Несмотря на то, что из тысячи с лишним народных депутатов России всего около семидесяти являются членами каких-либо политических партий, результаты VI съезда народных депутатов дали новый, мощный импульс развитию многопартийности в России.
Российские политические партии и движения, в том числе проложившая Ельцину путь к власти "Демократическая Россия", оказались лишними на празднике жизни, наступившем после провала августовского путча. Новый политический истэблишмент в основном формировался за счет других слоев общества. Не случайно, что в первое посткоммунистическое правительство России вошел только один министр, по крайней мере некоторое время состоявший в рядах "нормальной" политической партии (то есть не-КПСС), а именно министр промышленности Александр Титкин - член НПСР Руцкого на момент ее создания. В результате в послеавгустовской России сложилась система власти, из которой оказались исключены политические партии: беспартийный президент - беспартийное правительство - беспартийный парламент.
VI съезд народных депутатов России обнажил всю глубину кризиса представительной власти. Стало ясно, что будет поистине чудом (хотя, говоря так, не следует, конечно, забывать, что Россия - страна чудес), если парламент доживет до конца отпущенного ему законодательством срока. На горизонте появился призрак досрочных выборов, а в том, что следующие выборы будут проводиться по партийным спискам, мало кто сомневается.
Перспектива выборов, пусть даже довольно отдаленная (не ранее 1993 года) подтолкнула партии к усилению внутренних разборок, которые и без того являлись их любимым времяпрепровождением.
Напомним, что произошло окончательное размежевание между двумя Движениями демократических реформ: российским (РДДР) и международным. Более молодое российское ДДР возглавляется мэром Москвы Гавриилом Поповым и первым лицом экс-Ленинграда Анатолием Собчаком, за что его иногда называют "мэрской партией". Естественно, что главы исполнительной власти не могут слишком горячо любить власть законодательную. Однако можно было бы и меру знать.
Увы, в своей запальчивости мэры дошли до того, что воспользовались без разрешения громким именем международного ДДР с целью привлечь как можно больше людей на совместный с "ДемРоссией" апрельский митинг под лозунгами разгона Съезда народных депутатов и созыва Учредительного собрания. Возмущенный Политсовет международного ДДР выпустил заявление о том, что организация не имела никакого отношения к антисъездовскому митингу и что ответственность за ошибочные сообщения средств массовой информации по этому поводу целиком лежит на ДДР российском.
Заявления, сделанные тезками по итогам съезда, были прямо противоположными по содержанию. Партия Гавриила Попова заявила о том, что съезд продемонстрировал полную несостоятельность, а к тому же на нем произошла попытка свергнуть законное правительство. Международное ДДР ответило на это заявлением "О некоторых политических уроках VI съезда народных депутатов Российской Федерации", в котором Политсовет прямо отмежевался от всех оценок РДДР и осудил ярко проявившееся во время съезда стремление исполнительной власти подмять законодательную. Замечательно то, что оба этих противоположных по смыслу заявления преследовали одну и ту же цель - понравиться президенту Ельцину.
Ни для кого не секрет, что многие крупные российские партии ничего так не желают, как укрепить собой исполнительную власть. Оба ДДР находятся в первых рядах борьбы за право заполнить экологическую нишу, которая должна возникнуть в результате обещанной Ельциным "реорганизации". Сложность состоит в том, что никому из лидеров партий в точности неизвестно, каковы желания нашего непредсказуемого президента. Поэтому приходится действовать методом проб и ошибок.
Накануне съезда Попов и Собчак попытались соблазнить Ельцина суперпрезидентским конституционным проектом. Когда эта инициатива провалилась, они решили поставить на выдвинутую уже к тому времени "ДемРоссией" идею проведения конституционного рефедендума. На этом поприще им сопутствует переменный успех: с одной стороны, не слишком грандиозный митинг с призывами к роспуску съезда не доставил президенту большого удовольствия, но с другой, - не прошло и десяти дней, как сам Ельцин заявил гражданам Череповца и всему римскому народу, что Съезд, в общем-то, пора и разогнать. Так что оседлать идею референдума - не такая уж и плохая мысль.
Международное ДДР выбрало другой путь к сердцу президента. После того, как Александр Яковлев погрузился в деятельность Горбачев-фонда, а Шеварнадзе отбыл на родину, фактическими лидерами организации стали прагматики Вольский и Владиславлев. Эти люди считаются: а) умеренными центристами; б) представителями промышленного лобби. Названные достоинства вполне позволяют им претендовать на часть мест в реорганизуемом кабинете. Если верить информированным источникам внутри ДДР, то лично Вольский в настоящее время не собирается принимать никаких постов в правительстве, а вот Владиславлеву якобы предлагали чуть ли не пост премьера, но уж, во всяком случае, промышленно-энергетический блок. Вероятно, что в этих утверждениях есть доля преувеличения. Но несомненно то, что захиревшее было международное ДДР проявляет в последнее время изрядную политическую активность.
