Военно-воздушные силы (ВВС) РФ

Главнокомандующий ВВС РФ - генерал армии КОРНУКОВ А.М.

В 2000 г. оргштатная структура ВВС не претерпела изменений, за исключением наращивания сил ВВС на Северном Кавказе. Сохранились формирования двух видов. Непосредственно и оперативно Главкомату ВВС РФ подчинены две воздушные армии Верховоного главнокомандования (ВА ВГК) - 37-я ВА ВГК (ДА) и 61-я ВА ВГК (ВТА). Непосредственно подчинены Главкомату ВВС РФ, но находятся под оперативным руководством командующих войсками военных округов сформированные в 1998 г. следующие объединения и соединения: Московский округ ВВС и ПВО (МВО), 4 армии ВВС и ПВО (6-я армия (ЛенВО), штаб - г. Санкт-Петербург; 4-я армия (СКВО), штаб - г. Ростов-на-Дону; 11-я армия (ДВО), штаб - г. Хабаровск; 8-я армия (СибВО), штаб - г. Чита), 2 корпуса ВВС и ПВО (5-й корпус (ПриВО), штаб - г. Саратов; 3-й корпус (УрВО), штаб - г. Екатеринбург).

В соответствии с планами военного строительства, одобренными на заседании СБ 9 ноября 2000 г. ВВС сокращают штатную численность на 36 тыс. человек (10% от общего сокращения численности ВС). За счет сокращения личного состава командование ВВС планирует довести укомплектованность всех частей и подразделений до 95%.

К 2005-2006 гг. в состав ВВС могут войти РВСН, однако окончательное решение пока не принято.

Решения о развертывании группировок на Северо-Кавказском и Центрально-Азиатском направлениях привели к разработке планов наращивания сил ВВС. Для этих целей в 2002-2005 гг. предполагается формирование двух армий ВВС и ПВО а также 2-4 авиадивизий, которые будут ориентированы на решении боевых задач в интересах новых группировок. При этом планируется довести число частей постоянной готовности до 50%.

Намечается в скором времени вернуть статус Командований дальней (ныне - 37-я ВА ВГК (ДА) и военно-транспортной авиации.(в настоящее время - 61-я ВА ВГК (ВТА).

В течении 2001-2002 гг. намечено объединение нескольких авиаполков с доведением боевого состава новых частей до трех эскадрилий. Полки усиленного состава будут иметь на вооружении 36-40 самолетов и 1,5 - 1,7 комплекта летного состава.

В 2000 г. продолжалось совершенствование системы управления ВВС и ПВО. В настоящее время завершается создание интегрированной автоматической системы управления разнородными силами и средствами авиации и ПВО типа “Универсал” в регионах и на стратегических направлениях.

Первым АСУ и Командный пункт (КП) нового поколения получил Московский округ ВВС и ПВО. Аналогичная система внедряется в системе ПВО Калининградского особого района. Новый подвижный КП получила 4-я армия ВВС и ПВО (СКВО).

С целью экономии финансовых средств летом 2000 г. Главкомат ВВС принял решение о снижении степени готовности при несении боевого дежурства некоторых частей зенитно-ракетных войск (ЗРВ). Прежде всего это полки и дивизионы ЗРВ, прикрывающие объекты в глубине территории России. Не планируется развертывание сплошной системы ПВО территории страны - 20-25 полков постоянной готовности ЗРВ будут прикрывать районы Камчатки, Приморья, Хабаровского края, Читу. Новосибирск, Урал, Самарскую область,, Центральный и Северо-Западный районы, а также Калининградский особый район.

Военно-учебные заведения ВВС (1 военная академия, 2 военных университета 7 военных институтов вузов) в течении 2000 г. выпустили около 4,7 тыс. офицеров (в 1998-1999 гг. - 6,5 тыс), 83% из которых были направлены в части ВВС и ПВО, остальные получили назначения в другие виды и рода ВС. В настоящее время укомплектованность офицерских должностей в ВВС составляет 97%.

Однако за счет убыли офицерского состава (за 1998-2000 гг. оставили службу 4,5 тыс. молодых офицеров, окончивших училища в 1995-1999 гг.) происходит старение классных летчиков.

