English version
НАЦИОНАЛИЗМ, ЭКСТРЕМИЗМ, КСЕНОФОБИЯ
|
Экстремизм и ксенофобия в избирательных кампаниях 1999 и 2000 гг.
|
Александр Верховский
РАДИКАЛЬНЫЕ НАЦИОНАЛИСТЫ В РОССИИ В НАЧАЛЕ 2000 ГОДА
|
Доклад, представленный в Университете Калифорнии в Дэвисе 23 февраля 2000 г.
ТЕМА И ТЕРМИН
Разрушение тоталитарного советского общества вызывало 10 лет назад почти всеобщие опасения, что на смену одному тоталитаризму в стране, не имеющей практически никакого опыта демократии, может прийти другой тоталитаризм. Какой именно? Национальные конфликты, которыми сопровождался распад СССР, сразу подсказали ответ - национальная диктатура фашистского типа, сочетающая поднимающуюся националистическую идеологию и тоталитарные социальные навыки. Но такой диктатуры у России нет и в обозримом будущем не предвидится. Сценарий "веймарской России", столь детально разработанный Александром Яновым, не реализовался.
Мы не беремся сейчас дать обстоятельный ответ на вопрос, почему именно не реализовался. Можно только констатировать, что течения советского консерватизма, идейного коммунизма, радикального и умеренного русского этнического национализма, даже вместе взятые, не пользовались и не пользуются поддержкой хотя бы половины населения, а также - отвергаются подавляющим большинством участников политической элиты (включая элиту бизнеса, силовых структур и масс-медиа).
Широкой электоральной поддержкой пользуется Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) Геннадия Зюганова. Многие публицисты и даже некоторые исследователи (тот же А. Янов) КПРФ в целом или лично Г. Зюганова считают фашистами и проводят аналогии с Адольфом Гитлером и его партией. Такие аналогии, безусловно, достаточно обоснованны, но нельзя не заметить, что различия между Гитлером и Зюгановым (не говоря уж о КПРФ в целом) - огромные. Зюганов, хотя и использует иногда риторические обороты, допускающие такое сравнение, в своей политической линии является довольно умеренным, по российским меркам, деятелем. Он фактически устранился от силового противостояния с Борисом Ельциным в 1993 году, его партия год за годом голосовала за бюджет, он постоянно отмежевывается от радикалов любого толка, партийная пресса ведет себя порой грубо, но всегда осторожно, даже попытка импичмента, предпринятая КПРФ в прошедшем году, выглядела как-то ненатурально. КПРФ, безусловно, является частично националистической партией, но партией умеренной, а умеренный национализм уже не может считаться фашизмом.
Определений фашизма существует множество. Во всяком случае, не всякое радикальное националистическое движение мы назовем фашистским. Например, некоторые радикалы могут предлагать кровожадные сценарии своего будущего правления, но не проникнуты тем революционным духом, который свойственен фашизму.
Множественность определений фашизма мешает пользоваться этим термином, равно как и его крайняя эмоциональная насыщенность в русском языке. Разногласия по поводу того, что можно называть этим словом, доходили даже до судебных разбирательств. Поэтому для групп и организаций, которые, которые с большим или меньшим основанием можно считать фашистскими, и которые, собственно, и образуют тот политический слой, из которого исходит фашистская угроза, мы предпочитаем пользоваться другими названиями - экстремисты и радикальные национал-патриоты.
Почти пять лет назад мы сформулировали несколько признаков экстремизма [1]. Сейчас я бы их перечислил в таких формулировках:
пропаганда или практика политического насилия,
пропаганда или практика насилия на национальной, расовой или религиозной почве,
создание боевых отрядов,
пропаганда или попытки силового захвата власти,
пропаганда осознанного, грубого и систематического нарушения прав человека (включая дискриминацию по национальному, расовому или религиозному признаку).
Причем, под пропагандой здесь следует понимать только прямые и недвусмысленно понимаемые призывы. Жесткие ограничения определения необходимы потому, что понятие экстремистской организации или группировки предполагает (пока в перспективе) ее особый правовой статус, целенаправленную политику государства по ограничению деятельности такой организации и ее членов.
Радикальный национал-патриотизм - понятие в этом смысле не столь обязывающее. Зато оно уже в смысле идеологическом: экстремисты могут быть не только националистического толка, у нас в стране уже вполне развит лево-радикальный экстремизм, в некоторых отношениях не уступающий право-радикальному.
