--->
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ |
Парламентские партии, движения, объединения |
Социал-демократии органически свойственна культура политической деятельности, основанная на соизмерении конкретных социальных целей с той ценой, которую обществу придется заплатить за их осуществление. Мы идем к будущему цивилизованному обществу через частокол собственных и чужих стереотипов, укоренившихся в умах людей за десятилетия господства тоталитарной идеологии. Приходится постоянно соизмерять и стратегию, и тактику с меняющимися политическими, экономическими, психологическими условиями, противостоя культуре экстремизма и нетерпимости.
Тактичность, интеллигентность, внимание к чужому мнению, готовность к компромиссу и поиску взаимоприемлемых решений - кому, как не социал-демократам возрождать этот стиль человеческих взаимоотношений. В пику обанкротившемуся иезуитству, у которого цель оправдывала средства, мы возвращаем нравственность в политику, честный дух конкуренции - туда, где еще недавно царило лицемерие всеобщего "трудового соперничества".
Пройти между социально жестким прессингом рынка, с одной стороны, и опасностью заново обюрократить идею государственной гарантии социальной защищенности всех слоев населения, с другой - вот что определяет наши методы и средства на пути ненасильственных реформ. Предстоит обеспечить экономическую и социально-политическую стабильность и изменить саму природу общества с такими низкими исходными характеристиками.
Создавая организации партии на местах, мы не ограничиваемся акцентированием своей оппозиционности по отношению к разваливающейся КПСС, веря, что за социал-демократической методологией - будущее нашего общества. В муниципалитетах, в парламенте - на любом уровне следует сначала сделать что-то конкретное по цивилизованному, культурному переустройству среды обитания, - и только потом, если это к месту, пояснить, что это работа социал-демократов.
Политическая тактика СДПР должна включать в себя:
- формирование прочного союза демократических сил для осуществления реформ совместными силами;
- поиск компромисса с центристскими, колеблющимися элементами;
- разработка совместных программ развития, формирование коалиционного правительства;
- постоянный диалог со всеми общественными силами, отстаивание исключительно ненасильственной формы решения социальных и политических проблем общества;
- противодействие экстремистским силам, ориентированным на насилие;
- тесное взаимодействие с рабочим движением, гражданскими инициативами, профсоюзами и другими общедемократическими движениями;
- участие в выборах, в работе муниципальных органов, помощь в реализации на местах прогрессивных экономических и социальных реформ;
- политика "малых дел", "борьба за рабочую копейку", за справедливое распределение благ в условиях пока еще реального дефицита и карточной системы; создание союзов потребителей;
- содействие социально-политической активности трудящихся, в том числе созданию независимых профсоюзов, новых структур самоуправления;
- проведение независимых научных экспертиз, социологических опросов; инициирование и участие в выработке конструктивных альтернатив в виде законопроектов и программ развития.
Деятельность партии развертывается в двух основных сферах: в "гражданском обществе" и в органах власти и управления.
Как в условиях будущей стабильной демократии, так и тем более в нынешний переходный период СДПР должна активно содействовать становлению гражданского общества и работать в его структурах. Это обеспечивается личным участием членов СДПР в различных общественных организациях, гражданских движениях и инициативах и пр., помощью организаций СДПР (проведение экспертиз, посредничество, поддержка в органах власти и управления), работой со средствами массовой информации.
В своей деятельности в сфере гражданского общества СДПР проводит следующую политику:
- содействует оформлению, выражению, самоорганизации и согласованию различных групповых интересов;
- стремится к цивилизованному разрешению возникающих конфликтов;
- выступает против чрезмерной политизации институтов гражданского общества, особенно против превращения их в "приводные ремни" тех или иных партий, осознавая в то же время, что эти институты - важный источник усиления влияния партии;
- поддерживает социально-интегрирующие начала в деятельности общественных организаций, массовых движений, культурных обществ, органов самоуправления, средств массовой информации и т.д.
Приоритетными направлениями деятельности СДПР в сфере "гражданского общества" являются:
- социально-организационное оформление экономических отношений, прежде всего отношений между работополучателями и работодателями (создание профсоюзов трудящихся и предпринимательских объединений, палат труда и посредническо-примирительных служб, деятельность в органах самоуправления и соучастия в управлении на производстве, присутствие партии на рабочих местах);
- самоорганизация населения по месту жительства и по защите интересов (советы и комитеты самоуправления, потребительские общества, экологические инициативы, ассоциации защиты прав потребителей и т.п.);
- работа с деятелями культуры;
- работа по самоорганизации и социальной защите "слабых" групп (дети и подростки, молодежь, женщины, пенсионеры, инвалиды и т.д.).
Как парламентская партия, мы придаем особое значение деятельности в представительных (парламентских и муниципальных) органах. Партия использует свое присутствие и работу в них как для воплощения своих программных установок в конкретные нормативные акты и управленческие решения, так и для пропаганды идей и принципов политической, экономической и социальной демократии, социал-демократических подходов к решению конкретных проблем.
Деятельность членов СДПР в представительных органах определяется следующими принципами:
- депутаты - члены СДПР, исходя из принципов солидарности и целесообразности, добровольно объединяются в социал-демократические фракции (группы), в которые могут входить и беспартийные депутаты, разделяющие наши ценности и принципы;
- в своей деятельности депутаты-члены СДПР руководствуются законом, совестью, интересами избирателей и предвыборной программой, независимы от текущих решений партийных организаций и органов;
- депутаты-члены СДПР стремятся к максимально возможному учету интересов разных социальных слоев и групп и для этого работают в контакте с представителями других демократических сил, вступают при необходимости в долго временные коалиции или заключают соглашения по конкретным вопросам;
- социал-демократические депутаты стремятся к высокому качеству принимаемых документов и решений, для чего привлекают к их разработке и экспертизе как специалистов из числа членов СДПР, так и независимых экспертов, в том числе зарубежных.
При участии в формировании исполнительной власти СДПР, ее организации и органы исходят из первоочередной необходимости обеспечить высокий уровень компетентности представителей партии в органах власти и управления. Мы считаем недопустимым использование должностного положения в этих органах узкопартийных интересов, рассматривая это как разновидность коррупции. Члены СДПР, работающие в государственном аппарате, других государственных органах, организациях и службах, исходят из приоритета гражданского и служебного долга над партийными интересами.