--->
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ |
Парламентские партии, движения, объединения |
Социал-демократы исходят из того, что экономический и социальный прогресс - не самоцель, они служат освобождению и развитию человеческой личности; возрождение Культуры имеет в конечном счете решающее значение для демократии и мира в России.
Культуру мы понимаем в самом широком смысле этого слова: она проявляется в повседневном образе жизни, в реальном поведении миллионов людей. Речь идет и о культуре труда, культуре предпринимательства, о политической культуре, о культуре административного руководства, о семейной культуре и вообще о культуре личности и человеческого общения. Одна из сторон нынешнего кризиса в социальной, экономической, политической областях жизни - наличие структурных подвижек в культуре, появление носителей сравнительно нового типа культуры, новых средних слоев, и столкновение их с теми, кто ориентирован на устаревшие модели поведения, на тоталитарный или патриархальный образ жизни. Возникающая модель культуры должна быть адекватна современным условиям производства, средствам коммуникации, городу и селу эпохи научно-технической революции. В нашей стране эта революция, во многих сферах жизни фактически не начавшаяся, проходит в варварских формах и оборачивается контрреволюцией против человека и природы, в то время как в цивилизованном мире наука спасает уже и человека, и природу. Опережающее развитие культуры может и должно стать одной из важнейших гарантий непрерывности и устойчивости демократического процесса в нашем обществе.
Новый тип культуры - не отрицание традиций старины и национального опыта. Напротив того, именно он и позволит сохранить их не в качестве экспонатов кунсткамеры, а превратить в органичную часть жизни общества. Конечно, необходима защита культуры от экстремистких идеологий типа коммунизма или национал-социализма. Но основной способ защиты - поддержка иного. В этом смысле одна из важнейших целей российской социал-демократии - поддержка всего того, что несет в себе развитие культуры и традиций, что позволяет человеку вполне стать самим собой, проявить свои творческие способности, свободно реализовать себя.
Социал-демократы стремятся активно противостоять господству капитала и политической власти над культурой. Государство не должно управлять или быть инициатором культурной деятельности, напротив, государственные и экономические структуры должны гармонично вписываться в Культуру общества, гарантировать сбережение национальных и региональных культурных особенностей. Культура, как особо уязвимая подсистема общества, должна быть защищена законом.
Безусловно необходимо и государственное гарантирование возможностей человека жить в благоденствии, производя и потребляя при этом культуру в тех формах, в каких человек сочтет нужным, в чем и состоит смысл цивилизованной культурной политики. Социал-демократы не хотят и не могут навязывать обществу и человеку какую-либо модель культуры, какой-либо норматив, выходящий за пределы здравого смысла и охраны общественного порядка в рамках уголовного законодательства. Однако социал-демократы не смогут принять такого типа культуры, который требовал бы ограничения естественных прав других, их возможности развиваться свободно. Одной из важнейших задач является преодоление потребительской, уравнительной и хищнической психологии и культивирование инициативы, активности и творчества. Труд, приносящий пользу или удовлетворение человеку, коллективу и обществу - главное достояние общества, позволяющее сделать жизнь людей человеческой.
Мы исходим из принципа открытости культуры и свободы доступа к культурным ценностям. Среди прочего это предполагает недопустимость произвольного ограничения доступа к библиотечным, архивным и иным фондам (секретные архивные фонды должны становиться открытыми в сроки, установленные законом).
Мы выступаем за широкую эстетизацию среды обитания человека, что, помимо воспитательного воздействия, открывает неограниченные возможности для создания экономических основ самовоспроизводства культуры. В частности, историко-географические особенности России и ее культурное наследие должны стать источником пополнения местных бюджетов (индустрия туризма) с целевым направлением получаемых средств на развитие социально-культурной инфраструктуры и культурной самодеятельности населения.
Можно выделить ряд приоритетов в области культуры:
а) осуществление структурной перестройки в соотношении производства материальных и духовных ценностей; приоритетное создание достойных условий труда работникам культуры и образования;
б) охрана прав интеллектуальной собственности;
в) деидеологизация воспитательных и образовательных концепций;
г) законодательные гарантии развития национальных культур, через национальные культуры - к культуре мировой;
д) создание общественно-государственных фондов развития культуры и некоммерческого искусства с обеспечением широкого представительства различных слоев общества в управлении ими; поддержка культурного развития в местах непосредственного проживания людей;
е) налоговые льготы спонсорам культуры и субъектам благотворительности;
ж) льготное налогообложение творческих работников; отмена государственного дотирования творческих союзов;
з) пропаганда культуры компромисса;
и) развитие культурно-социальной психологической реабилитации пострадавших групп населения (безработные, ветераны афганской войны, освобожденные из мест заключения и т.п.);
к) широкое развитие психологической культуры;
л) запрет на административное вмешательство государства в управление культурой; превращение министерства и отделов культуры местных органов власти в аналитико-консультативные органы.
