ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 апреля 1997 г. N 395 г. Москва Об утверждении Положения о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации. 2. Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации в 2-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации предложения об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с настоящим постановлением. Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин ___________________________ УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. N 395 ПОЛОЖЕНИЕ о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации 1. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (Минобразование России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере общего, профессионального и дополнительного образования (далее именуется - сфера образования), а также в сфере научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования (далее именуется - сфера научной деятельности). Минобразование России координирует деятельность в сфере образования иных федеральных органов исполнительной власти. 2. Минобразование России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. 3. Минобразование России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Российской академией наук, Российской академией образования, другими отраслевыми академиями наук, научными организациями и общественными объединениями. 4. Основными задачами Минобразования России являются: 1) осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда; 2) разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования; 3) реализация кадровой политики в сфере образования и сфере научной деятельности; 4) совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования; 5) информатизация сферы образования; 6) организация и развитие международного сотрудничества в сфере образования, участие в формировании единого образовательного пространства в Содружестве Независимых Государств. 5. Минобразование России в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции: 1) разрабатывает и реализует концепцию развития образования, а также федеральную программу развития образования, координирует и контролирует в пределах своей компетенции е выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферы образования и другими исполнителями; 2) участвует в реализации Программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств; 3) разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждений и организаций сферы образования, общественных объединений целевые федеральные, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в сфере образования; 4) организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений, формирует программы научно-исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию; 5) обеспечивает контроль за реализацией законодательства Российской Федерации в сфере образования и сфере научной деятельности; 6) осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития сферы образования; 7) осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации; 8) выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений и организаций в сфере образования и сфере научной деятельности; 9) разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях, разрабатывает и утверждает типовое положение о филиалах государственных учреждений высшего профессионального образования и порядок их организации; 10) участвует в изучении рынка труда и в разработке прогнозов подготовки специалистов; 11) определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях; 12) координирует деятельность государственных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов, а также определяет порядок организации их подготовки по профессиональным образовательным программам (направлениям, специальностям); 13) устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, рассматривает и осуществляет согласование количества граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета, учитывая направления (специальности) подготовки соответствующих специалистов образовательными учреждениями других федеральных органов исполнительной власти; 14) устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое; 15) участвует в установленном порядке в проведении психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек; 16) определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающей реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, аудио -визуальных и технических средств обучения; 17) координирует издательскую деятельность подведомственных организаций и редакций, осуществляет в пределах своей компетенции государственную поддержку учебного и научного книгоиздания; 18) разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными органами, общественными организациями, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти комплекс мер по охране труда, направленный на обеспечение здоровья и безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников сферы образования, а также по их социальной защите; 19) организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе специальных педагогических программ и методик систему работы с детьми и подростками с девиантным (общественно-опасным) поведением и отклонениями в физическом и умственном развитии для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации; 20) оказывает методическую помощь и содействие органам опеки и попечительства, ведет централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей; 21) участвует в разработке и реализации государственной научной и научно-технической политики, способствующей сохранению и развитию научного потенциала сферы образования, взаимодействию высшей школы и фундаментальной науки, повышению качества образовательного процесса; 22) обеспечивает сотрудничество подведомственных учреждений и организаций с Российской академией наук, Российской академией образования, другими отраслевыми академиями наук, учреждениями и организациями в области интеграции науки и образования, создания и внедрения наукоемких систем и технологий; 23) утверждает межвузовские научные и научно-технические программы и проекты; 24) участвует совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании рынков научной, научно-технической продукции и образовательных услуг, проводит работу по созданию на базе учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских организаций сети аккредитованных лабораторий и центров по сертификации продукции (работ, услуг) в сфере образования; 25) выступает заказчиком государственных научно-технических программ, выдает на конкурсной основе организациям и учреждениям заказы на реализацию научно-технических разработок, производственное