--->
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ |
Парламентские партии, движения, объединения |
Во главу угла нашей экономической программы мы ставим конкретные задачи преодоления экономического кризиса, сохранения и активизации научно-промышленного потенциала, перехода к экономическому росту, повышения конкурентоспособности национальной промышленности, подъема народного благосостояния.
Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике мы понимаем как постепенный процесс формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения общественного продукта в целях максимально возможного роста общественного благосостояния в интересах каждого гражданина. Главной задачей при этом является формирование соответствующих мотивов производительной деятельности, ориентированной на справедливое вознаграждение за общественно-полезные результаты трудовой, творческой и предпринимательской активности.
В сложившихся условиях основная тяжесть работы по формированию механизмов высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономики лежит на государстве. Наивно надеяться на то, что для запуска механизмов рыночной самоорганизации достаточно самоустранения государства от решения проблем экономического регулирования. Наоборот, высокая степень монополизации внутреннего рынка в сочетании со слаборазвитыми механизмами конкуренции предопределяет необходимость государственного регулирования в целях формирования и поддержания рыночных механизмов организации производства, стимулирования деловой активности в точках будущего экономического роста, развития конкурентоспособных секторов экономики.
В центре внимания текущей экономической политики находится преодоление структурной деградации российской экономики, прогрессирующего сокращения производства товаров высокой степени переработки, свертывания отраслей, являющихся основой современного экономического роста, поддержание благосостояния и занятости населения. Необходимо применение комплекса мер по преодолению тенденций деиндустриализации страны, переводу структурного кризиса в управляемый режим обновления общественного производства в целях обеспечения предпосылок устойчивого роста в будущем.
Мы добиваемся усиления государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности в целях осуществления структурной перестройки экономики на основе широкого внедрения новых высокоэффективных технологий. Должны быть приняты меры по облегчению доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, повышению привлекательности финансирования инвестиций. Для этого необходимо использовать инструменты государственной поддержки частных кредитов на финансирование перспективных проектов реконструкции и модернизации предприятий, осуществление высокоэффективных целевых программ структурной перестройки промышленности. Государство обязано поддерживать высокий уровень финансирования научных исследований и разработок, развивать общедоступную сеть научно-технической и коммерческой информации, информационные сети и базы данных, стимулировать импорт новых технологий, защищать интеллектуальную собственность российских предприятий внутри страны и за рубежом.
Особое значение имеет стимулирование конверсионных проектов освоения новой наукоемкой продукции гражданского назначения. Должны быть предприняты все необходимые усилия для сохранения и созидательного применения накопленного научно-промышленного потенциала. Перспективные разработки, квалифицированные кадры, передовое оборудование и технологии являются основой нашего будущего экономического роста.
Первоочередной задачей экономической политики является опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, неуклонное расширение емкости внутреннего рынка и повышение платежеспособного спроса. В этих целях мы добиваемся стимулирования передачи новых технологий из военного в гражданское производство, введения механизма выявления и поддержки развития новых технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке, осуществления программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала, создания с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок.
Государство должно гарантировать сохранение накопленного научного потенциала, обеспечить условия для его адаптации к новым экономическим и социальным реалиям. Для этого должен быть обеспечен необходимый уровень бюджетных ассигнований на финансирование фундаментальных и перспективных прикладных исследований, содержание их опытно-экспериментальной базы, на подготовку кадров. Серьезные усилия должны быть предприняты по сохранению отраслевой науки, созданию условий для плавного преобразования существующих отраслевых институтов в центры контрактных исследований, научноисследовательские подразделения фирм, инкубаторы новых технологий. Эта работа должна вестись в тесной увязке с программами структурной перестройки экономики и формированием финансово-промышленных групп.
Важная задача - дебюрократизация науки, развитие начал самоуправления научных коллективов, конкурсного финансирования научных исследований и разработок.
