--->

(by TRANSLATE.RU)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ
Парламентские партии, движения, объединения

Поиск по справочнику

III. К новому обществу: концепция и стратегия созидания

Анализ уроков прошлого и тенденций мирового развития убеждает нас в том, что реализация заявленных ценностей в современных условиях, при достигнутом уровне производительных сил, возможна лишь в рамках общества, базисом которого является социально ориентированная многоукладная экономика с сильным государственным сектором и развитыми формами коллективной собственности, а надстройкой служат правовое государство, в котором обеспечен примат закона над властью, закон и власть отражают действительную волю большинства населения России, а также развитые структуры гражданского общества.

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ МНОГОУКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА. Во всех странах во все времена сосуществовали различные уклады, различные формы собственности и принципы распределения общественного продукта. Каждая из форм собственности (индивидуальная, частная, коллективная, государственная) доказала свою эффективность при решении определенного круга задач и именно поэтому играла ведущую роль на той или иной стадии общественного развития. Абсолютизация этой роли, монопольное положение любой формы собственности всегда порождали негативные последствия. Иными словами, опыт истории учит, что социально-экономический прогресс обеспечивается не за счет монополии каких-то одних укладов и уничтожения других, а благодаря оптимальному сочетанию и преобразованию различных укладов в соответствии с уровнем развития производительных сил, конкретными общественными потребностями, типом культуры и традициями общества.

Особо важен принцип многоукладности для условий России с ее полиэтничностью, поликонфессиональностью, существенными различиями в социально-экономическом развитии территорий.

Мы исходим из того, что наиболее благоприятные социальные последствия возникают в случае, когда непосредственный производитель материальных и духовных благ выступает владельцем или совладельцем основных средств производства и реализует право собственности на результаты своего труда и право на участие в управлении производством. Именно в такой ситуации формируются стимулы к эффективному творческому труду, чувства самостоятельности, ответственности, собственного достоинства. Поэтому мы поддерживаем индивидуальное (семейное) производство, в котором непосредственные производители являются собственниками основных средств производства и произведенного продукта. Считаем, что такое производство может доминировать в индустрии услуг, играть существенную роль в сельском хозяйстве, выполнять ряд вспомогательных функций по кооперации с крупной промышленностью.

Однако в связи с тем, что современное производство предполагает значительную концентрацию материальных и трудовых ресурсов, приоритетное значение мы придаем различным формам коллективной собственности, в рамках которых члены трудового коллектива выступают совладельцами своего предприятия. Это позволяет обеспечить достаточно высокую степень концентрации ресурсов на одном предприятии при сохранении у всех членов коллектива чувства хозяина. Отечественный и зарубежный опыт доказывает высокую эффективность коллективной собственности, особенно на предприятиях среднего размера, где работники могут участвовать в управлении, непосредственно контролировать положение дел и распределение прибыли.

Для оптимального решения крупных задач в интересах всего общества необходим государственный сектор экономики. Именно в его рамках должно происходить развитие фундаментальной науки, некоторых видов наукоемкого производства, оборонного и природоохранительного комплексов экономики. Для обеспечения экономической стабильности и эффективного общественного контроля за положением дел в важнейших сферах экономики, государственная собственность должна доминировать в отраслях добывающей промышленности, энергетики, транспорта, связи, в финансовой системе. Экономическая эффективность государственного сектора может быть повышена передачей ряда предприятий в аренду трудовым коллективам. Аренда делает работников собственниками не средств производства, а произведенного продукта, и тем самым побуждает их к производству конкурентоспособной продукции.

В исключительной собственности всего народа должны находиться земля, недра, леса, водные ресурсы. Пользование этими ресурсами должно отвечать общественным интересам и осуществляться под строгим контролем государства. Общенародная собственность на природные богатства - необходимый элемент социально справедливой и экологически безопасной экономики.

Мы не являемся сторонниками капиталистического уклада, основанного на эксплуатации наемного труда частными собственниками средств производства. Однако на современном этапе развития производительных сил частный капитал и инициатива демонстрируют высокую экономическую эффективность.

Не отрицая необходимости использовать возможности этого уклада, мы видим свою задачу в том, чтобы максимально ограничить те негативные последствия, которые влекут за собой эксплуатация наемной рабочей силы, сосредоточение в руках немногих людей большой экономической мощи, использование этой мощи в эгоистических интересах элиты против законных интересов большинства. Мы убеждены, что в многоукладной экономике с сильным государственным сектором и развитыми формами коллективной собственности есть широкий круг средств для действенного общественного контроля за частным капиталом: от конфискации состояний, нажитых преступным путем, до высоких налогов на наследство и непроизводительное использование прибыли. Вполне законно ограничение размеров и сферы деятельности частного капитала методами нормальной рыночной конкуренции.

Практика показывает, что РЫНОЧНЫЙ механизм играет полезную роль в экономической жизни. Он позволяет выявить, какие товары и по какой цене действительно необходимы обществу, утверждает престиж высокого качества, приоритет интересов потребителя, в целом стимулирует научно-технический прогресс в силу конкуренции товаропроизводителей. В то же время рынок порождает кризисы, безработицу, конъюнктурные колебания, разоряющие одних и приносящие неоправданную прибыль другим. Отвергая взгляды тех, кто абсолютизирует преимущества свободного рынка, равно как и взгляды сторонников нерыночной экономики, мы выступаем за социально ориентированный регулируемый рынок.

