|
Конечно, никто не собирается отказываться от программного тезиса о вреде "антифашизма" для революционной идеологии, о просистемной и марионеточной функции этой тенденции. О ее двусмысленности и коллаборационистской миссии. Профессиональный "антифашизм" леваков служит лишь Системе, которая таким образом натравливает один лагерь революционеров на другой, обеспечивая себе, тем самым, свободу и безопасность. Но есть и иной аспект. Если мы согласны (а мы согласны), что левое и особенно крайне левое направление в политике вдохновляется совокупностью ценностей, явно созвучной крайне правым, только выраженной на совершенно ином, особом языке, нуждающемся в переводе, новой интерпретации, значит мы должны подвергнуть тщательному осмыслению и переосмыслению все существенные стороны левачества, приведя к общему знаменателю все, что может быть спасено и сохранено и отбросить лишь то, что никак и ни с какой стороны не содержит позитивного нонконформного революционного потенциала.
Итак, антифашизм. Есть ли в нем зерно истины? Если есть, то в чем оно заключается?
Самым принципиальным элементом критики марксизма (и левачества в целом) в отношении фашизма является обвинение его в солидарности с интересами буржуазии, в замазывании классовых противоречий, в антипролетарской, контрреволюционной и просистемной, капиталистической и конформистской функции.
Так ли это? - Безусловно, так. То, что совокупно принято называть историческим "фашизмом" (итальянский фашизм и германский национал-социализм), на самом деле, в конечном счете, представлял собой систему, основанную на глубоком и нерасторжимом альянсе идеологизированного националистического политического движения с крупной буржуазией и государственночиновничьим аппаратом. Революционный и социалистический пафос был характерен только для ранних этапов развития фашистских режимов и сохранялся позже в виде рудиментарных, лозунговых, почти чисто демагогических элементов.
Это касается не только прагматических компромиссов. На самом деле, фашизм даже самый левый, настойчиво отрицает классовую борьбу внутри одной нации и призывает к национальной солидарности всех классов вопреки марксистскому стремлению провести внутри нее резкую разделительную черту. Иными словами, фашизм теоретически отрицает интернациональную природу Капитала и ставит во главу угла межгосударственные и межэтнические (иногда межрасовые) противоречия, рассматривая нацию, этнос, государство и расу как основной движущий фактор истории. Вообще говоря, именно эта концепция национальной (расовой) солидарности составляет ярчайшую черту фашизма, причем она противопоставляется доктринально классовому подходу.
Для фашиста нация превыше всего. Но на практике, это означает, что она превыше класса.
Для коммуниста класс превыше всего, что означает, в сущности, что он превыше нации.
Кто прав? И что же делать национал-большевикам?
|