"Национал-патриот" - фактически самоназвание, возникшее в среде националистических организаций [2]. Мы же вкладываем в него вполне определенное значение. Признаки, объединяющие организации национал-патриотического толка, следующие:
Национал-патриоты всегда акцентируют тему "русского народа", понимаемого то как этнические русские, то как русские, украинцы и белорусы, то как представители всех "коренных" народов современной России или даже СССР. Соответственно, по-разному мыслятся и идеальные границы российского государства. Определение "русского" является важным классификационным признаком для национал-патриотов, но общей чертой является мышление в терминах наций, а не отдельных людей и даже не государств.
Соответственно, "русскому государству" и "русскому народу" противостоят некие внешние силы зла. Как минимум, эти силы идентифицируются с Западом и в первую очередь - с США. Список враждебных стран и даже цивилизаций может быть расширен, например, за счет мира ислама.
Антисемитизм, в принципе, не является обязательной чертой национал-патриота, но не антисемитов среди них почти нет. Идея "жидо-масонского заговора" в разных ее вариантах усвоена почти всеми и тесно интегрирована с антизападными настроениями. В крайнем случае, евреи рассматриваются как извечные враги "русского народа" и православной веры, руководящие другими врагами - США, Папой Римским, Чечней и т.д., но не все готовы выражать столь абсурдные взгляды в полном объеме и в той или иной степени корректируют эту модель.
Вражда по отношению к "не русским" не может ограничиваться евреями. В 90-е годы роль главного этнического врага играют народы Кавказа (в целом, так как в России их плохо различают). С последние годы на роль главного внутреннего врага выдвинулись чеченцы. Антикавказские настроения обязательны для национал-патриотов, но возможны и другие этнические враги: китайцы, вьетнамцы, поляки и т.д. Для тех национал-патриотов, кто не готов считать украинцев частью "русского народа", они тоже зачастую являются врагами.
Борьба со столь многочисленными врагами предполагает высокую степень милитаризации общества, высокую роль спецслужб, готовность к войне. В крайнем случае предлагается присоединение к России некоторых сопредельных территорий военным путем.
Национал-патриоты - принципиальные противники либерализма. Многие выступают сторонниками диктатуры и жестких политических репрессий. А уж ограничения свободы слова и политической демократии предлагаются почти всеми.
Либеральной модели экономики, к которой в значительной степени удалось уже приблизиться в России, противопоставляется резкое усиление государственного регулирования и социальных программ. Впрочем, национал-патриоты мало интересуются экономикой и даже не все организации имеют хоть какие-то предложения в этой области. В экономике их больше всего волнует тема еврейского и вообще нерусского капитала.
Национал-патриоты обвиняют современное общество в бездуховности. Соответственно, для них самих понятие духовности, и соответственно, религии очень важно. В большинстве случаев речь идет о православии, реже о язычестве, хотя есть и внерелигиозные организации. Но во всех случаях главным остается национализм. Что приводит, в частности, к фантастическим представлениям о русской (славянской) истории и о православии.
Легко заметить, что все эти признаки в той или иной степени применимы и к вполне респектабельным российским партиям, называющим себя центристскими. Особенно это стало заметно в прошлом году, после начала натовских бомбардировок в Югославии. Вообще говоря, противостояние с Западом из-за Югославии сильно изменило идеологический ландшафт в России. Сейчас и в самом деле политический центр можно в той или иной степени счесть национал-патриотическим в смысле перечисленных признаков. Особенно это относится к Юрию Лужкову и его сторонникам.
Единственное, хотя и важное, исключение - респектабельные политики все-таки никогда не позволяют себе проявлений антисемитизма и стараются сдерживать свои ксенофобские настроения и по отношению к другим народам. Это у них не всегда получается [3], но все-таки этнонационализм в "приличном обществе" воспринимается как априорно осуждаемое явление и потому не может быть задействован в "большой политике". Это ограничение сработало даже в период пропагандистской подготовки нынешней чеченской кампании.