Боевой состав ВВС РФ

Общий боевой состав ВВС РФ по состоянию на декабрь 2000 г. составляет 5087 самолетов и вертолетов 35 типов и 85 модификаций 9по официальным данным). На базах резерва содержится 833 машины. Войска укомплектованы всеми типами самолетов и вертолетов более чем на 100%, за исключением самолетов-заправщиков Ил-78М.

В 2000 г. заметно увеличился парк стратегических бомбардировщиков дальней авиации (37-я ВА ВГК). С украинского аэродрома Узин на авиабазу Энгельс (Саратовская область) были переброшены 8 ракетоносцев Ту-160, 3 - Ту-95 МС и 575 крылатых ракет Х-55 и Х-55СМ.

5 мая 2000 г. 37-я ВА ВГК получила новый ракетоносец Ту-160 (прсвоено имя “Александр Молодчий), построенный на Казанском авиационном производственном объединении (КАПО). В июле на КАПО началась модернизация капитальный ремонт самолета Ту-160, находившегося в опытной эксплуатации в ЛИИ им. Громова (г. Жуковский Московской области). Планируется модернизация еще 15 самолетов Ту-160.

Боевой состав ВВС РФ

 

1999 г.

2000 г.

Дальняя авиация

Всего боевых самолетов

191

244

Стратегическая авиация, в т.ч.

   

Ту-160

6

15

Ту-95МС

60

71

Дальние бомбардировщики и разведчики семейства Ту-22М, Ту-22М2 и Ту-22М3

125

 

158

Самолеты-заправщики Ил-78 и Ил-78М

20

20

Фронтовая авиация и авиация ПВО

Всего боевых самолетов

2040

1590

Ударная авиация

Всего боевых самолетов,

в т.ч.

725

575

Фронтовые бомбардировщики Су-24М

475

350

Штурмовики Су-25

250

225

Истребительная авиация

Всего боевых самолетов,

в т.ч.

1115

880

Истребители МиГ-29 (МиГ-29М)

315

260

Истребители семейства Су-27

375

340

Истребители-перехватчики МиГ-31

425

280

Разведывательная авиация

Всего боевых самолетов,

в т.ч.

200

135

МиГ-25Р

40

15

Су-24МР

160

120

Самолеты ДРЛО и управления А-50

20

20

Военно-транспортная авиация

Всего самолетов

340

280

 

Бомбардировщики и разведчики вне строевых частей ВВС: в испытательных частях, КБ, НИИ и заводах - 7 Ту-95 и 5 Ту-160; на хранении - 92 Ту-22М1 и Ту-22М2; в учебных подразделениях - 10 Ту-22М2.

Дополнительно в составе центров боевой полготовки ВВС - свыше 150 боевых самолетов (40 МиГ-29, 10 МиГ-25, 50 Су-24, 10 Су-27, 25 Су-25), более 800 машин находятся на базах хранения (МиГ-23, МиГ-27, Су-17 и Су-22 различных модификаций). До 1000 боевых самолетов эксплуатируются в вузах ВВС.

 

 

Потери ВВС в авариях и авиакатастрофах за 2000 г.

Тип самолета (вертолета)

Количество

МиГ-31

1

Су-25

1

Су-24

5

Ил-18

1

Ил-76

1

Ми-8

2

Всего

11

 

 

 

 

 

 

 

 

Одной их главных проблем ВВС остается старение самолетного парка. До 80% машин эксплуатируются за счет продления ресурса.

Возраст самолетов ВВС РФ

Возраст

Количество от общего парка ВВС (%)

старше 15 лет

48

от 10 до 15 лет

23

от 5 до 10 лет

28

5 лет и менее

1

В 2000 г. из за недостаточного финансирования снизилась доля исправных машин. Мощности авиаремонтных заводов используются лишь на 27%.

Род авиации ВВС РФ

Доля исправных машин (%)

Дальняя авиация

79

Военно-транспортная авиация

62

Фронтовая авиация

56

В течении 2000 г. продолжал развиваться кризис системы обеспечения и инфраструктуры ВВС. В предаварийном состоянии находятся 60% взлетно-посадочных полос аэродромов, 40% из них требуют дооборудования или капитального ремонта.

Доля современного оборудования в радиотехнических войсках и частях связи ВВС составляет 15 %.

Боевая подготовка ВВС РФ

Ежедневно на боевое дежурство заступают 12 тыс. человек, дежурство несут 35 зенитных ракетных дивизионов, 30 экипажей истребительной авиации, до 100 радиотехнических подразделений.

