-патриотической идеологии" (по Подберезкину), так что идентифицировать эти политические силы с собственно церковными фундаменталистскими кругами нельзя. Константин Душенов прямо писал, что нельзя вполне доверять коммунистам, покровительствующим Церкви; члену редколлегии "Руси Православной" и не члену компартии Подберезкину доверять больше оснований, но не более того. В программе "Духовного наследия" очень много говорится о духовности, соборности и даже о "русском космизме", но почти ничего - о православии и о Боге вообще. "Наследуют" здесь, несмотря на многочисленные ссылки на Ивана Ильина, не православной русской культуре начала века, а популярной "духовности" позднесоветского периода, производимой не от религии, а от вполне рационалистических идей государственнического, национального или, реже, историко-культурного толка.

Главный противник компартии - движение "Наш дом - Россия" в относительно обширном разделе своей программы откровенно разворачивает патерналистскую и дискриминационную доктрину государственной политики в области религиозных отношений:
"Движение отстаивает принцип свободы совести и вероисповедания и заявляет о своей поддержке традиционных для России религиозных конфессий. Духовное и нравственное возрождение русского народа во многом зависит от положения в обществе русской православной церкви. Мы признаем ее особую роль.
Мы признаем имущественные права религиозных объединений и выступаем за постепенную передачу конфессиям ранее использовавшихся не по их прямому предназначению культовых зданий и имущества.
Мы выражаем озабоченность тем, что на современную религиозную ситуацию в России оказывают существенное влияние разнообразные религиозные и полурелигиозные культы и организации, которые хлынули в Россию с конца 80-х - начала 90-х годов. Отсутствие законодательных актов, регламентирующих деятельность зарубежных миссионеров, наличие у них крупных финансовых средств, отсутствие действенного упорядоченного и убедительного идейного противодействия - все это привело к тому, что деятельность этих новых культов приобретает массовый характер, усиливающий нестабильность в обществе, создающий основу для конфронтации на религиозной почве. Поэтому необходима система правового регулирования деятельности всех зарубежных проповедников, миссий, организаций.
В школах и других светских учебных заведениях целесообразно организовать на факультативной основе изучение традиционных для нашей страны религий в культуроведческом плане как части истории, отечественной и мировой культуры. Важно строить изучение так, чтобы осознавалось: самые разные религии едины в главном: из века в век они учат людей любви, честности, трудолюбию. Это позволит предотвратить раскол между верующими и неверующими, последователями различных вероисповеданий.
Мы считаем, что силовые структуры, армия должны быть исключены из зоны целенаправленной и организованной деятельности как религиозных, так и антирелигиозных представителей. Отправление религиозных обрядов не должно носить обязывающего характера и может осуществляться только на индивидуальной основе по личной просьбе верующих, если это не мешает выполнению служебных задач.
Движение считает недопустимым противопоставление одних конфессий другим. Мы видим в религии серьезный фактор укрепления нравственного здоровья общества."

Умеренные национал-патриотические организации уделяют в среднем больше внимания религии, чем демократические или коммунистические. И позиция их еще более определенна, чем у НДР.
Самым умеренным выступает Конгресс русских общин, хотя он и стал заметно более национал-патриотическим после разрыва его организаторов с Егором Строевым и Александром Лебедем (после неудачи на выборах 1995 года).
КРО - за "разработку общенациональной программы защиты культурного наследия Русской Православной Церкви в России и за ее пределами, а также других конфессий, исторически представленных в регионах России".
"Стержнем работы по духовному возрождению и развитию России является образование, важнейшим компонентом которого сегодня становится этическое и религиозное воспитание. Мы ставим вопрос о законодательном закреплении принципов социального партнерства между государством и церковью в духовном воспитании народа. Мы выступаем за отмену налогов для предприятий и учреждений религиозных организаций, за облегчение доступа традиционных конфессий к средствам массовой информации, за прекращение деятельности человеконенавистнических сект на территории России."
В программе Либерально-демократической партии России развивается модифицированный (или, если угодно, вульгаризированный) вариант теории пяти цивилизаций по Хантингтону. Судя по программе ЛДПР, западно-христианская цивилизация постоянно нападает на восточно-христианскую, натравливая заодно и остальные. Особо зловещую роль играет "скрытая израильская цивилизация".
"ЛДПР разделяет и идею о светском характере Российского государства, что означает отделение религии от государства. Выступая за равноправие религиозных убеждений для всех народов, проживающих в России, ЛДПР выступает против подрыва права русского и других народов на при-верженность традиционно православной религии. ЛДПР учитывает и то, что немалая часть населения страны привержена исламу. Позиция партии сос-тоит в том, чтобы не допустить в стране конфессионального противостояния и религиозных конфликтов. Она выступает и за то, чтобы пресечь распространение в России нетрадиционных и изуверских сект."
И в заключение этого краткого обзора умеренных, то есть "системных" политиков, можно упомянуть кандидата в президенты в 1996 году, депутата Государственной Думы и "спиртового короля" Владимира Брынцалова, поразивший всех своим утрированным ново-русским имиджем. Он тоже заявил весьма решительную позицию: заместитель Брынцалова по идеологии в созданной им Российской социалистической партии Алексей Толмачев выступил за то, чтобы система образования в России была "только православной и только национальной".
Оглавление
"Панорама"

InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network