Макроэкономическая нестабильность и продолжающийся спад производства обусловливают высокий риск производственных инвестиций. Из-за этого спад внутренних капиталовложений в развитие производства сопровождается концентрацией капитала в спекулятивных операциях, вывозом его за рубеж.
В сложившихся условиях восстановление нормального инвестиционного процесса требует поддержки государства в различных формах, в том числе - через специализированные негосударственные банковские структуры.
Важно также предусмотреть систему своевременной индексации амортизационных отчислений и обеспечение их целевого использования. В интересах улучшения условий производственной, инновационной и инвестиционной деятельности мы добиваемся реформы налоговой системы. Все затраты предприятий, связанные с развитием производства, включая затраты на инвестиции и научно-исследовательские разработки, должны освобождаться от налогообложения. Необходимо существенное снижение налога на добавленную стоимость, а также общее снижение налогового бремени на производственную деятельность и упрощение налоговой системы. При этом сокращение налоговых поступлений может быть компенсировано за счет более эффективного использования государственной собственности и рентных платежей от эксплуатации месторождений природных ресурсов.
Главная цель реформы отношений собственности - формирование механизмов ответственности за экономически эффективное использование производственных ресурсов и мотивов высокопроизводительного труда и предпринимательской деятельности на благо общества.
Этой задаче должна быть подчинена приватизация и реорганизация государственных предприятий. Мы выступаем против догматической политизации процесса приватизации государственного имущества, который на практике приводит к криминализации экономики, нарастанию хаоса, падению эффективности производства. Приватизация госсобственности должна определяться сугубо прагматическими критериями повышения экономической эффективности и обеспечения условий для роста общественного благосостояния. Важное значение при этом имеет и соблюдение норм социальной справедливости, недопущение продолжения бесконтрольного растаскивания и передела госимущества в интересах обогащения правящей номенклатуры.
Приватизация госсобственности должна осуществляться строго по закону, под контролем представительных органов власти. Грубые нарушения законности, допущенные в ходе приватизации, должны быть устранены, а виновные в злоупотреблениях должностные лица - строго наказаны. Мы выступаем против нового передела собственности. Граждане, которые приобрели ее на законных основаниях, должны быть уверены в том, что она не будет конфискована по произволу чиновников. В то же время мы стоим на страже государственных интересов и требуем пересмотра решений, принятых с нарушением законов исходя из корыстных побуждений коррумпированных чиновников, создающих угрозу государственной безопасности.
Важнейшее условие успешной приватизации госпредприятий - выбор рациональных форм организации производства. В разных отраслях эта задача должна решаться по-разному - в зависимости от оптимальной концентрации производства. В сфере услуг, легкой и пищевой промышленности могут иметь успех мелкие фирмы, основанные на индивидуальной или коллективной частной собственности. В капиталоемких отраслях промышленности выжить могут, как правило, крупные предприятия, способные выдержать конкуренцию с иностранными транснациональными корпорациями, концентрируя значительную часть ресурсов в научных исследованиях и разработках, освоении новой техники. В условиях высокой инфляции, высоких процентных ставок, рискованности производственных капиталовложений предприятиям приходится надеяться в основном на собственные накопления. Поэтому важной предпосылкой макроэкономической стабилизации и возобновления экономического роста является формирование финансово-промышленных объединений, способных концентрировать ресурсы на перспективных направлениях развития науки и производства и опираться на собственные силы в борьбе за выживание на внутреннем и мировом рынках.
Учитывая, что большая часть государственных предприятий уже приватизирована в экономически ущербных формах, особое значение приобретает работа по совершенствованию организации промышленного производства.
Формирование конкурентоспособных финансово-промышленных объединений, улучшение организации производства и управления, поддержка усилий по повышению их эффективности, помощь предприятиям, выходящим на мировой рынок, должны стать предметом постоянной заботы государства. Дополняя действие механизмов рыночной конкуренции, государство должно содействовать снижению неопределенности рыночной конъюнктуры, помогать предприятиям ориентироваться в перспективах развития производства и вовремя осуществлять перераспределение капитала в освоение новых технологий и рыночных возможностей, обеспечивать развитие соответствующей информационной среды. Это особенно важно для мелких и средних предприятий, не обладающих возможностями прогнозировать изменения рыночной конъюнктуры.