освоение их результатов, организацию экспертизы, заключает контракты (договоры) на выполнение этих работ, а также предоставляет в установленном порядке гранты научным работникам подведомственных учреждений и организаций на проведение конкретных научных исследований; 26) организует проведение научно-технических конференций, симпозиумов, совещаний, выставок и конкурсов, в том числе международных, в сфере образования; 27) организует разработку государственных образовательных стандартов и утверждение их федеральных компонентов; 28) осуществляет совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль за качеством образования; 29) устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке общеобразовательных программ и профессиональных образовательных программ; 30) обеспечивает разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, учебных планов и программ курсов; 31) утверждает положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений; 32) разрабатывает и утверждает положение о золотой и серебряной медалях, а также порядок награждения ими выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации; 33) утверждает положения об экстернате в образовательных учреждениях общего и профессионального образования; 34) устанавливает порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; 35) осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации; 36) координирует и контролирует деятельность государственных органов управления образованием по проведению ими аттестации отдельных типов образовательных учреждений, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области образования; 37) разрабатывает и утверждает формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, устанавливает порядок их выдачи и решает вопросы, связанные с подтверждением, признанием и эквивалентностью этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации; 38) определяет порядок признания эквивалентности документов о соответствующем образовании и об ученых званиях, полученных в иностранных государствах, выдает в соответствии с международными договорами Российской Федерации свидетельства об эквивалентности указанных документов; 39) осуществляет информатизацию в сфере образования и сфере научной деятельности с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий; 40) определяет порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней в сфере образования и сфере научной деятельности, обеспечивает методическое руководство работами по информационной безопасности деятельности подведомственных учреждений и организаций; 41) организует участие подведомственных учреждений и организаций в создании национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы, связанной с международными компьютерными сетями; 42) организует и координирует работы по разработке и использованию новых информационных технологий в образовательном процессе и научно-исследовательской деятельности подведомственных учреждений и организаций, в том числе в целях создания системы дистанционного образования; 43) оказывает методическую помощь библиотекам и службам научно-технической информации образовательных учреждений; 44) организует федеральную систему подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием; 45) разрабатывает и осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации комплекс мер по профессиональному образованию - подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и служащих, а также профессиональному обучению и переобучению высвобождающегося и незанятого населения; 46) организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования; 47) устанавливает порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также образовательные цензы для педагогических работников; 48) утверждает положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров; 49) утверждает положения о порядке замещения должностей педагогического и научно-педагогического персонала государственных образовательных учреждений; 50) открывает в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных высших учебных заведениях, научных организациях независимо от их ведомственной принадлежности аспирантуру и докторантуру; 51) разрабатывает и реализует систему поощрения кадров в сфере образования и сфере научной деятельности; 52) присваивает в установленном порядке ученые звания научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования; 53) согласовывает назначение руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации; 54) осуществляет контроль за исполнением и обобщает практику применения федерального законодательства в сфере образования, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в установленном порядке в Правительство Российской Федерации; 55) разрабатывает в пределах своей компетенции нормативную правовую базу, обеспечивающую функционирование и развитие сферы образования, и контролирует соблюдение государственных образовательных стандартов; 56) согласовывает нормативные документы в области образования, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения; 57) обеспечивает в установленном порядке осуществление совместно с другими федеральными органами исполнительной власти полномочий собственника по распоряжению федеральным имуществом в системе высшего и послевузовского профессионального образования; 58) участвует в разработке и реализации государственной финансовой, инвестиционной и инновационной политики в сфере образования; 59) разрабатывает федеральные нормативы финансирования подведомственных учреждений и организаций; 60) осуществляет разработку и контроль за выполнением государственных нормативов материально-технического обеспечения образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях; 61) создает в установленном порядке государственные фонды стабилизации и развития сферы образования; 62) готовит с участием других федеральных органов исполнительной власти предложения по установлению норм труда и государственных нормативов оплаты труда в образовательных учреждениях; 63) участвует в пределах своей компетенции в подготовке предложений по формированию налоговой политики в отношении сферы образования и сферы научной деятельности; 64) осуществляет в установленном порядке за счет средств федерального бюджета финансирование деятельности подведомственных учреждений и организаций, а также капитального и текущего ремонта закрепленного за ними имущества; 65) осуществляет за счет средств федерального бюджета финансирование научных исследований, проводимых государственными учреждениями высшего профессионального образования, независимо от финансирования их образовательной деятельности; 66) обеспечивает развитие материально-технической