В 2000 г. интенсивность боевой подготовки ВВС практически осталась на уровне 1999 г., однако почти в 3 раза снизилось количество учебно-боевых пусков УР класса “воздух-поверхность” в силу большого расхода этого типа боеприпасов в ходе операции на Северном Кавказе. Также уменьшилось количество боевых пусков УР зенитно-ракетными войсками (ЗРВ) ПВО, сократилось количество стрельб и в авиации ПВО.

Было проведено свыше 400 учений и тренировок (в 1999 г. - более 300), 50% полков ЗРВ выполнили боевые стрельбы (в 1999 г. - 90%). Фронтовая авиация провела 30 летно-тактических учений, 50% авиационных полков отработало ракетную стрельбу по воздушным целям, выполнено свыше 200 стрельб ракетами класса “воздух-земля” (в 1999 г. - 600 стрельб).

Характер и тематика учений ВВС демонстрируют, что в настоящее время все силы авиации (включая ДА) направлены на отработку комплексных действий в конфликтах малой интенсивности (особенно на Южном направлении), имеющих тенденцию к перерастанию в локальную или региональную войну.

Крупнейшие учения ВВС РФ в 2000 г.

Время проведения

Привлеченные силы и характер отрабатываемых задач

 

 

 

 

 

 

 

 

18-21 апреля

На тактические учения, проводившиеся в Поволжье, над Каспийским и Черными морями (Юго-Западное направление) были привлечены силы ДА из состава 22-й Донбасской тяжелобомбардировочной дивизии 37-й ВА ВГК. Самолеты Ту-160 и Ту-95МС выполнили учебные пуски крылатых ракет с обычной БЧ (предположительно - Х-65СЕ), имитируя точечные удары по объектам противника.

В черноморской операционной зоне ДА взаимодействовала с силами 4-й ВА ВВС и ПВО и ВВС Черноморского флота. Над Черным морем выполнены полеты самолетов-разведчиков Ту-22МР, переброшенных в рамках учений с Дальнего Востока.

Истребители Су-30 и МиГ-31 с авиабазы Саваслейка отрабатывали задачи по сопровождению стратегических бомбардировщиков при полетах над удаленными ТВД. На маршруте самолеты дважды дозаправлялись от танкера Ил-78. На полигоне Ашулук Су-30 выполнил боевые стрельбы ракетами Р-73 класса “воздух-воздух. Не смотря на то, что одна ракета не сошла с направляющих, результаты учений были признаны успешными.

 

 

 

 

 

 

 

20-21 апреля

На полигоне Ашулук (Астраханская область) прошли комплексные учения сил авиации и ПВО ВВС РФ. Учениями руководил главком ВВС А.Корнуков. По его команде был поднят по тревоге 511-й зенитный ракетный полк (командир - полковник А.Цыбин, дислокация - г. Энгельс) из состава 5-го корпуса ВВС и ПВО Приволжского ВО.

Часть боевых расчетов полка были переброшены на полигон по воздуху, где к ним присоединились курсанты Ярославского зенитного ракетного института (ранее курсанты на учения не првлекались). Боевые расчеты, приняв технику у персонала полигона, приступили к отработке задач по отражению налета фронтовых бомбардировщиков Су-24М (авиабаза Лебяжье), наносящих удары по наземным целям авиабомбами ФАБ-100. Прикрытие ударной группы осуществлял проходящий испытания многофункциональный самолет Су-32 (Су-27ИБ) с станцией постановки помех и РЭБ “Хибины”. Одновременно в районе учений работали самолеты-постановщики помех - 2 Ан-12БК-ППС и 3 Ми-8ППА с новыми станциями РЭБ “Смальта” и “Пелена”. Самостоятельно действовали 2 штурмовика Су-39 (Су-25ТМ). В ходе учений проверялись возможности их аппаратуры РЭБ.

21 апреля бомбардировщики Ту-22М3 отрабатывали бомбардировку ВВП, при этом сами атакующие самолеты являлись мишенями для ЗРК. Дополнительную нагрузку для ракетных расчетов создавали полигонные средства. Запускавшиеся мишени ставили уводящие помехи по дальности и скорости, мерцающие и комбинированные помехи, что усложняло работу ЗРК. Такая сложная ситуация с реальными боевыми пусками в условиях сильного радиоэлектронного противодействия отрабатывалась впервые. Расчеты 511-го полка поразили все 12 зачетных целей.

