(by TRANSLATE.RU)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Правительство. Структурный справочник.

Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника

ОТ АВТОРА

АННОТАЦИЯ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Этот справочник составлен на основе информации, содержащейся в официальных документах, и соответствует действительности в той же мере, в какой действительность соответствует этим документам.
Автор осознает несовершенство и некоторую неполноту этого справочника и намерен дорабатывать его дальше, но посчитал необходимым издать его в нынешнем виде ввиду неудобства ситуации полного отсутствия аналогов.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пройдут годы, и те, которые останутся,
сами будут смеяться...
В.С.Черномырдин

(цит. по газете "Сегодня")

В процессе подготовки справочника автор обнаружил следующие закономерности, сопровождающие процесс реорганизации структур исполнительной власти в России в 1990 - 1995 годах:
1. В случае отставки какого-либо вице-премьера Правительства, вызванной не его нелояльностью к Президенту, а соображениями политической конъюнктуры (несовместимость с другим вице-премьером, выдача на съедение депутатам и т.п.) при Правительстве (иногда - при Президенте) создается структура, руководителем которой, приравненным по рангу к члену Правительства, назначается отставной вице-премьер (примеры: Экспертный совет, Центр информационных и социальных технологий, Федеральный информационный центр и т.п.). С уходом экс-вице-премьера с должности (независимо от причин ухода) должность упраздняется или отдается новому отставному вице-премьеру (пример: Хижа вместо Лобова во главе Экспертного совета).
2. Число федеральных органов исполнительной власти неукоснительно растет. При попытке сокращения их числа наблюдается приблизительно следующий реорганизационный цикл: ликвидация органа исполнительной власти с присоединением его к одному из министерств; создание в Министерстве соответствующего департамента или комитета на базе упраздненного органа; постепенное повышение статуса департамента (руководитель департамента назначается решением Президента, получает ранг первого замминистра); преобразование департамента в орган при Правительстве (этот шаг иногда пропускается); восстановление в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти (обычно - с тем же адресом и руководителем, что и в начале цикла).
3. В случае, если создать новое министерство или назначить какого-либо министра невозможно (из-за сопротивления законодателя) или нежелательно (ввиду излишней подконтрольности министерств Правительству и парламенту), Президент создает структуру неопределенного правового статуса (Федеральный информационный центр, Федеральная комиссия по ценным бумагам) или орган при Президенте (Роскоминформ, Гостехкомисия), перераспределяя в их пользу функции органов исполнительной власти.
Основная особенность действия законов иерархиологии и бюрократографии (законы Паркинсона, принцип Питера и др.) в России в эпоху реформ состоит в том, что в нашей стране количество должностей сколь угодно высокого ранга (вплоть до ранга первого вице-премьера Правительства) не ограничено ни Законом, ни традициями, а лишь количеством административных зданий, что позволяет безболезненно назначать новых и новых руководителей, не понижая статуса старых. Одноразовое сокращение числа структур исполнительной власти и увольнение их руководителей без создания для них новых начальственных должностей происходили в течение изучаемого периода только в случае полной и бесповоротной отставки главы исполнительной ветви власти, ответственного за создание этих должностей и трудоустройство лиц, их занимающих (Власова в 1990, Силаева в 1991), после чего процесс размножения структур и органов возобновлялся.
В качестве дополнительного пособия по изучению структуры министерств и ведомств автор рекомендует приложения к федеральным законам о федеральном бюджете на 1994-1997 годы, посвященные распределению ассигнований между бюджетными организациями ("Собрание законодательства РФ", 1994, N10, ст.1108; 1995, N14, ст.1213; 1996, N35, ст.4138; 1997, N9, ст.1012).


"Панорама"

     


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network