Мы, однако, интересуемся не всеми политическим группами, исповедующими национал-патриотические идеи, а только радикальными национал-патриотами. Таковых можно вычленить по открытому, последовательному и очень агрессивному следованию вышеизложенным идеям. В умеренной форме национал-патриотизм свойственен и "Отечеству" Лужкова, и КПРФ, и Российскому общенародному союзу Сергея Бабурина и еще ряду организаций, которые ни по содержанию их программных текстов, ни по форме выражения своих идей никак нельзя отнести к радикалам. Более подробно определять радикализм не имеет смысла: из дальнейшего станет ясно, кого и почему мы относим к радикалам.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Нашей задачей не является перечислить все радикальные национал-патриотические группировки, да это и затруднительно, так как в существовании некоторых из них на данный момент нет уверенности. Соответственно, в рамках доклада невозможно изложить все идеологические версии, существующие в этой среде. Достаточно ограничиться общей идеологической и политической классификацией по нескольким критериям по состоянию на конец 1999 года [4].
Политическая значимость
Самыми крупными следует признать Либерально-демократическую партию России (ЛДПР) Владимира Жириновского, Русское национальное единство (РНЕ) Александра Баркашова, Движение в поддержку армии (ДПА) Виктора Илюхина и Альберта Макашова, Национал-большевистскую партию (НБП) Эдуарда Лимонова, казачьи Войска - Донское, Всекубанское, Центральное и т.д. Численность во всех случаях оценить можно только приблизительно. Численность казачьих войск и ЛДПР не имеет большого значения, так как и там, и там носителями радикального и даже экстремистского начала являются лишь отдельные группы активистов, а электоральный потенциал определяется не численностью.
ЛДПР лишь единожды добилась электорального триумфа - на чрезвычайных, по сути, выборах 1993 года. С тех пор поддержка Жириновского неуклонно снижается. Но и почти 6% голосов на последних выборах - совсем не мало для политика с такими взглядами.
ДПА до недавнего времени должно было рассматриваться скорее как радикальное крыло КПРФ, чем как самостоятельная национал-патриотическая организация. Но чрезвычайная популярность, которую своими антисемитскими речами снискал в национал-патриотических кругах генерал Макашов, создала для ДПА новую ситуацию. И хотя блок радикальных национал-патриотов во главе с Макашовым, о котором велись переговоры прошлой осенью, не состоялся, отдельное выступление ДПА на парламентских выборах зафиксировало ее статус самостоятельной силы, причем скорее национал-патриотического, чем коммунистического толка (хотя Макашов и Илюхин остаются членами КПРФ).
НБП в электоральном смысле имеет практически нулевой потенциал, но партия имеет реальные группы в более, чем половине регионов страны, а ее газета "Лимонка" - одна из самых популярных в кругах национал-патриотов.
Может вызвать сомнение включение казачьих войск в список радикалов. Действительно, их декларации чаще всего достаточно умеренны. Но казаки на юге России отличились столь многочисленными случаями насилия на национальной и религиозной почве, причем покрываемого их руководством, что в радикализме этих организаций не приходится сомневаться. А по численности и влиянию в своих регионах казачьи организации безусловно могут быть отнесены к крупным.
В остальных случаях численность, как таковая, большой роли не играет. Важна численность актива, способность лидеров силами этого актива реализовывать общественно значимые акции. По этому критерию к средним, то есть заметным, сейчас можно отнести следующие радикальные национал-патриотические организации:
Народная защита Евгения Щекатихина (благодаря газете "Наше Отечество"),
Народная национальная партия (ННП) Александра Иванова-Сухаревского,
Национально-республиканская партия России (НРПР) Юрия Беляева,
Отечество Николая Кондратенко (краснодарская коммуно-патриотическая коалиция, радикализм которой придает в первую очередь сам губернатор Кондратенко),
Национально-патриотический фронт (НПФ) "Память" Дмитрия Васильева (благодаря ранее приобретенной известности названия и лидера),
Русская национальная социалистическая партия (РНСП) Константина Касимовского (благодаря активным связям со скинхедами),
Русская партия Владимира Милосердова (благодаря покровительству КПРФ),
Русский общенациональный союз (РОНС) Игоря Артемова,
Русское национально-освободительное движение (РНОД) Олега Гусева и Романа Перина (благодаря газете "За русское дело"),
Союз венедов Виктора Безверхого,
Союз русского народа Станислава Терентьева и Игоря Кузнецова (благодаря волгоградской газете "Колоколъ"),
Союз "Христианское возрождение" (СХВ) Владимира Осипова,
Движение "Спас" Владимира Давиденко (благодаря скандальному участию в выборах-99),
Черная сотня,
Газета "Завтра" Александра Проханова.
Перечислять более мелкие организации и группы не имеет смысла. Наиболее существенные из них будут еще упомянуты ниже.
Националисты - какой нации?