 

 

 

 

 

9-16 вгуста

Исследовательские учения авиации и ПВО ВВС РФ “Оборона-2000” на полигоне Ашулук.

В ходе учений была смоделирована воздушная операция НАТО на Балканах 1999 г. и изучались возможности мобильной автоматизированной разведывательно-огневой группировки войск ПВО ВВС и Сухопутных войск в состязательном режиме.

В условиях, максимально приближенных к боевым, работали и стреляли модернизированные ЗРК С-300ПМУ1 “Фаворит”, апробировались элементы управления ударной авиацией с помощью пунктов наведения авиационных наводчиков. Изучались возможности АСУ “Универсал”, “Байкал”, “Поляна-Д”, “Поляна-Д-4М1” по управлению ЗРК С-300ПМУ1, С-300ПМ (ВВС), С-300В, “Бук-М1”, ЗРС “Тор-М1” и “Оса-АКМ” (СВ).

Также было испытано принципиально новое оборудование ложных позиций дивизиона ЗРК С-300ПМ, представляющее собой быстроразварачивающиеся пневматические макеты элементов комплекса.

В результате учений комплексы ВВС, завязанные на интегрированные АСУ “Байкал” и “Универсал” продемонстрировали превосходство над системами ПВО СВ, не подключенными к АСУ - из 36 мишеней, имитировавших массированный налет авиации противника, было уничтожено 21, из них 12 были сбиты ЗРК С-300ПМУ в течении четырех минут. При сильном радиоэлетронном противодействии эффективность С-300ПМУ превысила 60%, С-300В составила около 40%.

 

 

 

 

 

ноябрь

9 ноября 2000 г. два самолета-разведчика Су-24МР и пара истребителей Су-27 из состава 11-й ВА ВВС и ПВО в Японском море, используя информацию самолета-разведчика Ил-38, совершили облет и сфотографировали американский авианосец “Китти Хоук” (СV63) в момент его заправки топливом от танкера.

Как заявил командующий 11-й ВА генерал-лейтенант авиации Анатолий Ноговицин, “при появлении наших самолетов американцы были в панике. Они начали перерубать коммуникации, по которым шла заправка авианосца топливом. В тот момент американская палубная авиация не была готова к противодействию”

7 стратегических бомбардировщиков Ту-95МС из состава 37-й ВА ВГК были перебазированы в ноябре 2000 г. - 3 в Тикси, и по два в Воркуту и Анадырь.

Целью учений стала отработка экипажами дальней авиации действий в условиях Арктики с аэродромов передового базирования.

В 2000 г. в силу финансово-экономических причин продолжалось снижение показателей налета часов летчиками ВВС РФ, средний показатель составил 25 часов. Удовлетворительный налет имеют лишь летчики штурмовой, бомбардировочной и разведывательной авиации, принимавшие активное участие в боевых действиях на Северном Кавказе.

Налет часов по родам авиации ВВС РФ

Род авиации ВВС

Налет часов

Истребительная

10

Штурмовая

35

Бомбардировочная

20

Дальняя

10

Военно-транспортная

50

Как констатировал главком ВВС генерал армии А.Корнуков, выступая на коллегии Минобороны осенью 2000 г., состояние боевой подготовки летного состава достигло уровня, при котором ВВС могут потерять возможность выполнять возложенные на них задачи. Главным на сегодняшний день было признано сохранение летных кадров и совершенствование профессионального мастерства молодых пилотов.

ВВС в боевых действиях на Северном Кавказе

В ходе антитеррористической операции на Северном кавказе (в Дагестане и Чечне) ВВС решили более 50% задач по огневой поддержке войск, нанесению ударов по назначенным целям и переброски войск. В период августа 1999 - февраля 2000 г. было выполнено более 6 тыс. самолето-вылетов, из них 35% на бомбардировку и штурмовку наземных целей, !0% - для переброски войск, остальные - на разведку, целеуказание и решение других задач.

К операции на Северном Кавказе были привлечены части 4-й армии ВВС и ПВО, два полка Московского округа ВВС и ПВО, подразделения Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС РФ.

