--->
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ |
Парламентские партии, движения, объединения |
Особенность нынешнего международного положения России в том, что отношения с другими бывшими республиками СССР должны являться для нее главным внешнеполитическим приоритетом с точки зрения общей безопасности, а также вполне конкретных гуманитарных, экономических, политических и военных интересов. Эти республики являются членами ООН и ОБСЕ, участниками многих международных договоров и в этом плане формально они для России - иностранные государства. Но в то же время они настолько тесно связаны с Россией обширными историческими, экономическими, оборонными и человеческими узами, а во многих случаях и общими внешними границà
Возрождение любой ценой военно-политического господства России в постсоветском пространстве, насильственное восстановление СССР или Российской Империи - как всякая политика, обращенная в прошлое, принесет огромные новые издержки, жертвы и поражения. Навязывание всем другим республикам военного союза в отсутствие очевидного общего врага и общих внешнеполитических интересов возможно только силовым путем, который неизбежно вызовет противодействие и вовлечет страну в истощающие и безнадежные локальные конфликты по типу чеченского, спровоцирует вмешательство внешних держав и развалит саму Россию изнутри.
Мы решительно отвергаем провокационные заявления, претензии и действия, которые ведут к обострению отношений России с ее ближайшими соседями. Мы исходим из реального положения дел и не разделяем иллюзий тех, кто считает, что сегодня можно простым актом отменить то, что произошло в 1991 году.
Вместо этого - всемерная экономическая интеграция, но не в бесчисленных декларациях саммитов СНГ, а в качестве долгосрочного стратегического курса, и в первую очередь с Украиной, Беларусью и Казахстаном, обеспечит взаимодействие постсоветских республик на новой основе. Оно будет способствовать разрешению политических и военных разногласий, равно как и урегулированию проблем русскоязычного населения в ближнем зарубежье. Опыт европейской интеграции, показавшей верховенство экономических факторов над вековыми территориальными и этническими спорами, тут весьма поучителен.
Более эффективное привлечение международных организаций, как ОБСЕ и ООН, к миротворческим действиям весьма желательно. При этом задача российской дипломатии состоит в том, чтобы добиться от этих организаций такого вклада материальных и людских ресурсов, который был бы адекватен их роли в определении мандата и акций миротворческого характера. Любые многосторонние действия по поддержанию и восстановлению мира в постсоветском пространстве гарантируют России ведущую роль в силу ее объективного положения и реальных интересов в данной зоне, но при этом избавят Москву от односторонних издержек, промахов и растущей враждебности окружающих стран.
Двусторонние соглашения о военном сотрудничестве и обязательства по линии безопасности, например с Арменией, Грузией, Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном тоже возможны, но только если будет взаимное понимание общей угрозы и добровольное стремление к тому этих республик. Россия должна помогать соседям обеспечивать безопасность, но не взваливать на себя все бремя и не нести основные потери вместо тех, кто в первую очередь должен быть заинтересован в совместной обороне. Мы будем добиваться мирного урегулирования Карабахского конфликта, обескровливающего и Армению, и Азербайджан.
Помогать имеет смысл только тем, кто сам хочет и может встать на ноги. Как показал современный опыт, насильно никого нельзя обратить в союзники - можно только приобрести троянского коня в своем лагере. Никакая внешняя военная сила и экономическая помощь не способны придать стабильность непопулярному режиму - это лишь укрепляет оппозицию. Данной логикой нужно руководствоваться России, даже если с ОБСЕ или ООН не удастся договориться о разумном разделении прав и обязанностей и постсоветские проблемы придется решать в рамках СНГ или на основе двусторонних оглашений.
Во взаимоотношениях со странами СНГ мы исходим из того, что:
экономическая изоляция от нового зарубежья обойдется России не дешевле, чем попытки немедленного восстановления единого государства в границах СССР. Только в первом случае придется платить большими деньгами, а во втором - большой кровью;
страны СНГ надолго останутся для России самым естественным и легко доступным рынком сбыта и источником поступления недостающих ресурсов;
страны Кавказа и Средней Азии - это естественные геополитические союзники России на южном направлении, политическое развитие соседних стран за их рубежами может дать непредсказуемые и угрожающие "выбросы".
Наша приоритетная задача - заключение Экономического Союза на базе договора, подписанного в октябре 1991 года. Необходимо подписание соглашений, регулирующих общий рынок:
о статусе и полномочиях институтов Экономического Союза;
об образовании Банковского союза (платежного союза), включая его Устав;
об урегулировании прав собственности в Экономическом Союзе;
о сближении законодательства государств-членов Экономического Союза, регулирующего хозяйственную деятельность;
о создании фондов финансирования целевых программ Экономического Союза и положения о них;
об урегулировании взаимных обязательств государств при выходе из Экономического Союза;
о движении капиталов и ценных бумаг;
об антимонопольной политике в рамках общего рынка Экономического Союза;
о научно-техническом сотрудничестве.
В целях более тесной интеграции также необходимы:
активное использование инструментария международного права, включая судебную защиту интересов России в отношениях со странами СНГ и Балтии, для чего нужно сформировать судебные органы СНГ по аналогии с системой судебных органов Объединенной Европы;
пограничный союз и объединенные усилия по защите и обустройству границ СНГ;
культурно-образовательный союз: взаимопризнание всеми странами СНГ дипломов о высшем образовании, а также ученых степеней и званий, достижение единого стандарта образования в естественнонаучных дисциплинах, соглашения о взаимной поддержке национального образования;
единое культурное пространство и равенство языков на нем; экологический союз - разработка единой системы нормативов и санкций за их нарушение, координация усилий по выведению из кризиса зон экологического бедствия (Чернобыль, Аральское море и т.д.);
отказ от пересмотра границ и вмешательства во внутренние дела стран Ближнего Зарубежья;
отказ от политики "двойного стандарта": дипломатические и иные усилия с целью умеренной и постепенной демократизации авторитарных и этнократических режимов в сопредельных государствах нового зарубежья, не приводящей к их дестабилизации в краткосрочной перспективе и влекущей расширение "пространства согласия" в долгосрочной.