(by TRANSLATE.RU)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ (БИОГРАФИИ)

Оглавление справочника
Поиск по справочнику

СТЕПАШИН Сергей Вадимович

Министр юстиции Российской Федерации

Родился 2 марта 1952 г. в г.Порт-Артуре (Китай), русский. Отец - морской офицер, мать - врач-психиатр.

В 1973 г. - окончил Высшее Политическое училище (ВПУ) МВД СССР в Ленинграде; в 1981 г. - Военно-политическую академию (ВПА) им.В.И.Ленина; В 1983-86 гг. учился в аспирантуре ВПА им.В.И.Ленина. (диссертация по теме "Партийное руководство противопожарными формированиями Ленинграда в годы Великой Отечественной войны", 1986 г.).

Был членом КПСС до 19 августа 1991 г.

После окончания училища служил в спецвойсках МВД СССР.

В 1980-92 г.г. преподавал в ВПУ МВД Ленинграда (ныне - Санкт-Петербурга). Принимал участие в действиях войск МВД в г.Фергане в 1989 г., где, по собственному выражению, "участвовал в обеспечении порядка".

Входил в авторский коллектив изданного в 1989 г. Политуправлением ГУВД Леноблгорисполкомов под грифом "Для служебного пользования" практического пособия "Формы и методы работы органов внутренних дел с самодеятельными организациями".

В ноябре 1989 г. на митинге коммунистов Ленинграда высказался против разжигания межнациональных конфликтов. Накануне демократических митингов 25 февраля 1989 г. выступил по Ленинградскому телевидению и призвал не принимать в них участия.

В декабре 1989 г. коллективом училища был выдвинут кандидатом в народные депутаты РСФСР. В избирательной борьбе опирался на поддержку коллектива училища и противостоял начальнику Управления КГБ Ленинградской области А.Куркову, которого поддерживали партийно-государственные органы.

В марте 1990 г. был избран народным депутатом РСФСР по 112 Красносельскому территориальному избирательному округу Ленинграда. На I съезде в июне 1990 г. был избран в Верховный Совет РСФСР и возглавил подкомитет Комитета Верховного Совета по делам инвалидов, ветеранов войны и труда, социальной защите военнослужащих и членов их семей.

С февраля 1991 г. до сентября 1993 г. был председателем Комитета Верховного Совета РСФСР (затем - Российской Федерации) по обороне и безопасности.

На II съезде народных депутатов в декабре 1990 г. вместе с Дмитрием Волкогоновым и Сергеем Шахраем стал одним из организаторов фракции "Левый центр" (с декабря 1992 г. - "Левый центр - Сотрудничество"), которая на тот момент объединила около 1/8 всего депутатского состава. Был сопредседателем и координатором фракции.

Во время попытки государственного переворота в августе 1991 г. работал в "Белом Доме", принимая участие в сопротивлении перевороту. Позже рассказывал, что в это время у него была растянута связка, и он вышел к "Белому Дому" на костылях. Сразу после провала попытки переворота возглавил Государственную комиссию по расследованию

деятельности КГБ, созданную по приказу Михаила Горбачева ("комиссия Степашина"). Итогом работы этой комиссии стал отчет в нескольких томах, который для широкой общественности остается тайной. Степашин заявил все же, что руководству КГБ принадлежит одна из ключевых ролей в подготовке и проведении августовских событий. Он сказал также, что подготовка велась, по крайней мере, с осени 1990 г. Комиссия воздержалась от публикации материалов, как говорил Степашин, по просьбе Генерального прокурора Валентина Степанкова.

12 декабря 1991 г. голосовал в Верховном Совете, как и вся фракция "Левый центр", за ратификацию Беловежских соглашений и за денонсацию Россией Союзного договора 1922 г. В декабре 1991 г. был назначен начальником управления Министерства безопасности и внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (в начале января 1992 г. МБВД переименовано в Агентство федеральной безопасности, 24 января 1992 г. - в Министерство безопасности России). Одновременно являлся заместителем тогдашнего министра безопасности Виктора Баранникова. В период работы Степашина в ленинградских органах безопасности было раскрыто несколько дел, связанных с крупными экономическими преступлениями.

В январе 1992 г. Степашин выразил сомнение в эффективности проводившегося Вадимом Бакатиным сокращения штата КГБ, поскольку средний возраст начальников отделов по-прежнему остался 57-58 лет. В апреле 1992 г. подал в отставку с поста председателя комитета Верховного Совета, оставшись заместителем министра безопасности. Принимал активное участие в создании российских органов безопасности и переводе территориальных структур КГБ из союзного в российское подчинение.

Верховный Совет отставку Степашина не принял и обратился к Президенту Ельцину с просьбой оставить его на парламентской работе. В сентябре 1992 г. Степашин, уйдя из Министерства безопасности, вернулся на постоянную работу в Верховный Совет. Тогда же он был назначен руководителем группы депутатов Верховного Совета России, которая побывала в Северо-Западной группе войск, дислоцированной в Прибалтике. В вопросе об экономических последствиях вывода российских войск из Латвии и других регионов так называемого "ближнего зарубежья" высказался за строгий учет российских имущественных и политических интересов.

Законотворческая деятельность возглавляемого Степашиным Комитета представляла собою заполнение правового вакуума в сфере безопасности ведомственным нормотворчеством. По мнению некоторых экспертов, подготовленные Комитетом и принятые парламентом России законы "О безопасности" и "О федеральных органах государственной безопасности" не обеспечивают реализации прав человека и могут применяться как орудие подавления демократии.