Государственное регулирование рыночных отношений должно включать в себя следующие основные меры:

- создание равных экономических условий для всех товаропроизводителей;

- обеспечение разумного баланса экономической эффективности и социальной справедливости, роста уровня социальной защищенности граждан;

- разработку индикативных планов развития народного хозяйства, позволяющих производителям получить полную информацию об общественных потребностях и тем самым избежать ненужной растраты трудовых и материальных ресурсов;

- стимулирование инвестиций в инфраструктуру, науку и отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс;

- ограничение возможности проведения биржевых спекуляций и прочих операций, направленных на получение прибыли без создания новых материальных или духовных ценностей.

Рынок, функционирующий в таких условиях, позволит достаточно точно определить общественно - необходимую стоимость каждого товара, а значит, обеспечит возможность объективного распределения произведенного общественного продукта по количеству и качеству затраченного труда. Эта функция регулируемого рынка делает его необходимым элементом социалистического способа производства. Иными словами, мы отрицаем дилемму: рынок или социализм, и заявляем о невозможности реализации социалистического принципа распределения по труду вне рыночной экономики, по крайней мере, в обозримой исторической перспективе.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. Многоукладная экономика порождает сложную социальную структуру и многообразие общественных интересов. Обеспечить согласование этих интересов без разрушительных классовых конфликтов можно только в условиях правового демократического государства.

Под правовым государством мы понимаем политическую систему, которая обеспечивает верховенство закона и соблюдение международных соглашений. Опыт истории показал, что практика игнорирования законов всегда вела к произволу, и самый страшный произвол возникал, когда закон игнорировали носители власти. Основной закон государства - Конституцию мы рассматриваем как основу общественного согласия.

Верховенство закона не может быть реализовано вне системы разделения функций и полномочий государственной власти, вне создания определенного баланса трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Однако этот баланс не может быть простым равенством трех частей. Демократия невозможна без приоритета законодательных органов власти, призванных не только принимать законы, но и осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов. Освобождение исполнительных органов от контроля со стороны представительной власти всегда ведет к господству бюрократии и произволу.

Эффективное средство против бюрократии мы видим в развитии системы самоуправления, в децентрализации власти путем передачи на места всех тех функций управления, которые могут осуществлять местные органы без ущерба для интересов общества в целом. Структура и формы местного самоуправления должны развиваться с учетом исторических традиций и национально- культурных особенностей населения регионов.

Демократическое государство немыслимо без эффективного общественного контроля за средствами массовой информации, которые действительно превратились в "четвертую власть", формирующую общественное мнение. Одна из важнейших функций правового государства, на наш взгляд, состоит в том, чтобы законодательно обеспечить право людей на объективность получаемой информации, а также предоставить всем политическим силам, действующим на конституционной основе, равные возможности довести до населения свою точку зрения на проблемы, представляющие широкий общественный интерес.

Торжество права и демократии возможно только в обществе с высоким уровнем правовой и общей культуры населения. Поэтому государство должно обеспечить всем членам общества возможность повышать свой культурный и образовательный уровень в различных формах на протяжении всей жизни. Государство призвано защищать сложившуюся в обществе систему культурных и нравственных ценностей, не допускать пропаганды бездуховности и насилия.

В условиях многонациональной России лучшей формой государственного устройства является федерация. Именно федерация обеспечивает, с одной стороны, государственную целостность, а с другой - необходимую степень национального суверенитета и региональной автономии всем субъектам единого, но не унитарного государства, распределение полномочий которых должно быть точно закреплено в Конституции.

Признавая важность правового государства, мы в то же время выступаем за ограничение его роли в жизни общества. Задача государства - в том, чтобы создать благоприятные условия для развития ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА как совокупности неполитических форм социальной жизни (семейных, религиозных, культурных, экономических и др.), а не стремиться к их полному подчинению и всеобъемлющему регулированию. Мы против тоталитарного государства, поглощающего гражданское общество. Мы рассматриваем последнее как условие действительного раскрепощения личности, позволяющее каждому человеку реализовать свои разумные потребности, интересы и способности.

СТРАТЕГИЯ СОЗИДАНИЯ. Создание демократического, справедливого, процветающего общества на основе социально ориентированной многоукладной экономики в условиях России - исключительно трудная задача. Мы предлагаем решать ее посредством стратегии созидания, а именно:

- создавать новое путем разумного преобразования, а не тотального разрушения прежних общественных институтов и отношений;

- проводить реформы строго в рамках действующих законов, исключить "революционную целесообразность" как метод политической борьбы, который провоцирует беззаконие, произвол и гражданскую войну в период кардинальных общественных преобразований;

- осуществлять каждый шаг по пути реформ только при опоре на реальную, а не мнимую, искусственно созданную поддержку большинства населения, на базе широкого общественного согласия;

- достигать общественного согласия путем построения баланса интересов всех социальных групп;

- воплотить систему интересов в систему союзов и коалиций, решать все конкретные задачи последовательно, обеспечивая на каждом этапе максимально возможное число союзников;

- действовать в коалиции на принципах равного честного партнерства и лояльного сотрудничества.

Previous Page Page Top Next Page


"Панорама"

     



InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network