--->
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ |
Парламентские партии, движения, объединения |
затрагивает интересы каждого гражданина. Он проявляется в систематической невыплате заработной платы, непрерывном росте цен, инфляции, резком снижении объемов промышленного производства и, как следствие, в обнищании половины населения страны, росте смертности, заболеваний, безработице.
Снижение объемов жилищного строительства, быстрое проедание созданного поколениями национального богатства страны, ее природных ресурсов за счет резкого снижения инвестиций в основные фонды, в плодородие почвы, в разведку полезных ископаемых и их добычу; деиндустриализация и начало утраты научно-технического потенциала; неконкурентоспособность отечественных товаров, а следовательно, высокая зависимость экономики от импорта и иностранных кредитов - все это проявление экономического кризиса.
Экономический кризис оборачивается ростом преступности и неэффективностью борьбы с ней.
Динамика промышленного производства, темпы его спада определяются особенностями отраслевой структуры, сложившейся в отдельных регионах.
Традиционный в прошлом выбор отраслевых приоритетов в региональной политике центра сохранился и в настоящее время. В первом приближении можно выделить три группы регионов.
1. Вопреки существующему мнению, что наиболее устойчивыми и подготовленными к переходу к рыночным отношениям являются регионы со сложной структурой производства, именно в этих районах (Центр, Северо-Запад, Урал) падение производства оказалось значительно глубже, чем в среднем по России. Ориентация экономики на "открытость" мировому рынку при гиперконцентрации производства (в полусотне крупнейших городов России сосредоточено более половины основных фондов промышленности и более трети населения) и неконкурентоспособности отечественной продукции потребительского назначения, большей части машиностроения привели к резкому спаду
2. Резкое сокращение госзаказа на оборонную продукцию (1994 г.) тут же сказалось на регионах, перегруженных предприятиями ВПК. Это касается большинства регионов России и, в частности, большей части Урала (Удмуртия, Свердловская, Челябинская, Курганская области), территорий Дальнего Востока и Сибири. Европейской части России (Псковская, Калужская, Смоленская, Тульская области, Санкт-Петербург) и др.
3. Относительно благополучно выглядят только те регионы, где доминируют добывающие отрасли, электроэнергетика, нефтегазовый комплекс и металлургия. Характерно, что если до 1993 г. темпы спада здесь мало отличались от других отраслей, то в последние два года падение в них резко замедлилось, что объясняется расширением круга экспортируемых товаров (возрос удельный вес продукции черной и цветной металлургии, химии, нефтехимии и т.п.). В таких "добывающих" регионах, как Тюменская, Кемеровская, Магаданская области, Республиках Коми, Саха (Якутия), снижение выпуска промышленной продукции в 1992-1994 гг. было меньше среднероссийского на 7-15 %. Значительная доля ме&ogr
Регионы, обладающие значительным экспортным потенциалом, в условиях ухудшающейся конъюнктуры внутреннего рынка, роста неплатежей все больше ориентируются на включение в мирохозяйственные связи.
Интеграция сырьевых регионов, прежде всего восточных, в мировое хозяйство может привести, при отсутствии продуманной государственной региональной политики, к постепенному разрушению единого экономического пространства внутри России, к еще большему ослаблению межрегиоанльных связей, обострению социально-экономической ситуации в регионах, "замкнутых" на внутренний рынок. Лишившись традиционных источников сырья, энергии, продукции металлургии и т.п., они могут превратиться в зоны бедствия.
Тем не менее "добывающие" регионы располагают наиболее устойчивой базой экономического роста, основанной, прежде всего, на их высоком экспортном потенциале. Однако для реализации этого потенциала необходимы крупные инвестиции.
Таким образом, положение при котором "благополучие" регионов зависит от одного, реже двух-трех видов продукции, сохраняется.