и экспериментально-производственной базы учебного процесса и научных исследований в подведомственных учреждениях и организациях; 67) осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление государственной статистической отчетности в сфере образования и сфере научной деятельности; 68) представляет в установленные сроки сводную ежемесячную, квартальную и годовую статистическую и бухгалтерскую отчетность Министерства, подведомственных учреждений и организаций; 69) проводит в подведомственных учреждениях и организациях инспекторскую и контрольно-ревизионную работу, проверку состояния бухгалтерского учета, отчетности и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль, в том числе за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета; 70) представляет в установленном порядке интересы Российской Федерации в международных организациях по вопросам образования и научной деятельности; 71) заключает в соответствии с законодательством Российской Федерации международные договоры межведомственного характера в сфере образования и сфере научной деятельности; 72) обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из договоров с иностранными государствами по вопросам образования, программ международного научно-технического сотрудничества, межведомственных договоров и соглашений; 73) устанавливает прямые связи с иностранными юридическими и физическими лицами и содействует развитию международных связей подведомственных учреждений и организаций; 74) обеспечивает прием иностранных граждан на обучение, стажировку и повышение квалификации в соответствии с международными договорами Российской Федерации; 75) оказывает помощь в получении виз иностранным студентам и специалистам, оформляет в установленном порядке соответствующие документы для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников сферы образования и обращается за получением виз иностранных государств непосредственно в их дипломатические и консульские представительства в г.Москве; 76) принимает участие в подборе кандидатур на должности сотрудников аппарата по образованию, науке и технологиям посольств Российской Федерации, соответствующих групп постоянных представительств Российской Федерации при международных организациях, российских центров науки, культуры и образования за рубежом и рекомендует их Министерству иностранных дел Российской Федерации; 77) оказывает в установленном порядке содействие соотечественникам, проживающим в государствах - участниках СНГ, в получении ими основного общего образования на родном языке, а также в изучении русского языка и литературы за рубежом. 6. Минобразование России имеет право: 1) издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, приказы, инструкции, другие нормативные правовые и иные акты, включая акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним; 2) создавать, переименовывать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подведомственные учреждения и организации; 3) участвовать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в учреждении фондов и организаций поддержки развития образования и научно-технической деятельности, в том числе международных; 4) создавать в установленном порядке при Министерстве научные и координационные советы, научно-технические комиссии, временные научные (творческие) коллективы, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития сферы образования и сферы научной деятельности; 5) запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций (независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности) сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на Министерство задач и функций; 6) инспектировать в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием, а также предоставлять это право другим государственным органам управления образованием; 7) централизовывать до 3 процентов ассигнований из федерального бюджета, выделяемых Министерству на содержание подведомственных учреждений и организаций и проведение научно-исследовательских работ, и направлять эти средства на приобретение научно-технического оборудования, бланочно-аттестационной продукции, на обновление библиотечных фондов, а также на организацию оздоровительной работы и санаторно-курортного лечения обучающихся и работников сферы образования, международного сотрудничества, на реализацию других задач, стоящих перед Министерством; 8) осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность. 7. Минобразование России возглавляет Министр общего и профессионального образования Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. 8. Министр: 1) распределяет обязанности между заместителями Министра; 2) утверждает в пределах установленных численности работников центрального аппарата и фонда оплаты труда структуру и штатное расписание, положения о подразделениях центрального аппарата Министерства, а также смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований; 3) утверждает уставы подведомственных учреждений и организаций, в установленном порядке назначает (утверждает) на должность и освобождает от должности руководителей этих учреждений и организаций, заключает (расторгает) контракты с ними; 4) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата Министерства; 5) издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работниками Министерства, подведомственными учреждениями и организациями, и проверяет их исполнение; 6) вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства; 7) представляет в установленном порядке работников сферы образования и сферы научной деятельности, в том числе центрального аппарата Министерства, к государственным наградам и присвоению почетных званий, поощряет обучающихся, воспитанников и работников подведомственных учреждений и организаций; 8) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации. 9. В Минобразовании России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководителей ведущих подразделений центрального аппарата Министерства, ученых, специалистов и общественных деятелей. Члены коллегии, за исключением лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации. Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, отнесенные к компетенции Минобразования России. Решения коллегии оформляются протоколами коллегии и проводятся в жизнь приказами Министра. 10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Минобразования России осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление. 11. Минобразование России является юридическим лицом, имеет свой расчетный, валютный и иные счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки. Местонахождение Минобразования России - г. Москва. ____________
|