Как уже говорилось, понятие "русский народ" может иметь для национал-патриотов весьма разный смысл. Не углубляясь в анализ имеющихся в их среде разногласий по этому поводу [5], отметим, что самое существенное разделение проходит между теми, кто мыслит "народ" преимущественно в этническом смысле, и теми, кто мыслит его преимущественно в обычном для Запада смысле слова "nation", но имеет при этом ввиду не простую "нацию", а особо привилегированную, нацию метрополии в империи.
В чистом виде такое разделение, конечно, не существует. Но тем не менее нельзя не выделить две тенденции в национал-патриотической идеологии, соответствующие этому делению, - этнонационалистическую и имперскую.
Яркими представителями имперского сознания являются:
ЛДПР Жириновского: при всех его выпадах в адрес тех или иных народов, основной смысл его речей, равно как и партийных документов - восстановление и укрепление империи; собственно национальный вопрос Жириновский предпочел бы вообще объявить не существующим, если он и националист, то бывшего "советского народа", мечтающего о возрождении империи;
Национал-большевики обеих группировок, и Эдуарда Лимонова (НБП), и порвавшего с ним идеолога Александра Дугина (почти не оформленное движение сторонников), - то, что сказано о Жириновском, к ним относится в еще большей степени: они ни в коей мере не являются этнонационалистами;
Газета "Завтра": Александр Проханов - чистой воды империалист, его личный вариант неоевразийства выше этнонационализма;
Союз офицеров и Державная партия, руководимые Станиславом Тереховым: ему быть этнонационалистом не позволяют почти коммунистические взгляды;
"Золотой лев", объединение публицистов (Сергей Городников, Андрей Савельев и др.) - сторонников капиталистического, "прогрессивного" национализма в имперском духе;
"Возрождение" Валерия Скурлатова: он, хоть и старый "борец с сионизмом", но придерживается именно имперских взглядов.
На другом полюсе находятся группы, исповедующие наиболее агрессивные формы этнонационализма. Среди них наиболее заметные:
Русское национальное единство (РНЕ),
Народная защита,
Народная национальная партия (ННП),
Национально-республиканская партия России (НРПР Беляева в отличие от измельчавшей НРПР Николая Лысенко),
НПФ "Память",
Русская национальная социалистическая партия (РНСП),
Русское национально-освободительное движение (РНОД),
Союз венедов Виктора Безверхого,
Союз русского народа,
Черная сотня,
Церковь Нави Ильи Лазаренко,
Российское патриотическое народное движение Александра Федорова,
Ряд скинхедских группировок (Московский скинлегион, Кровь и честь, Русская цель, Русский кулак и т.д.).
Интересно, что различие в типе национализма мало влияет на внешнеполитическую программу организаций, в том числе - и по вопросу о желательных границах российского государства. Идея восстановления его в границах СССР (вариант - в границах 1913 года) пользуется все меньшей и меньшей популярностью: опыт чеченских войн убедил уже почти всех, что покорение других народов России не под силу и оборачивается для нее только потерями и позором. Порой выдвигается даже идея уйти и из национальных автономий Северного Кавказа. Тем более уже не высказываются территориальные претензии на земли за пределами рухнувшей империи.
Доминирующая концепция - присоединение территорий с преобладающим славянским населением, то есть Белоруссии, Украины (уже не столь единодушно), приграничных областей Казахстана, северо-востока Эстонии и т.д. При этом только крайние радикалы типа лимоновской НБП позволяют себе рассуждать о силовом захвате территорий: как правило, говорится о проведении референдумов.
В исходе подобных референдумов националисты не сомневаются, но важно отметить, что сейчас даже экстремистские группировки при возможности достичь своих целей демократическими методами предпочитают пропагандировать именно их.
Наиболее экстремистские группировки
Исходя из сформулированных выше критериев определения политического экстремизма, можно выделить национал-патриотические организации, наиболее отвечающие этим критериям.
Важно иметь ввиду, что волна политического насилия 1992-1993 годов осталась давно позади. Время в российской политике идет очень быстро, и участие в событиях такой давности само по себе сейчас нельзя рассматривать как характеристику современного состояния организации. С учетом этой оговорки мы и перечислим организации, активно практикующие насилие по политическим, расовым, национальным или религиозным соображениям:
Казачьи войска юга России,
НРПР Ю. Беляева,
Группы скинхедов,
РНЕ А. Баркашова (в отдельных случаях),
РНСП К. Касимовского,
Черная сотня А. Штильмарка.