Мы за активное использование различных форм государственной поддержки мелкого и среднего предпринимательства, включая предоставление кредитных и налоговых льгот, размещение государственных и других заказов. Эта поддержка должна быть привязана к целям и приоритетам структурной перестройки экономики, что обеспечило бы малому бизнесу соответствующие ниши в производственной структуре и структуре спроса. Необходимо добиваться также создания специализированных государственных фондов по страхованию инвестиционных рисков малого бизнеса, государственного субсидирования определенных видов затрат малых предприятий. Важнейшим направлением реформирования отношений собственности должно стать наведение порядка в государственном секторе экономики. В распоряжении государства сохраняется значительный объем собственности, которая брошена на произвол судьбы, став объектом разграбления и источником криминализации экономики. Органы государственной власти не только могут, но и обязаны обеспечить экономически эффективное использование государственной собственности в интересах роста общественного благосостояния.
В силах и в интересах государства навести в этой сфере порядок и превратить госсектор в зону стабильности и роста экономической эффективности, которая должна сыграть важную стабилизирующую роль и в отношении условий развития частного сектора, и в отношении макроэкономической ситуации в целом. Поэтому мы добиваемся восстановления государственного контроля за использованием государственной собственности, в том числе - за эффективностью работы госпредприятий. Для этого необходима реорганизация системы управления государственной собственностью, предусматривающая жесткую административную ответственность за управление некоммерческими государственными предприятиями и имущественную ответственность за коммерческое использование государственной собственности.
Либерализация экономики и реформа механизмов государственного регулирования сами по себе еще не обеспечивают реализации прав частной собственности, прав граждан на труд и предпринимательскую деятельность. Мафиозные структуры могут легко установить контроль над предпринимательской активностью, диктовать условия труда, подавить конкуренцию и рыночную свободу. Нужна эффективная система обеспечения свободы конкуренции, договорной дисциплины, бухгалтерского учета и налогового контроля. Каждому гражданину или предприятию должны гарантироваться свободный выход на рынок, добросовестность конкуренции, соблюдение партнерами своих обязательств, защита от произвола и рэкета. Для этого необходимо принять срочные меры по совершенствованию действующего гражданского законодательства, становлению контрактного права, развертыванию судебной системы разрешения хозяйственных споров и антимонопольного регулирования. Государство обязано обеспечить безусловное выполнение действующего законодательства, решительно пресекать все проявления недобросовестной конкуренции, препятствовать попыткам установления монопольного контроля над рынком.
Мы будем добиваться эффективного законодательного обеспечения развития рыночных отношений и реализации прав граждан на труд и предпринимательскую деятельность, в том числе принятия нового гражданского законодательства, правовых норм о формах хозяйственных организаций, защите конкуренции, регулировании внешнеэкономической деятельности, антимонопольного регулирования, защиты прав потребителей, экономических свобод и прав граждан.
Высокая инфляция превратилась в одно из главных бедствий страны. Она не только подрывает экономику, но и полностью деформирует возникающий национальный рынок, лишает его рациональных начал, разрушает производство и подавляет предпринимательскую активность. Оздоровление финансовой системы и преодоление инфляции мы рассматриваем в числе центральных задач своей политики. В отличие от нынешнего либерально-радикального подхода, уповающего исключительно на жесткую кредитную и денежно-финансовую политику, мы предлагаем комплекс мер, не ограничивающийся денежной сферой, а включающий также стимулирование производства и расширение предложения товаров, реформу налоговой системы, формирование конкурентоспособного частного сектора, защиту интересов отечественных производителей и повышение их конкурентоспособности, реформу системы социального страхования, рационализацию бюджетных расходов и государственных закупок, повышение инвестиционной активности, создание современной правовой системы, обеспечение договорной дисциплины и ответственности предпринимательской деятельности.