Кроме поддержки конструктивно настроенной части военно-промышленного и энергетического лобби президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский может принести Ельцину и другой ценный подарок, а именно: центристскую партийную коалицию в составе ДДР (Вольского) - Демократическая партия России (Травкина) - Народная партия Свободная Россия (Руцкого). Учитывая общее происхождение из "лучшей части КПСС", а также весьма способствующую сближению совместную учебу на курсах фонда Горбачева, где постигают профессиональные премудрости политики высшего и среднего звена всех трех партий, перспектива создания такого блока вполне возможна. Правда, при этом следует иметь в виду, что в России личные амбиции политических лидеров превыше всего, и поэтому любой разумный компромисс может быть разрушен одним махом ради чьей-либо личной прихоти.
Поскольку межпартийная коалиция никогда не бывает чересчур надежной, ДДР Вольского в последний месяц параллельно разрабатывает другой вариант осуществления той же цели. В самом конце апреля группа из 55-ти человек во главе с Вольским распространила обращение о создании нового общественного движения - "Всероссийского Союза обновления". По сформулированным в обращении целям - "объединение компетентных промышленников и аграриев, предпринимателей, интеллигенции и вообще деловых людей для борьбы за гражданское процветание общества, грамотное продвижение экономических реформ без обнищания народа (что в переводе на язык политической интриги означает "с Ельциным, но не исключено, что без Гайдара"), процветание экономики и культуры" - видно, что предпринимается очередная попытка создать центристскую коалицию реформ. Аналогичная коалиция, созданная на съезде народных депутатов России, не продержалась даже до конца этого увлекательного мероприятия. Тем не менее на политическом рынке спрос на этот предмет по-прежнему велик.
Для бабушки российской демократии - Движения "Демократическая Россия" - съезд был не настолько важной вещью, чтобы ради него откладывать выяснение отношений. Как заметили недоброжелатели, один из отцов-основателей, Юрий Афанасьев, подал весьма дурной пример студентам своего университета, пренебрегая заседаниями съезда во имя химерической "новой", или "третьей" волны "ДемРоссии", будущие члены которой должны посрамить чистотой своих помыслов оппортуниста Льва Пономарева и его соратников. Названные оппортунисты, то есть руководство "ДемРоссии" в лице Заславского, Игнатьева, Боксера, Пономарева и Шнейдера с удовлетворением взирали на кипучую деятельность почтенного ректора, который своими многочисленными выступлениями перед рядовыми демороссами и сочувствующими блистательно доказывал, что, кроме примерного усердия в ловле блох в шкуре Боксера, других политических добродетелей, как то - конструктивной программы - за ним не водится.
В интервью "Панораме" (N2/92) Владимир Боксер сказал, что период расколов в Движении окончен. Все, кто хотел уйти: Аксючиц, Травкин и радикалы (Афанасьев) - уже ушли. Отчасти это, несомненно, желание сохранить хорошую мину при плохой игре, но доля истины в этом есть, хотя бы потому, что возможность избирательной кампании всегда является консолидирующим фактором. Тот факт, что историческая "ДемРоссия" была чрезвычайно разношерстной, не способствовал определенности ее политического лица. Теперешняя "ДемРоссия" такой определенностью обладает. Это партия президента, только вот президент на это пока не согласился. То, что партия, приведшая президента к власти, не смогла стать правящей партией, случай в своем роде уникальный. Тем понятнее стремление демороссов все-таки воссесть одесную Ельцина, принеся ему в дар народную поддержку в виде положительных результатов референдума о предоставлении президенту дополнительных полномочий.
Главной ставкой нынешнего руководства "ДемРоссии" являются грядущие выборы по партийным спискам. Действительно, "ДемРоссия" - единственная из существующих в настоящее время политических организаций, которая обладает эффективно действующей избирательной машиной. При этом у власти в Движении находятся сейчас именно те люди, которым демократы обязаны триумфом на выборах 1990 года. Если учесть, что опыт предвыборной борьбы является одним из самых дефицитных товаров в России, то Движение имеет хорошие шансы победить на первых свободных выборах. Вопрос только в том, когда они состоятся? И состоятся ли вообще?
Итак, крупнейшие российские политические партии пока полностью зависят от благосклонности президента. Грубо говоря, как Ельцин скажет, так и будет. В нынешней ситуации он может просто назначить произвольно взятую партию правящей. Налицо явный дисбаланс сил. Несомненно, что до тех пор, пока политический вес отдельных лидеров (Ельцина, Хасбулатова и некоторых других) будет многократно превышать влияние политических "партий", как это происходит сейчас, партии будут пребывать на периферии большой политики.
Сегодня избирательный потенциал политических организаций России неизвестен, его могут определить только выборы. Вполне возможно, что в результате выборов баланс сил изменится, и произойдет увеличение роли партий. Вопрос в том, хочет ли этого Ельцин.