--->
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ |
Парламентские партии, движения, объединения |
Движение исходит из того, что либеральный этап реформирования российской экономики в основном завершается: рыночные отношения стали реальностью, негативные финансово-ценовые последствия их введения постепенно устраняются. Позитивный итог этого этапа, при всех его противоречиях, подготовка почвы для модернизации экономики страны.
Большинство управляющих предприятиями осознали свою ответственность за судьбу своего дела, приняли необходимость осмысленной, достаточно жесткой финансовой политики в условиях свободной экономики.
Дореформенная система цен, не отражавшая никакой экономической реальности, трансформировалась. Для субъектов рынка создается объективная основа выработки текущей и долгосрочной стратегии. Созданы предпосылки для разумной конкуренции и демонополизации большинства секторов экономики.
Многие предприятия за годы реформ в своей деятельности уже прочно встали на коммерческую основу. Эти предприятия реально становятся костяком новой экономики, берут на себя функции управления крупными сегментами рынка.
Преодолевается разобщенность интересов отдельных секторов хозяйства - прежде всего, банковского и производственного. Идет процесс объединения усилий крупных предпринимателей. В частности, укрепляются позиции корпораций, создаются реально функционирующие финансово-промышленные группы. Государство не должно препятствовать этому процессу. Следует наблюдать за ним, помогать и использовать его в национальных интересах, с учетом антимонопольного законодательства.
Несмотря на сложности переходного периода, предприятия не пошли на резкое снижение занятости, сохранили трудовые коллективы, продолжают нести социальные издержки в "своих" регионах. В этом выразилась решающая роль производственного сектора (особенно крупных, структурообразующих предприятий) в поддержании социальной стабильности.
За последнее время выявились отрасли экономики, демонстрирующие подъем. И это не только отрасли, ориентированные на экспорт, но и на внутренний спрос. В результате появились предпосылки стабилизации экономической ситуации в целом.
Развивается банковская система. Некоторые финансовые институты, уже сейчас через формальные и неформальные финансово-промышленные объединения пытаются совершенствовать финансовые потоки. В отдельных случаях это ведет не только к улучшению финансовых показателей предприятий, но и к повышению выпуска продукции.
Аграрный сектор переживает трудные времена. Но уже есть первые признаки того, что бизнес начинает признавать рыночную привлекательность и возможности российского сельского хозяйства. Наметился рост производства удобрений и сельхозтехники, увеличиваются инвестиции бизнеса в сферу переработки сельхозпродукции.
Эти и другие факты и тенденции создают, на наш взгляд, почву для реального оптимизма: Россия начинает переходить из фазы спада и системного кризиса в фазу подъема экономики.
В то же время, разумеется, нельзя сказать, что проводившаяся до сих пор политика исчерпала себя. Некоторые ее компоненты, прежде всего направленные на достижение финансовой стабилизации, будут в той или иной форме продолжаться. Но следует подчеркнуть, что решать сегодняшние задачи при проведении политики, основанной исключительно на прежних принципах, практически невозможно.
Главные экономические задачи сегодня таковы:
- стимулирование национального накопления капитала для обеспечения устойчивого экономического роста, создания рабочих мест и экономической безопасности России;
- расширение поля прямого совпадения интересов экономически активных субъектов с национальными интересами; расширение поля конструктивного взаимодействия государства и деловых кругов;
- поощрение малого и среднего предпринимательства;
- построение смешанной социально-ориентированной экономической системы на принципах, характерных для развитых рыночных отношений.
Новый этап экономических преобразований предполагает для решения этих задач внесение изменений в идеологию реформ. Стержнем реформ должна стать идея национального накопления. Слагаемыми этого курса являются стимулирование сбережений и их трансформация в инвестиции. Очевидно, что решить эти задачи нельзя без крупного концентрированного отечественного капитала - именно его функционирование, наряду с малым и средним бизнесом, способно реально укрепить государственность, поднять инвестиционную активность, увеличить количество рабочих мест, обеспечить устойчивый экономический рост.