В собственно денежной сфере наряду с контролем за приростом денежной массы необходимо принять меры по улучшению ее структуры - сокращению доли наличных денег, иностранной валюты, неплатежей. Для этого необходимо усилить ответственность за нарушения контрактов, принять меры по повышению привлекательности безналичных расчетов, обеспечить вытеснение иностранной валюты из внутреннего денежного обращения. Наряду с ужесточением валютного контроля и ответственности за использование иностранной валюты необходимо добиваться устойчивости национальной валюты, не только внутренней, но и внешней конвертируемости рубля, расширения сферы его использования в международных расчетах. Наряду с комплексом мер по подавлению инфляции мы предлагаем использовать инструменты экономической политики, облегчающие работу предприятий в условиях высокой инфляции. В частности, в целях предотвращения вымывания оборотных средств предприятий необходимо вести учет издержек по ценам на момент продажи изделий, а не на момент покупки сырья и комплектующих. В целях защиты доходов трудящихся необходимо ввести механизм индексации заработной платы, а также всех социальных выплат. В целях стимулирования инвестиционной активности и снижения цены кредитов важно перейти к системе учета ссуд на развитие производства в неизменных ценах по реальной ставке процента.
Подавление инфляции должно достигаться не ценой прекращения производственной активности, а разумным сочетанием рациональной макроэкономической стабилизационной политики и политики экономического роста, ориентированной на формирование жизнеспособных предпринимательских структур и конкурентной рыночной среды на микроуровне.
Мы за жесткую денежно-кредитную политику, но не в смысле автоматического урезания государственных расходов по мере сокращения доходов, а в смысле наведения строжайшего порядка в управлении государственными финансами, отмены незаконно и необоснованно предоставленных льгот. Мы добиваемся строгой ответственности за контрабанду, незаконный вывоз капитала и оборот наличных денег, уклонение от уплаты налогов, подделку финансовых документов, злостное банкротство.
В целях подавления инфляции издержек мы полагаем возможным введение государственного контроля за ценообразованием в высокомонополизированных отраслях экономики, достижение добровольных ограничений на рост цен и зарплату со стороны товаропроизводителей и профсоюзов. Как показывает мировой опыт, достижение такого "социального пакта" могло бы стать важнейшей задачей Договора об общественном согласии.
Опыт проведения земельной реформы на основе раздробления и приватизации индивидуальных земельных долей показал явную недостаточность формального изменения отношений собственности для подъема эффективности сельскохозяйственного производства. Наблюдающееся раздробление земельной собственности и вовлечение ее в спекулятивный оборот чревато снижением производительности сельскохозяйственного труда, дезорганизацией производства и ростом его издержек, резким снижением товарности и конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства.
Чтобы предотвратить нарастающую дезорганизацию сельскохозяйственного производства, создать условия для повышения его эффективности, мы добиваемся рационализации и упорядочения земельной реформы, дополнения ее государственным стимулированием распространения новых технологий.
С учетом национальных традиций, климатических и географических особенностей, характера размещаемого на земле производства могут использоваться разнообразные формы собственности на земельные участки: частная, государственная, коллективная, смешанная. Главное - обеспечить формирование хозяйского отношения к землепользованию, мотивов повышения производительности труда. Для этого важно закрепить землепользование за конкурентоспособными хозяйственными организациями, исключить возможности хаотического изъятия земельных участков из их ведения.
Одновременно с закреплением земли мы добиваемся введения действенных ограничений на ее куплю-продажу, исключающих спекуляцию земельными участками. Необходимо вести контроль за целевым использованием земли и предусмотреть изъятие земельных участков из ведения недобросовестных собственников. Для обеспечения контроля за оборотом земли купля-продажа земельных участков должна вестись через специализированные земельные банки, контролирующие также целевое использование земли и обеспечивающие кредитование сельскохозяйственных предприятий.