Все эти организации в той или иной степени военизированы. Кроме них, военизированные отряды имеют:
Союз офицеров Станислава Терехова,
НПФ "Память" Д. Васильева,
целый ряд мелких групп ориентировочно нацистской ориентации
и, вероятно, Движение в поддержку армии.
Вообще-то, практиковать терроризм даже самые экстремистски настроенные национал-патриоты боятся. Поэтому на открытое насилие, как правило, идут либо те, кто вообще мало думает о последствиях (как казаки или скинхеды), либо те, кто и не считает свои действия, например - против религиозных меньшинств, террором (как НРПР или те же казаки). Похоже, что случаи террора со стороны активистов РНЕ (убийства на национальной почве, взрыв перед консульством США в Екатеринбурге) происходили против воли Баркашова.
Известные террористические акты, например - против синагог, совершали, судя по всему не представители каких-то организаций, а одиночки или группы из нескольких человек (как группа "Небесные арии", записавшая на видеопленку, как она поджигала синагогу), либо отколовшиеся от таких организаций, либо находившиеся под их влиянием. Так, недавно арестованный сатанист Михаил Науменко состоял ранее в Церкви Нави.
Иное дело - пропаганда насилия. Здесь к вышеприведенному списку необходимо добавить следующие организации:
НБП Э. Лимонова и другие группы национал-большевистской ориентации,
ДПА В. Илюхина (в основном - в лице А. Макашова),
Церковь Нави И. Лазаренко,
ЛДПР (только на уровне личных высказываний В. Жириновского),
ННП А. Иванова-Сухаревского,
Движение "Слово и дело" Германа Стерлигова,
РНОД Александра Аратова и другие политизированные неоязычники,
Союз русского народа.
И речь идет не об отдельных случаях, которые можно рассматривать как призывы к насилию, а именно о систематической пропаганде, в том числе и косвенной - например, через одобрение и активную популяризацию известных террористов, их целей и методов. У упомянутых организаций можно найти и отдельные примеры следования собственной пропаганде. Так, активисты "Слова и дела", призывающего силой пресекать программы "полового воспитания" в школах, как минимум, один раз действительно избили школьного учителя.
Все вышеперечисленные организации ведут также и активную пропаганду дискриминации по национальному, расовому или религиозному признаку, а иногда - по всем трем одновременно. Но ее в тех или иных формах ведут все национал-патриотические организации, даже умеренные.
Православные и язычники, монархизм, новая правая
Как уже говорилось, для национал-патриотов, как правило, очень важно религиозное самоопределение [6]. Можно даже сказать, что именно оно является традиционной идеологической основой (но, конечно, не причиной!) их мировоззрения.
Любопытно, что среди радикалов большой популярностью пользуется неоязычество (в множестве модификаций). Видимо, идея отвергнуть христианство как часть "жидовских происков" импонирует именно своей радикальностью. Наиболее известные из ныне действующих неоязыческих группировок:
Союз венедов,
РНОД А. Аратова и примыкающие к нему языческие группы,
Церковь Нави.
Случай Церкви Нави ставит перед обществом серьезную проблему - как относиться к религиозному объединению, прямо проповедующему экстремистские политические взгляды (более того, лидер Церкви Илья Лазаренко время от времени по-прежнему именует своих сторонников партией Национальный фронт). Впрочем, Церковь Нави - не единственный пример. Например, Катакомбная Церковь истинно-православных христиан в главе с архиепископом Амвросием на богословском уровне декларирует расистские взгляды.
Для большинства национал-патриотов религиозной основой все же служит православие. Правда, при этом одни имеют ввиду ту же веру, которую исповедует Русская Православная Церковь (в пределах возможных богословских разногласий), а другие, на самом деле, конструируют какую-то гибридную религию из произвольно отобранных (обычно - наиболее поверхностных) элементов православия и столь же произвольно реконструированных мифов древних славян и других индоевропейских народов.
Православные национал-патриоты, близкие по вере к Церкви, находятся, естественно, в тесном контакте с внутрицерковными православными фундаменталистами, которые в смысле идеологии тоже являются национал-патриотами. Определенную границу между ними провести просто невозможно. Патриархия долго пыталась провести такое разделение в Союзе православных братств, но так и не преуспела в этом.