В основном для ударов по бандформированиям использовались фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-24М, а также штурмовики Су-25. В ходе воздушных операций остро выявилась проблема, связанная с отсутствием в ВВС многофункциональных самолетов фронтовой авиации, в результате чего боевая нагрузка пришлось на наиболее изношенную часть авиапарка. Из относительно современных машин применялись только модернизированные штурмовики Су-25Т, оснащенные высокоточным оружием.

В ходе операции на Северном Кавказе ВВС столкнулись с нехваткой высокоточного оружия (ВТО). Были задействованы высокоточные боеприпасы из резерва ВВС. Руководство Главкомата ВВС обратилось в правительству и Минобороны с просьбой принять решительные меры по заказу у промышленности и пополнению запасов ВТО.

Для решения задач ПВО в районе боевых действий постоянно дежурили два истребителя Су-27, а также штурмовики Су-25 и вертолеты Ми-24, способные уничтожать вертолеты и легкомоторные самолеты.

В ходе антитеррористической операции была выявлена оргштатная проблема, связанная с сокращением в 90-х гг. частей и подразделений тылового и материально технического обеспечения ВВС.

По результатам операции Генштабом было принято решение увеличить боевой состав ВВС на Северном Кавказе, повысить количество частей постоянной готовности и довести их штат до норм военного времени.

Сотрудничество в рамках Объединенной системы (ОС) ПВО стран СНГ

В 2000 г. учения в рамках ОС ПВО носили комплексный характер - отрабатывались совместные действия сил авиации и средств ПВО стран Содружества. Крупнейшие тактические учения государств-участников СНГ “Боевое содружество-2000” прошли на полигоне Ашулук (Астраханская область) с 21 по 26 августа 2000 г. под руководством председателя Координационного комитета по вопросам ПВО при Совете Министров обороны стран СНГ - главкома ВВС РФ Анатолия Корнукова. В маневрах приняли участие силы ПВО Армении, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины.

К концу 2000 г. в рамках интеграции Союза России и Беларуси началось формирование единой системы ПВО на западном направлении. С 14 марта 2000 г. к совместному боевому дежурству ПВО России, Армении, Беларуси, Казахстана и Таджикистана подключилась Киргизия, с июля - Узбекистан.

Модернизация авиапарка и перспективы технической политики ВВС РФ

По мнению экспертов, существующие образцы авиационной техники прослужат до 2010 г. (истребительная и фронтовая авиация). Самолеты дальней авиации смогут оставаться в строю до 2016 г.

В период 2001-2007 гг. планируется осуществление программы модернизации основных авиационных комплексов ВВС (МиГ-29, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160).

Массовые поставки новых образцов боевой техники в части ВВС ожидаются не ранее периода 2008-2010 гг.

Подрядчики на выполнение работ по модернизации основных боевых самолетов ВВС РФ

Тип самолета

Подрядчик

Ту-160

Казанское авиационное производственное объединение им. Горбунова (КАПО)

Ту-95МС, Ту-22М3

Авиаремонтный завод № 360

(г. Рязань)

Су-27

Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КНААПО)

Су-27УБ, Су-30

Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО)

Су-24М

Новосибирское авиационное производственное объединение (НАПО)

Су-25

Авиаремонтный завод ВВС РФ

(г. Кубинка Московской области)

МиГ-31

Авиазавод “Сокол”

(г. Нижний Новгород)

В 2001-2002 гг. начнутся ограниченные поставки в строевые части ВВС нового многофункционального самолета Су-34 (Су-27ИБ). По неофициальной информации, в ближайшее время начнутся испытания новой версии этого самолета с усовершенствованным бортовым радиоэлектронным оборудованием (в 2000 г. были завершены летные испытания, самолет Су-34 принимал участие в учениях на полигоне Ашулук). В 2000 г. также был размещен заказ на 2 штурмовика Су-25Т, строительство которых ведется на Улан-Удэнском авиационном заводе (средства были выделены за счет госзаказа на 1999 г).

Руководство авиазавода “Сокол” (г. Нижний Новгород) заявило, что в 2001 г. предприятие построит 4 самолета Як-130 в учебном и боевом варианте.

