ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
|
Федеральное Собрание
|
Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника
Государственная Дума второго созыва (1995 - . . .)
История формирования комитетов и комиссий
Комитеты: |Список|Структура|История формирования|
Формирование Комитетов и Комиссий Думы второго созыва
январь 1996
В соответствии с Регламентом в первый день работы Дума избрала Мандатную комиссию и 4 временных органа, существовавших до создания Комитета по организации работы Думы - Счетную комиссию, Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования, Временную комиссию по Регламенту и Временный секретариат Государственной Думы.
На переговорах руководителей фракций и групп по согласованию пакета должностей было принято решение вместо 23 постоянных комитетов, существовавших в Думе первого созыва, образовать 28. Лидеры 4 фракций договорились о распределении должностей и предложили лидерам групп с ним согласиться. В согласованном "пакете председателей" КПРФ получила должности председателей 10 комитетов и Мандатной комиссии, ЛДПР, НДР и Яблоко - по 4, Аграрная группа, Народовластие и Российские регионы - по 2. КПРФ передала 1 место из своей квоты Народовластию, получившему в результате 3 комитета (фактически эту председательскую должность от Народовластия и одну от Аграриев заняли вступившие в эти группы выходцы из фракции КПРФ). Группа "Российские регионы", которой выделили два комитета: по охране здоровья и по делам Севера, отказалась участвовать в соглашении и вносить своих кандидатов в пакет.
Пакет председателей комитетов был вынесен на пленарное заседание 19 января 1996. Лидер группы РР В.Медведев и примкнувшая к нему Г.Старовойтова предложили Думе альтернативную повестку дня, первым в которой значился вопрос "О равных правах фракций и депутатских групп". Предложение получило 106 голосов и не прошло. Кроме группы РР за него проголосовали независимые депутаты и часть группы "Народовластие" во главе с Н.И.Рыжковым.
Тогда представители РР выдвинули своих кандидатов на должности председателей комитетов: С.Шахрай предложил себя во главу Комитета по законодательству, О.Морозов от имени группы назвал 8 кандидатов в председатели комитетов: по труду - Э.Памфилова, по образованию и науке - И.Хакамада, по экологии - В.Тетельмин, по обороне - Б.Громов, по делам национальностей - Б.Жамсуев, по делам Федерации - В.Лысенко, по местному самоуправлению - В.Степанков, по геополитике - Н.Столяров.
В.Брынцалов, входивший тогда в группу Народовластие, выдвинул себя в председатели Комитета по здравоохранению.
Г.Селезнев поставил на голосование предложения Совета Думы об образовании комитетов и о пакете кандидатов, которые получили соответственно 326 и 336 голосов за, 50 и 32 против, 3 и 4 воздержались. Группа РР не удовлетворилась итогами голосования, утверждая, что нарушен Регламент. В регламентной группе возникли разногласия о истолковании статьи 19, а Е.Мизулина сказала, что Регламент сформулирован настолько нечетко, что нарушить его невозможно.
На следующем заседании, 23 января 1996, В.Медведев, "учитывая, что Совет Государственной Думы вошел в нормальное русло работы на основе равенства фракций и групп", согласился с пакетным принципом и сам выступил от имени Совета Думы с проектом постановления об избрании заместителей председателей Комитетов. В этот пакет были включены также два председателя комитетов в порядке заполнения вакансий, которые группа РР отказалась заполнить на предыдущем заседании.
Совет Думы предложил в каждом комитете иметь по четыре заместителя, а в двух комитетах - по 5 (дополнительные должности введены персонально для Г.В.Кулика в Комитете по бюджету и для О.Н.Смолина в Комитете по науке). Каждой фракции было предложено выделить заместителей во все комитеты, кроме тех, которые она возглавляет, а трем группам - распределить между собой 28 постов: по одному заместителю в каждом комитете. При этом забыли, что шесть комитетов возглавляют представители не фракций, а групп, в результате чего в них на должности заместителей было представлено по 5 кандидатур. В списке, вынесенном на голосование, значились 120 заместительских должностей, из них 6 - с пометкой "предлагается дополнительно" - за тремя группами осталось не 28 должностей, а 22. В 15 строчках (включая одну из шести дополнительных) фамилий не было, т.к. некоторые фракции и группы представили кандидатов не на все выделенные им должности.
На пленарном заседании в пакет внесена одна поправка: пятая заместительская должность из комитета по науке была переведена в Комитет по экономической политике для А.Г.Пузановского (Смолин, таким образом, вместился в квоту). предложение Аграрной группы создать дополнительную должность для Г.И.Чуркина в Комитете по делам СНГ не прошло, набрав ровно 225 голосов.
Дума не стала в тот же день утверждать персональный состав комитетов, поскольку более 100 депутатов еще не определились и фамилии их не были включены в проект.
Комитеты были сформированы, в основном, по принципу косвенной самозаписи: депутаты, состоящие в группах и фракциях, сдавали личные заявления руководителям своих фракций, а не состоящие - первому вице-спикеру А.Н.Шохину.
31 января 1996 Дума приняла 28 постановлений об утверждении составов Комитетов. В состав комитетов вошли все депутаты, кроме председателя Думы, его заместителей, лидеров трех фракций - С.Беляева, Г.Зюганова и Г.Явлинского, а также депутатов В.И.Цветкова и А.Э.Янковского (Беляев, Цветков и Янковский вошли в комитеты позже).
С начала февраля Дума почти на каждом заседании вносила изменения в состав Комитетов в связи с переходами депутатов из комитета в комитет. А.Лукьянов назвал это "вакханалией переходов", считая, что по принципу "пропорционального представительства" фракция может обязать депутатов войти в тот или иной комитет. Сторонники свободы перемещений утверждают, что из закона о статусе депутата вытекает право депутата работать в любом комитете.
Некоторые депутаты ставили вопрос об упразднении комитетов, не набравших минимальной численности в 12 человек. В результате в марте 1996 "вакханалия переходов" сменилась целенаправленным перемещением: фракции начали спасать от возможного упразднения возглавляемые ими комитеты. Силами ЛДПР спасен Комитет по геополитике, КПРФ и Народовластия - по культуре и по конверсии и т.д. Пока нет 12 человек в Комитетах по делам национальностей несмотря на усилия НДР и лично С.Беляева и по экологии несмотря на усилия Яблока.
"Панорама"
InterReklama Advertising Network