Большинство деятелей таких православных национал-патриотических деятелей объединено (на персональной основе) в Союз православных граждан (СПГ). Московская Патриархия неплохо относится к СПГ, хотя в нем и состоят некоторые ее радикальные оппоненты. Впрочем, наиболее непримиримые враги Патриархии из фундаменталисткого лагеря, а именно - круг газеты "Русь Православная", не входят в СПГ.
Итак, к церковным по своим верованиям радикальным национал-патриотам (а есть еще и умеренные) следует отнести:
Союз православных братств Георгия Капаева, в особенности петербургский союз во главе с редактором газеты "Русь Православная" Константином Душеновым и братство во имя преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского чудотворцев во главе с бывшим лидером одной из группировок "Памяти" Николаем Филимоновым,
СХВ В. Осипова,
РОНС И. Артемова,
НПФ "Память",
Союз русского народа,
Русский национальный собор Александра Стерлигова,
Черную сотню,
Движение "За веру и Отечество" иеромонаха Никона (Сергея Белавенца),
Движение "Слово и дело".
Православие, понимаемое как часть политической идеологии, очень жестко связано с идеей самодержавной монархии. Поэтому почти все православные национал-патриоты, и радикальные, и умеренные, - монархисты. Те, кто не заявляет себя монархистом, мотивирует это тем, что современная Россия слишком далека от состояния "православного царства", чтобы таковое можно было включать в политическую программу.
Такой всеобщей склонности к монархии нет у организаций, демонстрирующих разные варианты смешения православия и язычества. Среди них наиболее значительным примером является, конечно, Русское национальное единство. А языческая по происхождению Русская трудовая партия России признает равноправие православия и русского язычества.
Но с точки зрения идеологического самоопределения интереснее другой пример - Народная национальная партия: ее религиозный синкретизм более продуманный и концептуальный. В значительной степени это произошло от того, что ННП подверглась серьезному влиянию идей новых правых, уже много лет пропагандируемых в России Александром Дугиным. Другая экстремистская монархическая организация, Русский национальный союз, под влиянием тех же идей постепенно вовсе избавилась от любой религиозной ориентации, называется теперь Русской национальной социалистической партией. Впрочем, РНСП сейчас может быть охарактеризована скорее как нацистская, чем как новая правая организация.
Чистые новые правые, то есть национал-большевики Э. Лимонова и А. Дугина (как до раскола лидеров, так и после) вообще не имеют религиозной ориентации: для них религия - лишь один из элементов их идеологии консервативной революции (сам Дугин склоняется к старообрядчеству). Идеология консервативной революции, в отличие от обычных националистических концепций, настолько всестороннюю и хорошо разработана, что о ней можно говорить как об альтернативной мировоззренческой основе для национализма.
Не имеет религиозной ориентации также НРПР Ю. Беляева. Просто потому, что не считает это существенным для национализма. Но важнейший пример такого подхода - ЛДПР В. Жириновского: постоянная политическая поддержка Церкви со стороны ЛДПР прямо мотивируется не религиозными, а исключительно идеологическими соображениями.
В заключение необходимо отметить, что четкого разделения по религиозному признаку в среде радикальных национал-патриотов все-таки нет. Иеромонах Никон, например, тесно сотрудничает с полуязыческой Народной национальной партией, а в поданный им в Центральную избирательную комиссию предвыборный список движения попал даже лидер неоязыческой Церкви Нави.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ
После того, как боевики Баркашова участвовали в вооруженных столкновениях в Москве в октябре 1993 г., в обществе возникли серьезные опасения, что "русский фашизм", то есть радикальное крыло национал-патриотов, представляет собой серьезную угрозу именно в перспективе возможного путча, гражданской войны или тому подобных событий. С другой стороны, триумф Жириновского на выборах 1993 года и рост популярности РНЕ (именно вследствие его разрекламированной роли в тех событиях) породили опасения, что радикалы могут добиться заметных успехов и на электоральном поле. Сейчас ситуация выглядит не столь опасной.
ЛДПР Жириновского и никогда не была радикальной организаций, а с приходом в Думу стала дрейфовать в сторону политического центра. Пока вождь ЛДПР поддерживает имидж партии резкими заявлениями, а свой личный рейтинг - безудержной политической (и не только) клоунадой, партийная фракция почти во всех существенных случаях поддерживает (по весьма распространенному мнению, не бескорыстно) центральную власть. Печально, что власть вынуждена апеллировать к поддержке такой партии, как ЛДПР, но это - уже другая тема.