Наряду с созданием сети земельных банков в целях нормального кредитования сельскохозяйственного производства мы выступаем за формирование ориентированной на товаропроизводителя системы закупок и доведения до потребителя сельскохозяйственных продуктов. Эта система должна основываться на долгосрочных кооперационных связях и включать широкое применение предварительной оплаты закупок товаров, предоставление кредитов под будущий урожай, обеспечение прямого доступа товаропроизводителей и их сбытовых организаций к рынкам сбыта продовольственных товаров.
Важное значение имеет расширение участия сельскохозяйственных предприятий в переработке сельхозпродукции, оптовой и розничной торговле. Поэтому мы настаиваем на учете интересов производителей сельскохозяйственной продукции в приватизации предприятий по ее переработке, считаем необходимым стимулировать развитие разнообразных форм агропромышленной интеграции, становление крупных производственных объединений, использующих передовые технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Приоритетным направлением экономической политики государства должно стать стимулирование распространения новых технологий и передового опыта в сельском хозяйстве. Государство должно обеспечить поддержку и расширение сети опытно-экспериментальных хозяйств, центров обучения передовым технологиям, организовать государственные закупки для сельскохозяйственных предприятий капиталоемкого технологического оборудования и техники с рассрочкой погашения их стоимости.
В целях восстановления сельского хозяйства мы требуем принятия действенных мер по защите внутреннего рынка. Для этого должны быть использованы тарифные и нетарифные методы разумной защиты сельскохозяйственного товаропроизводителя от разрушительных проявлений иностранной конкуренции, должен быть обеспечен контроль за качеством импортируемых продуктов питания.
Восстановление и повышение эффективности сельскохозяйственного производства имеют не только экономическое значение. Мы исходим из того, что сохранение исторической памяти народа, духовное здоровье нации зависят от сохранения традиций крестьянского труда и крестьянского образа жизни, возрождения российской деревни.
Одна из важнейших задач нашей политики - предотвращение угрозы появления массовой безработицы в результате депрессии и структурного кризиса экономики.
Государство должно обеспечить условия для оперативного трудоустройства высвобождающихся из стагнирующих секторов экономики людей в отрасли, имеющие перспективу роста. Очень важно обеспечить своевременную подготовку кадров нужной квалификации на стратегических направлениях структурной политики.
В этих целях мы добиваемся создания эффективной государственной службы по профессиональной переподготовке и повышению квалификации высвобождающейся рабочей силы, исходя из прогнозируемых сдвигов в структуре российской экономики, расширения доступности информации о рабочих местах, создания правовых условий для использования разнообразных схем неполной занятости, организации общественно-полезных работ и принятия других мер, направленных на борьбу с безработицей.
Важной целью нашей политики является создание благоприятных условий для экономического развития каждого региона, реализация принципов экономического федерализма во взаимоотношениях и распределении полномочий между Федерацией и ее субъектами.
Местные органы власти должны обладать достаточными полномочиями и доходами для организации социального обеспечения населения, развития региональной производственной и социальной инфраструктуры, проведения общественных работ, контроля за эффективностью природопользования.
Вместе с тем демонтаж административных механизмов управления народным хозяйством в Центре не должен приводить к их возрождению на местах и превращению отдельных регионов в замкнутые территории с натуральным хозяйством.
Особую проблему составляет бедственное положение районов Севера и городов с депрессивными отраслями промышленности. Решение этих проблем невозможно без соответствующих усилий на федеральном уровне. Мы добиваемся осуществления целевых программ подъема депрессивных территорий, введения льготного режима хозяйственной деятельности в районах Севера и приравненных к ним местностях. Для перевозок в районы Севера и Дальнего Востока должны применяться льготные тарифы на транспортные перевозки и услуги связи, обеспечивающие поддержание единого экономического пространства страны.