По официальным сообщениям, в 2000 г. разработан график поставок в войска новых военно-транспортных самолетов Ан-70, однако после катастрофы 26 января 2001 г. самолета этого типа под Иркутском в руководстве ВВС обострились разногласия по приоритетным программам ВТА. Некоторые руководители ВВС настаивают на закупках самолета Ил-76МФ (в настоящее время на стапелях Ташкентского авиационного производственного объединения находятся 8 фюзеляжей, 4 самолета собрано, начались их летные испытания) и легкого самолета С-80 АВПК “Сухой”. К тому же, в 2000 г. на Ил-76МФ с двигателями ПС-90 получено заключение о завершении сертификационных испытаний. Планируется закупка до 120 машин этого типа.

В 2000 г. началась модернизация самолетов фронтовой, истребительной и бомбардировочной авиации. В 2000 г. на авиаремонтном заводе в Кубинке прошли модернизацию 4 штурмовика Су-25. Также проводились работы по улучшению характеристик бортового радиоэлектронного оборудования фронтовых бомбардировщиков Су-24М.

Особое внимание руководство ВВС уделяет модернизации стратегических бомбардировщиков Ту-95МС (работы ведутся на авиаремонтном заводе № 360, г. Рязань), Ту-160 и дальних бомбардировщиков Ту-22М3.

Также осуществляются программы разработки ракетного оружия ДА ВВС. Главная задача этих работ - придать самолетам ДА способность эффективно действовать не только в ядерных, но и в обычных конфликтах с применением высокоточного оружия с обычной БЧ.

В приоритетном порядке ведутся работы по новой стратегической ракете Х-101 и ее неядерным вариантом Х-102 (разработчик - НПО “Радуга”). Первые испытательные пуски новых ракет проводились в 1999 - начале 2000 г. Также продолжаются испытания неядерной высокоточной КРВБ Х-65С(Е), созданной на базе основной КР ВВС Х-55СМ.

Модернизированные Ту-95МС смогут нести 8 ракет Х-101(102) на барабанных ПУ в расширенных внутрифюзеляжных отсеках, модернизированные Ту-160 - 24 ракеты в двух отсеках вооружения.

Ведется разработка КР средней дальности Х-СД, в которой предполагается использовать ряд узлов и систему наведения КР Х-101.

На 360-м авиаремонтном заводе начата модернизация самолетов Ту-22М3 в вариант Ту-22М5. Новая машина сможет нести 4 КР Х-101(102) и ракеты, созданные в результате глубокой модернизации КР Х-22М (в ядерном варианте - Х-22) с усовершенствованным двигателем и ГСН.

Специалистами ВВС завершена проработка мероприятий по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31. Планируется доработать находящиеся в строю машины этого типа до версии МиГ-31М(ДС) и придать ему возможность работать в качестве КП для наземных ЗРК ПВО.

В 2000 г. принято окончательное решение о варианте модернизации основных тяжелых истребителей завоевания превосходства в воздухе ВВС РФ Су-27, Су-27УБ и Су-30. Эта программа считается одной из наиболее приоритетной для российских ВВС.

Базовым принят вариант Су-30КН (“борт 302”), созданный на Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО). Прежде всего по этому варианту будут модернизироваться двухместные самолеты Су-27УБ (вариант Су-27УБМ) и Су-30 (вариант Су-30М).

Самолет оснащен расширенным приборным оборудованием кабины с многофункциональным дисплеем и новым прицельным комплексом, созданными на базе технических решений и оборудования по программе модернизации истребителей семейства МиГ-29 (вариант МиГ-29СМТ). Разработчик оборудования - АО “Русская авионика”. В 1999-2000 гг. машина прошла успешные испытания а Ахтубинске и в сентябре демонстрировалась на авиасалоне в Геленджике.

“Русская авионика” при участии специалистов ИАПО внесла изменения и дополнения в математическое обеспечение, разработанное для МиГ-29СМТ. Были введены новые элементы БРЭО, в том числе процессор “Багет-55” (разработчик - Кб “Корунд”). Также была доработана система управления вооружением СУВ-27, что обеспечило эффективное применение вооружения класса “воздух-поверхность”.

В новом комплексе с существующим БРЭО по принципу “обводного канала” работает бортовая ЭВМ “МВК”, созданная “Русской авионикой” на базе процессора Intel 80486. Её характерные черты - избыточность, открытая архитектура, обмен данными по мультиплексной шине MIL-1553В.