Подход социал-демократов к культуре одухотворяется сверхцелью - развитие современного цивилизованного человека, творца исторического развития России, без которого самые гордые планы пойдут насмарку и без которого не может идти и речи о просвещенном и процветающем обществе. Вся политика социал-демократии - культурна, а культурная политика неразрывно связана со всей деятельностью партии.
Социал-демократический взгляд на образование, исходящий из идей свободы, справедливости и солидарности, заключается в признании его ключевым условием решения всех проблем, начиная от прав человека и кончая переходом экономики к современным технологиям. Образование и неразрывно связанное с ним изучение, исследование различных процессов - непременное условие прогресса и совершенствования. Культурная свобода без образования неосуществима.
Характерной чертой современного образования является непрерывность. Образование должно сопровождать человека всю жизнь, позволяя ему свободно менять профессии, гибко приспосабливаться к меняющимся условиям и самому их менять. Именно это и есть свобода, вытекающая из свободы мышления, из способности прямо и честно смотреть на мир, всему давать свою оценку, свою меру. Только человек, знающий мир, может поступать в нем согласно своим убеждениям. Как часть культуры, образование дает основание для действительно нравственных поступков, для самостоятельности и независимости. Простые вечные нравственные нормы могут сложиться только в результате образования, отвечающего условиям и времени, в котором живет человек.
Мы считаем, что реализация принципов современного образования лежит в основе формирования не только человеческой, но и государственной мощи.
Для этого социал-демократия считает необходимым:
1) последовательная демократизация управления образованием, передача его местным органам власти;
2) право государства формулировать общенациональные приоритеты и поддерживать интересующие его программы за счет центральных средств;
3) неотложное принятие законов:
- о правах несовершеннолетних,
- о деидеологизации образования,
- о статусе учителя и о порядке его назначения на должность,
- о попечительских советах,
- о частных учебных заведениях,
- о льготном налогообложении спонсоров образования;
4) широкую поддержку новых форм образования: открытых университетов, лицеев, гимназий, религиозных школ, различных форм самообразования и т.д.;
5) сочетание бесплатного базового государственного образования с неограниченной возможностью использования личных средств для получения образования любого уровня и формы;
6) создание системы приоритетных исследований и прогнозирования образования;
7) развитие профессионального образования на уровне современных технологий;
8) создание сети психологических служб, охватывающей все учебные заведения;
9) государственную поддержку (постоянная статья в государственном бюджете) системы профессиональной переподготовки.
Реализация основополагающей социал-реформистской триады в сфере образования и культуры, происходя в рыночном пространстве, возможна только при участии выражающего общенациональные интересы демократического государства.
Наука и современная информационная система общества.
Социал-демократия считает, что необходимое для развития общества поднятие престижа умственного труда базируется на юридически оформленном понятии интеллектуальной собственности. Авторы открытий и изобретений признаются их собственниками, а финансировавшие их работы фирмы (предприятия, фонды) получают приоритетное право на заключение договоров об использовании соответствующих достижений науки и техники.
Финансирование фундаментальной науки должно производиться преимущественно из государственного бюджета путем выделения средств на основе конкурса идей для работы временных коллективов. Поощряются и иные источники вложения средств в науку, например, путем освобождения их от налогообложения. Средства на развитие прикладных научных исследований и изобретательской деятельности, наоборот, выделяются преимущественно хозяйственными субъектами (государственными, частными, акционерными и т.д. фирмами).
По нашему мнению, модернизация страны невозможна без современных информационных средств, которые являются нервными волокнами современной цивилизации. Без ликвидации существующего катастрофического отставания в этой сфере не может идти и речи о возврате в мировое сообщество. Решение этой задачи на основе новейших достижений мировой науки и техники требует немедленного создания и осуществления приоритетных государственных программ, а также обращения к развитым странам за финансовой поддержкой и технологическим обеспечением их реализации. Только на такой основе может быть гарантирован членам общества беспрепятственный доступ к любой информации за исключением законодательно отрегулированного перечня сведений, составляющих государственную тайну.
Осуществление политики социал-реформизма во всех областях жизни несовместимо с отказом в предоставлении информации и особенно с дачей ложной информации. Административное пресечение свободных информационных потоков должно быть объявлено преступлением и преследоваться по закону.