РНЕ Баркашова, равно как и другие правые радикалы, так и не имело больше случая применить вооруженное насилие, ибо до подобной возможности не доходила сама ситуация в стране. Экстремистские организации очень малочисленны, за единственным исключением: в РНЕ, по нашим оценкам, состоит примерно 15 тысяч человек. Но большинство из них - подростки и юноши, привлеченные бесплатным обучением боевым искусствам. Они очень быстро покидают организацию, поэтому ее более-менее постоянный костяк в РНЕ в несколько раз меньше. Впрочем, и такая численность для экстремистской организации - это очень значительное достижение.
На выборах же РНЕ неизменно проваливалось. Кандидаты в Думу, поддерживаемые РНЕ, набирали, начиная с 1995 г., от 0.62% до 4.01% голосов, да и то явно с привлечением союзного, но не столь крайнего национал-патриотического электората. В смысле исследовательского интереса, можно только пожалеть, что власти сумели не допустить возглавляемый Баркашовым блок "Спас" к последним выборам: нам не удалось узнать, каков реально электорат РНЕ. И хотя на последних выборах баркашовцы выступили несколько лучше, чем раньше, по нашим оценкам, их общий электорат не превышает 1-2%.
Что касается других радикальных национал-патриотов, то их успехи еще скромнее. В большинстве случаев им не удавалось даже зарегистрировать своих кандидатов и партийные списки, так как не хватало сил на сбор подписей или организованности на то, чтобы подать документы вовремя. В 1995 г. из радикальных национал-патриотов до собственно голосования дошла только Национально-республиканская партия Николая Лысенко (ныне фактически не существует) и получила 0.48% голосов. На сей раз дошли Движение в поддержку армии, набравшее 0.58% (отчасти за счет радикальных коммунистов, а не национал-патриотов), да блок "Русское дело", в составе которого были экстремистские СХВ В. Осипова и Черная сотня А. Штильмарка, и получил блок лишь 0.17%. В I Думе действительно экстремистское крыло национал-патриотов представлял Н. Лысенко (отличился тем, что порвал украинский флаг и избил о. Глеба Якунина), во II Думе в таком качестве выдвинулся Альберт Макашов, в III Думе подобная фигура пока не просматривается (ближе всех к избранию оказался Игорь Артемов, получивший в своем округе 14.94% голосов и отстав от победителя лишь на 1.62%).
Если же смотреть на президентские выборы, то в 1991 году вполне радикальной фигурой смотрелся Жириновский, получивший 7,81% голосов, национал-патриотическую риторику уже тогда использовал радикальный коммунист Альберт Макашов, получивший 3,74%. В 1996 году Жириновский, уже заметно более умеренный, набрал 5.7%, а кандидат радикальных национал-патриотов Юрий Власов - вообще только 0.2% голосов. На предстоящих президентских выборах 2000 года Жириновский уже никак не мог бы представлять радикальную оппозицию, даже если бы Центризбирком не откзаал ему в регистрации (по формальным причинам). А более радикальных национал-патриотических кандидатов и вовсе нет, так как они не могут собрать полмиллиона подписей в свою поддержку.
Электоральная поддержка радикальных национал-патриотов сокращается. (Сокращается поддержка и других небольших радикальных партий.) Можно сказать, что национал-патриотические настроения в обществе теряют в радикальности, но при этом, похоже, просто растекаются по политическому спектру [7]. И если первый тезис можно считать ясным и достаточно обоснованным, то второй требует некоторого комментария.
Радикалы всегда присутствовали в активе более умеренных национал-патриотических организаций. Например, в Российском общенародном союзе заместителем умеренного Бабурина является радикальный националист Николай Павлов. В списке РОС на последних выборах (он набрал 0.37% голосов) мирно соседствовали иркутский радикал Александр Турик и член Конституционного Суда России Николай Ведерников. А националистический Славянский Собор Станислава Карпова шел на выборы в составе вовсе не националистического блока "Мир. Труд. Май".
Но наибольший интерес в смысле подобного смешение представляет не РОС и даже не ЛДПР, а КПРФ. Собственно, ее лидер Геннадий Зюганов может быть назван скорее национал-патриотом, чем коммунистом. Свою постсоветскую политическую карьеру он начинал именно в национал-патриотических организациях. В последнее время Зюганов все реже обращается в своих речах и текстах к коммунистической риторике, он предпочитает даже не просто национал-патриотическую, а православно-националистическую. Перед последними выборами он счел возможным выступить с развернутым теоретическим обоснованием близости идей и целей КПРФ и Церкви и обратиться за поддержкой лично к российским епископам.