Сила российской экономики заключается в едином общероссийском рынке, сочетающем конкурентные преимущества и возможности разных территорий. Его огромные размеры и разнообразие создают благоприятные возможности для эффективного развития предпринимательской деятельности в каждом из субъектов Федерации.
Длительная изоляция народного хозяйства страны от мирового рынка стала одной из главных причин его технологического отставания и структурных диспропорций. Переход к рыночной экономике позволяет ликвидировать эту изоляцию и использовать конкурентные преимущества российских предприятий на мировом рынке для обеспечения экономического роста и повышения народного благосостояния. Вместе с тем неконкурентоспособность большинства отраслей российской промышленности, отличающихся высокой энерго- и ресурсоемкостью производства, может обернуться банкротством множества предприятий в случае обвальной либерализации внешней торговли и резкого сближения внутренней структуры цен с мировой.
Поэтому в переходный период, ликвидируя административные ограничения по внешнеторговым операциям, важно придерживаться принципа разумного протекционизма в интересах развития национальных производителей. Мы добиваемся установления соответствующих ставок экспортного и импортного таможенного тарифа, дополнения действующего законодательства положениями, предусматривающими введение временных количественных ограничений на ввоз иностранных товаров в случае возникновения угрозы разорения российских товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны производителей или поставщиков иностранных товаров.
На переходный период должны сохраниться определенные ограничения на деятельность иностранных банковских страховых компаний, передачу в эксплуатацию иностранным предприятиям месторождений невозобновляемых природных ресурсов, транспортных и телекоммуникаций, товаропроводящих сетей. Нельзя допустить установления контроля над финансовым и торговым секторами нашей экономики, оборонной промышленностью и естественными монополиями со стороны иностранных компаний.
В условиях либерализации внешней торговли государство обязано защищать интересы отечественных предприятий не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Мы добиваемся проведения внешней политики в соответствии с национальными интересами. Государство должно обеспечивать благоприятные условия для деятельности российских предприятий на зарубежных рынках, защиту интересов российских граждан и предприятий. Важно решительно добиваться устранения дискриминационных ограничений на ввоз российской продукции в развитые страны Запада, не допускать навязывания нам политических решений, наносящих российским гражданам и предприятиям экономический или моральный ущерб.
Важной задачей внешнеторговой политики является создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики, расширения рынков сбыта российской продукции. Необходимо дальнейшее продвижение на пути формирования единого экономического пространства со странами СНГ, демонтирование торговых барьеров, возникших со странами бывшего СЭВ. Мы выступаем за скорейшее осуществление Договора об экономическом союзе, в том числе за создание таможенного союза со странами СНГ.
Мы требуем решительного наведения порядка в сфере валютного регулирования. В условиях экономической нестабильности первоочередной задачей является предотвращение массового вывоза капитала. Для этого наряду с обеспечением макроэкономической стабилизации необходимо формирование эффективной системы валютного контроля и обеспечения соблюдения законодательства о внешнеэкономической деятельности. Стабилизация курса рубля должна стать одной из главных задач Центрального банка наряду с обеспечением как внутренней, так и внешней конвертируемости рубля.
Одной из главных задач экономической реформы должно было стать создание условий для повышения уровня жизни. Фактически для подавляющего большинства граждан произошло его снижение. Преодоление тенденции народного обнищания является важнейшей целью нашей экономической политики. На это направлена вся наша программа преодоления депрессии и перехода к экономическому росту.
Мы также добиваемся проведения целенаправленной политики подъема жизненного уровня нуждающихся слоев населения, обеспечения приемлемого уровня социальных гарантий. Бюджетная политика государства должна обеспечивать эффективную защиту граждан от резких ухудшений материального положения из-за колебаний рыночной конъюнктуры, гарантировать права каждого на получение образования, соответствующего требованиям ХХI века, должного уровня медицинского обслуживания. Реальное обеспечение социальных гарантий должно стать важнейшим приоритетом бюджетной политики государства. В свою очередь, поддержание достойного уровня общественного потребления стимулирует оживление производства, содействует экономическому росту.