Доработка системы СУВ-27 и установка машины “МВК” позволили дополнить возможности работы штатной антенны РЛС Н001 режимами картографирования местности, использованием синтезированной апертуры и селекции движущихся целей, в том числе типа “танк” на дальности до 100 км с разрешающей способностью 20 м. Самолет “борт 302” получил возможность уничтожать наземные и надводные цели управляемыми ракетами в любое время суток. Самолет оснащен системой передачи информации АИСТ, способную транслировать радиолокационное, тепловизионное и телевизионное изображение цели и ее координаты на ударные самолеты и вертолеты.

Применение ракет потребовало незначительных изменений информационно-управляющего поля кабины - вместо штатного монохромного индикатора справа вверху приборной панели был установлен многофункциональный индикатор МФИ-55 с цветной жидкокристаллической матрицей. Индикатор работает в графическом и телевизионном режимах.

МФИ-55 представляет собой квадратный экран со стороной 13 см, с графическим процессором. По периметру экрана установлено 20 кнопок. С их помощью ведется управление режимами работы РЛС и вооружения. В кабинах летчика и оператора установлено по одному МФИ-55.

В ходе дальнейшей модернизации возможно ведение многоканального обстрела нескольких воздушных целей, при этом существующая антенна РЛПК-27 заменяется на антенну с фазированной решеткой. Кабина оснащается по типу МиГ-29СМТ, где установлено два МФИ у пилота и три - у оператора.

Унификация МиГ-29СМТ и Су-30КН позволяет проводить модернизацию в рамках единой программы. Такой подход поддерживает НИИ ВВС, руководство МО РФ.

По мнению специалистов Главкомата ВВС, новые функциональные возможности и унификация оборудования и вооружения позволит ВВС РФ при минимальных финансовых затратах иметь в составе группировок фронтовой истребительной авиации сочетание тяжелых Су и легких высокоманевренных МиГов.

Рассматривается вопрос об оснащении самолетов семейства Су-27 адоптированным к воздушному базированию оперативно-тактическими ракетами комплекса Сухопутных войск (вероятно имеется в виду ОТР “Искандер”. - П.Г.), однако окончательного решения по этому вопросу пока не принято.

По заявлению руководства Главкомата ВВС в настоящее время ведутся работы по созданию единой универсальной (многорежимной) ракеты для авиации ВВС. Вероятно, ее основой станет ракета класса “земля-воздух” 9М96, вариант “воздух-воздух” которой (КС-172) уже готов к летным испытаниям. Продолжаются опытно-конструкторские работы по варианту “воздух-поверхность”.

В 2000 г. продолжались испытания перспективного комплекса ПВО С-400 “Триумф”, однако с использованием ракет комплекса С-300ПМУ1 (5В55 и 48Н6) и комплекса С-300ПМУ2 “Фаворит” (48Н6Е2)

Испытания комплекса С-400 с ракетами нового поколения 9М96Е и 9М96Е2 и штатной ракетой 40Н6 начнутся в 2001 г. К середине 2001 г. планируется завершить комплекс испытаний и к концу года поставить на боевое дежурство первый дивизион комплекса С-400.

Неизбежное старение самолетного парка при ограниченном бюджетном финансировании производства новых образцов авиатехники заставляет руководство ВВС сосредоточиться на развитии НИОКР по многофункциональным самолетам 5-го поколения.

Проходящие в настоящее время испытания самолеты 1.44 (РСК “МиГ”) и С-37 “Беркут” (АВПК “Сухой”) пока не отвечают требованиям тактико-технического задания ВВС и являются экспериментальными прототипами. В ОАО “Люлька-Сатурн” продолжаются работы по доводке перспективного многорежимного ТРД с форсажной камерой и отклоняемым вектором тяги АЛ-41Ф, предназначенного для самолетов 5-го поколения.

В 2000 г. закончена выработки концепции перспективного авиационного комплекса, с которой были ознакомлены представители промышленности. Заканчивается разработка тактико-технического задания. Для сосредоточения сил и ресурсов для работы по программам МФИ (“Многофункциональный истребитель”) и ЛФИ (“Легкий фронтовой истребитель”) намечается объединение в единый холдинг крупнейших российских разработчиков и производителей авиатехники - АВПК “Сухой”, РСК “МиГ” и ОКБ им. Яковлева.