Повторим, что Зюганов - деятель умеренного толка, и предвыборное разделение списков КПРФ и ДПА Илюхина и Макашова это только лишний раз подтвердило. Но идеи, с которыми выступают умеренные национал-патриоты, включая Зюганова, полностью заимствованы у национал-патриотов радикальных.
Мы имеем дело не просто с совпадением взглядов. Радикалы всегда первыми изобретали (или заимствовали у исторических предшественников, в данном случае это не существенно) и начинали пропагандировать те или иные националистические идеологемы. Поскольку низовой актив умеренных организаций зачастую пересекается или тесно соседствует с активом радикальных группировок (и читает их прессу), эти идеологемы быстро распространялись в рядах умеренных организаций. Умеренные политики начинали повторять их лишь некоторое время спустя, когда они становились общим местом радикальной риторики. На следующем этапе радикальные идеологемы (хотя бы некоторые) воспринимались как умеренные. И в таком качестве их воспринимали уже не только извечные оппозиционеры, но и политические центристы.
Этот процесс постепенно превращает КПРФ в национал-патриотическую партию. Этот же процесс сделал возможным легализацию националистической риторики в рамках "Отечества" Юрия Лужкова. Всплеск антизападных настроений в связи с бомбардировками в Югославии стал, скорее всего, не причиной, а лишь непосредственным толчком к распространению ксенофобных, национал-патриотических настроений чуть ли не по всему политическому спектру.
Между прочим, социологические опросы, фиксирующие рост антизападных настроений в обществе, не отмечают статистически значимого роста национализма. Например, лозунг "Россия для русских" по опросам последних двух лет поддерживает 13-15% граждан, в то время как 27-32% считают эту идею фашистской [8]. То есть, нельзя сказать, что центристские политики откликаются на изменение настроений электората. Скорее можно предположить, что они постепенно инфицируются национал-патриотическими идеями, а дальше эти идеи развиваются в центристской политической среде по собственной инерции.
Опасения по поводу возможного "прихода русского фашизма к власти" оказались неосновательны. Зато пропаганда радикальных национал-патриотов оказалась очень эффективной. Можно предположить, что вышеописанный механизм распространения радикально-националистических идей продолжает работать и, таким образом, продолжающаяся пропаганда радикалов по-прежнему представляет серьезную угрозу для общества.
[1] Александр Верховский, Анатолий Папп, Владимир Прибыловский. Политический экстремизм в России. М., 1996. С. 7-10
[2] Александр Верховский, Екатерина Михайловская, Владимир Прибыловский. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М., 1998. С. 22-23
[3] Там же. С. 114-115, 146, 158
[4] Подробная классификация предпринималась нами ранее в: Александр Верховский, Анатолий Папп, Владимир Прибыловский. Указ. соч. С. 42-46, С. 51-61; Александр Верховский, Владимир Прибыловский. Национал-патриотические организации в России. История, идеология, экстремистские тенденции. М., 1996. С. 28-29, 92-104; Владимир Прибыловский. Национал-патриоты на выборах в III Государственную Думу. М., 1999. С. 2-4
[5] См. например в: Владимир Прибыловский. Национал-патриоты на выборах в III Государственную Думу. М., 1999. С. 1; Daniel Rancour-Laferriere. Imagining Russia: Ethnic Identity and the Nationalist Mind, В рукописи, p.19-26
[6] Подробнее см. в: Александр Верховский, Екатерина Михайловская, Владимир Прибыловский. Политическая ксенофобия. Радикальные группы. Представления лидеров. Роль Церкви. М., 1999. С. 101-107, 123-133
[7] Подробнее см. в: Александр Верховский. Не победа КПРФ, а провал коммуно-патриотов.
Но что дальше? Русская мысль. №4299, 2000 г.; Екатерина Михайловская. Итоги парламентских выборов 1999 года
для национал-патриотов (в том числе имперской направленности). Отсчет утопленников. М., 2000
[8] Данные ВЦИОМ. Несколько устаревшие, но очень подробные данные о национальной ксенофобии см. в: Лев Гудков. Антисемитизм в постсоветской России // Нетерпимость в России: старые и новые фобии. Под ред. Г. Витковской и А. Малашенко. М., 1999
Все обзоры "Панорама"