Дело о проверке конституционности
части второй статьи 42 Закона Чувашской Республики
"О выборах депутатов Государственного Совета
Чувашской Республики" в редакции от 26 августа 1994 года
(о выборах в Госсовет Чувашии)
Дело рассматривалось 30 июня 1995 года первой палатой КС
Постановление N 9-П от 10 июля 1995 года
В заседании участвовали:
Президент Чувашской Республики Н.В.Федоров, направивший запрос в КС, и его представитель А.А.Шарапов - адвокат Московской городской коллегии адвокатов.
Представители Государственного Совета Чувашской Республики: В.С.Шурчанов - Председатель Госсовета, Г.В.Мальцев и Б.Б.Хангельдыев - доктора юридических наук.
Приглашенные в заседание: В.Г.Тарасенко - председатель Комитета Совета Федерации по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике, О.К.Застрожная - член Центральной избирательной комиссии РФ.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Президента Чувашии Н.В.Федорова с требованием признать не соответствующей Конституции РФ указанную норму Закона Чувашии о выборах депутатов Госсовета республики.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ указанная норма в редакции от 26 августа 1994 года, изменившей порядок подведения итогов голосования при повторном его проведении.
Конституционный Суд установил:
В марте, мае и июне 1994 года в Госсовет Чувашии были избраны 33 депутата из 47. Для завершения формирования Госсовета на 27 ноября 1994 года был назначен еще один тур выборов. Одновременно вновь избранный состав Госсовета исключил из закона о выборах положение о том, что избранным по большинству голосов считается кандидат в депутаты, получивший при повторном голосовании не менее 25 процентов от числа голосов граждан, внесенных в списки избирателей.
4 декабря в результате проведения последнего этапа повторного голосования на основе закона в новой редакции были доизбраны все остальные члены Госсовета Чувашии.
По мнению заявителя, введение этой поправки в действие перед последним туром голосования нарушает принцип равенства в избирательных правах, что противоречит также статьям 3, 15 и 19 Конституции РФ.
Проверка конституционности порядка подведения итогов голосования, который установлен законом субъекта РФ, не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ. Вместе с тем Суд вправе проверять нормативные акты субъектов РФ не только по содержанию норм, но и по порядку принятия, опубликования или введения в действие.
Закон Чувашии от 26 августа 1994 года подлежал введению в действие со дня его подписания. Норма о введении в действие, по существу, является переходным положением к закону, которое обусловило применение его новой редакции при проведении очередного повторного голосования в ходе выборов в Госсовет, начавшихся ранее на основе прежнего законодательства.
Госсовет был не вправе изменять правила подсчета голосов в процессе проведения выборов, то есть когда формирование Госсовета еще не завершилось.
В результате для кандидатов, баллотировавшихся в Госсовет до внесения изменений в статью 42 закона, действовали при повторном голосовании одни условия, а для кандидатов, участвовавших в следующем туре повторного голосования на основе новой редакции закона - другие.
Изменением правил подсчета голосов при повторном голосовании в процессе уже начатых выборов был нарушен принцип равного избирательного права, соблюдение которого является необходимым условием свободных выборов.
Указанные изменения привели к неравенству граждан при осуществлении ими пассивного и активного избирательного права в ходе одних и тех же выборов, так как на первом этапе к кандидатам в депутаты предъявлялись более высокие требования. Таким образом был нарушен принцип равенства граждан, закрепленный в статье 19 Конституции РФ.
Предписание о введении в действие новой редакции Закона со дня подписания, а не с момента опубликования противоречит также статье 15 Конституции РФ, предусматривающей, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, могут применяться лишь при условии их официального опубликования для всеобщего сведения.
Конституционный Суд признал порядок введения в действие поправок к закону Чувашии о выборах Госсовета республики не соответствующим Конституции РФ. В связи с этим подлежат пересмотру решения Центральной избирательной комиссии по выборам депутатов Госсовета Чувашии, основанные на норме закона, признанной неконституционной.
Довыборы в действующий Госсовет Чувашии должны быть проведены заново на основании прежнего законодательства. В то же время Постановление Суда не касается выборов в Госсовет Чувашии нового созыва.