Важнейшая задача восстановления уровня народного потребления - восстановление сбережений граждан, "сгоревших" в Сбербанке и государственных ценных бумагах в результате гиперинфляции 1992-1994 годов. Мы предлагаем программу восстановления сбережений граждан, предусматривающую использование для этих целей всех государственных активов, и настаиваем на ее осуществлении.
Нынешняя система социального обеспечения унаследована от прежнего экономического порядка и не отвечает условиям рыночной экономики демократического общества. Основанная на перераспределении текущих доходов, она не только не гарантирует нормальный уровень социального обеспечения, но генерирует инфляцию, а также облагает производство дополнительными налогами. Она ставит человека в унизительное положение просителя. Его пенсионное обеспечение и защита здоровья зависят от произвола государства и прихоти чиновников.
Необходим скорейший переход к системе социального обеспечения, основанной на стимулировании личных сбережений граждан на цели социального страхования и их эффективном использовании в пенсионных фондах, фондах медицинского страхования, фондах социальной защиты. Государство должно гарантировать минимальный уровень социального обеспечения каждому гражданину, осуществлять политику адресной социальной помощи. Но у каждого должна быть и возможность самостоятельно выбирать формы и способы своего пенсионного и медицинского обеспечения, определять размеры сбережения части своих текущих доходов на эти цели.
Государство обязано гарантировать полновесную защиту от инфляции сбережений граждан, направляемых ими на цели социального страхования. Создание защищенной от риска недобросовестного управления системы негосударственных пенсионных фондов, фондов медицинского страхования позволит обеспечить повышение нормы накопления в национальном доходе, будет способствовать формированию рынка капитала и повышению инвестиционной активности, снижению уровня налогообложения текущей хозяйственной деятельности и сокращению бюджетных расходов.
Действующая сегодня система социального обеспечения не справляется с задачей поддержания приемлемого уровня жизни населения. В этих условиях должен быть обеспечен приоритет адресной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, прежде всего - детей, матерей-одиночек и многодетных семей, временно безработных людей, уволенных в связи с сокращением или перепрофилированием производства. Важно обеспечить расширение участия населения в финансировании социальных услуг на основе постепенной трансформации бюджетных дотаций в адресные субсидии целевого назначения.
Достойный уровень жизни должен быть обеспечен пенсионерам и инвалидам. Это требует выполнения соответствующих социальных нормативов при формировании бюджетов различных уровней, в основе которых должна лежать система государственных минимальных стандартов на медицинское обслуживание и социальное вспомоществование.
Мы стремимся к организации эффективной системы социально-экономической защиты работников наемного труда, включающей механизмы своевременной индексации и выплаты заработной платы, обеспечение гарантий трудоустройства высвобождаемых работников, обеспечение прав на объединение трудящихся и коллективное отстаивание своих интересов.
Реализация перечисленных первоочередных задач нашей экономической программы позволит обеспечить условия для преодоления экономического кризиса, возобновления экономического роста, повышения народного благосостояния. Их решение создаст предпосылки для макроэкономической стабилизации и подавления инфляции, чего сегодня власти безуспешно пытаются добиться без учета реальных закономерностей и мотивов поведения предприятий в условиях нарастающего экономического хаоса.
Формирование экономической политики государства затрагивает интересы миллионов граждан и предприятий, определяет социальное и экономическое развитие страны. Это слишком важный вопрос, чтобы доверять его исключительно Правительству. Перспективы экономического развития страны и основные направления экономической политики должны определяться демократической системой формирования экономической политики государства, в которой должны принимать активное участие представители предпринимателей, трудящихся, научные и общественные организации. Правительство и должностные лица исполнительной власти должны работать под контролем общественности и представительных органов власти, осуществляя установленную политическую линию и отвечая за принимаемые в пределах своей компетенции решения.