В феврале 1992 г. по поводу многочисленных нарушений прав человека, совершенных советскими органами безопасности за всю их историю, Степашин заявил, что нельзя выплескивать всю грязь, в которой мы жили семьдесят лет, ее необходимо дозировать, потому что неизвестно "на чью мельницу она польется". В июне 1992 г. говорил о недопустимости втягивания спецслужб России в политические игры. Тогда же поставил свою подпись под обращением 72 депутатов к Президенту Ельцину о пресечении массовых провокационных акций у телестудии "Останкино", организованных лидером "Трудовой России" Виктором Анпиловым (так называемой "Осады империи лжи").

В декабре 1992 г. на VII cъезде народных депутатов представил проект постановления о положении в Вооруженных Силах и о военной политике правительства России. В своем выступлении заявил, что Вооруженные Силы существуют по своим законам, и принцип единоначалия в них должен быть нерушим.

Весной 1993 г. был одним из 8 членов Верховного Совета, заявивших о своем осуждении Руслана Хасбулатова за неучет им итогов референдума, свидетельствовавших о поддержке избирателями Президента Ельцина. После роспуска парламента Президентом Ельциным прибыл на сессию Верховного Совета. 22 сентября подал в отставку с поста председателя парламентского Комитета, и отставка была принята. 24 сентября Указом Ельцина назначен первым заместителем министра безопасности. В связи с этим назначением, 27 сентября решением Съезда народных депутатов лишен депутатских полномочий.

В ноябре 1993 г. выдвигался в Санкт-Петербурге кандидатом в депутаты Государственной Думы по Западному округу N 206, но снял свою кандидатуру. После ликвидации МГБ и создания в декабре 1993 г. Федеральной службы контрразведки (ФСК) остался заместителем Николая Голушко. Через три месяца, 3 марта 1994 г., занял его место, после того как Голушко отказался воспрепятствовать выходу из Лефортово амнистированных лидеров октябрьского мятежа.

30 ноября 1994 г. указом президента РФ включен в Группу руководства действиями по разоружению бандформирований в Чечне. В декабре 1994 - январе 1995 г.г. из штаба в Моздоке непосредственно руководил деятельностью контрразведки в Чечне.

30 июня 1995 г. уволен в связи с событиями в Буденовске (захват заложников чеченскими боевиками Шамиля Басаева).

В ноябре 1995 г. назначен в аппарат Правительства руководителем административного департамента, курировал силовые структуры.

С 1996 г. - ответственный секретарь Госкомиссии по урегулированию кризиса в Чечне.

25 июля 1996 г. Указом Президента РФ назначен членом Совета обороны РФ.

С 21 января 1997 г. - Член рабочей группы по устранению разногласий, возникших в ходе разработки основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ.

22 февраля 1997 г. вошел в состав Федеральной комиссии при Правительстве РФ по обеспечению контроля за управлением и приватизацией объектов, предприятий и организаций оборонного комплекса С марта 1997 г. - член федеральной комиссии по проблемам Чечни.

2 июля 1997 г. Указом Президента РФ был назначен министром юстиции РФ.

21 июля 1997 года был назначен членом Совета Безопасности РФ.

Указом Президента РФ от 16 июля 1997 г. был введен в состав Государственной комиссии по защите прав инвестров на финансовом и фондовом рынках России.

1 августа 1997 г. вошел в состав Научного Совета СБ РФ.

По утверждению Юрия Болдырева, Сергей Степашин и руководитель Контрольного управления Администрации Президента Алексей Ильюшенко (ставший руководителем КУ после Болдырева) закрыли в 1993-94 г.г. дело о коррупции в Западной группе войск в Германии.

Свои взгляды С.Степашин оценивает как умеренно-либеральные.

В одном из интервью в декабре 1992 г. заявил, что вхождение России в НАТО не будет для специалистов неожиданностью. Уже сейчас идет обмен военными делегациями и совместное обучение офицеров. Считает, что Россия должна оказать помощь в формировании национальных армий в Средней Азии, Казахстане и других бывших советских республиках, ибо, в противном случае, они будут ориентироваться на другие соседние страны и, в конце концов, займут антироссийскую позицию.

В вопросе о г.Севастополе, как военно-морской базе России, выступал за его долгосрочную бесплатную аренду (при финансировании Россией и Черноморского флота, и самого Севастополя).

Полагал, что исторические и геополитические связи между Россией и Украиной приведут к тому, что "в недалекой перспективе Россия и Украина все равно будут вместе".

Будущую российскую армию видит как стратегическую силу ядерного сдерживания, в основе которой лежит высокоточная электронная и техническая система в сочетании с мобильными сухопутными войсками. Численность будущей армии, по мнению Степашина, будет составлять 1 % от всего населения.

Опыт, накопленный специалистами с Лубянки, считает очень ценным. Предложения по роспуску КГБ и созданию новых органов безопасности назвал "безответственными", поскольку, по его мнению, каждому демократическому государству необходимы надежные органы безопасности, работающие в цивилизованном режиме. Является сторонником интеллектуализации КГБ. Считает, что даже в годы так называемого "застоя" КГБ в СССР не было окончательно коррумпировано, так как существовал достаточно строгий отбор сотрудников.

Доцент, генерал-лейтенант. Кандидат исторических наук.

Владеет английским языком.

Увлечения - книги, занятие спортом, театр (хорошо знаком с известным актером Олегом Басилашвили).

Женат. Жена - банковский работник, сыну Владимиру 21 год (конец 1994 г.).

Previous Page Page Top TOC Next
Page


"Панорама"


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network