В пятницу, 18 ноября, Государственная дума приняла в третьем чтении бюджет РФ на 2006 год. Поскольку в четвертом чтении в бюджет обычно уже никаких поправок не вносят, а просто за него голосуют, то можно считать работу над бюджетом завершившейся. Во всяком случае, так считает министр финансов Алексей Кудрин, который сказал журналистам, что четвертое чтение - это формальность.
Доходы федерального бюджета-2006 запланированы в объеме 5,046 трлн руб. (примерно 180 млрд. долларов), расходы - 4,27 трлн. Профицит - 776 млрд руб. Для сравнения, в 2005 году (с учетом поправок, внесенных в июле) доходы бюджета составили 4,98 трлн.руб., расходы - 3,54 трлн. руб. (профицит - 1,44 трлн.руб.); в 2004 году - 3,429 и 2,699 трлн. руб. (профицит - 730 млрд.руб.).
ВВП к концу года составит 24,38 трлн рублей. Таким образом, доходы бюджета составляют 20,7% ВВП (в 2004 - 20,5%, в 2005 - 23,7%).
Стабилизационный фонд, в котором хранятся деньги на черный день, вырастет до 2,24 трлн рублей. Инфляция, по прогнозам Минфина, составит 7-8,5%, во что никто не верит. Курс рубля по отношению к доллару - 28,6 рубля за доллар, цены на нефть марки Urals - 40 долларов за баррель.
Верхний предел внешнего государственного долга России на начало 2007 года устанавливается в размере 79,2 млрд долларов, а внутреннего - в сумме 1,15 трлн. рублей.
Основные расходные статьи бюджета-2006 - военные и бюрократические. На национальную оборону в 2006 году будет выделено 667,26 млрд. руб (в 2005 году - 531,14). На что именно пойдут эти деньги - неизвестно, потому что практика раскрытия военных расходов, в той или иной степени существовавшая при Ельцине, увяла на корню. На содержание вооруженных людей, которые не называются армией, и другие, связанные с этим расходы, в бюджете предусмотрено 541,36 млрд руб (в 2005 году - 398,9). На общегосударственные вопросы, к которым относится содержание президента, правительства, прочих органов госвласти, обслуживание долга, международные отношения, фундаментальные исследования и т.п. будет потрачено 646,87 млрд. руб.
Другие заметные статьи расходов: социальная политика - 201,56 млрд. руб., образование - 201,4 млрд. руб., ЖКХ - 38,63 млрд. руб., культура, кинематография и СМИ - 50,45 млрд. руб., здравоохранение и спорт - 150 млрд. руб.
В ходе обсуждения бюджета активно муссировались две темы: создание инвестиционного фонда (он же - "бюджет развития", старая коммунистическая идея, предполагающая бесконтрольную трату денег налогоплательщиков на "инвестиционные" проекты друзей и знакомых высокопоставленных бюрократических кроликов) и "приоритетные национальные" проекты, более известные под более точным именем "президентских". За инвестиционный фонд яро ратовали представители "Единой России". Правительству удалось отделаться относительно малой кровью: инвестиционный фонд составляет 69,7 млрд. руб. Осваивать их будут, по заявлению вице-спикера Думы Вячеслава Володина, труженики сферы коммуникаций и наукоемких технологий.
Президентские программы внесли некоторую сумятицу в плавное течение бюджетного процесса. Напомним, что 5 сентября, т.е. уже после внесения бюджета в Думу, президент Путин на встрече с руководством Думы, членами правительства и губернаторами из президиума Госсовета обнародовал свои приоритеты в области социальной политики, предложил несколько программ (развитие ипотеки и т.п.) и объявил о создании своего рода "параллельного правительства" - Совета при президенте по реализации приоритетных национальных проектов. Забавная деталь: за несколько дней до выступления Путина заключенный Михаил Ходорковский в очередном открытом письме на волю предупредил, что Владимир Путин объявит об увеличении расходов на социальную политику. Бывший владелец "Юкоса" оказался прав. Наиболее конкретно президент сформулировал требования в части финансирования здравоохранения: "В начале 2006 года заработная плата участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики должна в среднем вырасти на 10 тысяч рублей в месяц, а медсестер - как минимум на 5 тысяч рублей. При этом ее конкретный размер должен прямо зависеть от объема и качества оказываемой медицинской помощи. Хочу подчеркнуть: не до 10 и до 5 тысяч, а на 10 и на 5 тысяч - то есть плюсом к тому, что есть. Надо обеспечить подготовку более десятка тысяч участковых врачей и врачей общей практики. Следует серьезно обновить и автопарк "скорой помощи", включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи". Неосторожная формулировка президента расколола медицинское сообщество: Путин обделил врачей-специалистов, которые работают бок о бок с участковыми, но, как правило, имеют более высокую квалификацию.
Выполняя наказ президента, в начале октября правительство внесло в Думу поправки к бюджету, обеспечивающие реализацию национальных проектов. Общая сумма расходов на четыре национальных проекта была запланирована в размере 116 млрд. руб, в том числе на проект "Доступное жилье" - 21,9 млрд. руб., на образование - 22 миллиарда, на здравоохранение - 57,9 млрд. руб. и 14,2 миллиарда - на развитие агропромышленного комплекса. Впоследствии эта сумма возросла до 134,5 млрд рублей. Дополнительные деньги получили все проекты, кроме жилищного: на здоровье добавили 4,7 млрд.руб., на село - 5 мрд., на образование - 8,8 млрд. В итоге по сравнению с 2005 годом расходы на здравоохранение увеличиваются на 60%, на образование - примерно на 30%. Кроме того, предусмотрено повышение номинальной зарплаты бюджетников в общей сложности на 28%. Это деяние приписывает себе "Единая Россия". Вообще, довольно смешно наблюдать, как представители правительства и думского большинства соревнуются, кто скорее выполнит президентские поручения.
Таким образом, президент стал главным героем бюджетной кампании. Он, как благодетельное божество, вмешался в её течение и увеличил пайку бюджетников. Нужды нет, что федеральные расходы "на социалку" всё равно несопоставимы с расходами "на войну", главное - как подать. О том, что сама по себе социальная политика государства, направленная на увеличение числа людей, чьи доходы не зависят от востребованности результата их труда, не является, мягко говоря, оптимальной, даже как-то неудобно писать.
Цена президентских программ известна. Для того, чтобы поощрить участковых и т.п., цена отсечения для формирования Стабилизационного фонда была повышена с 20 до 27 долларов за баррель нефти (в фонд зачисляется экспортная пошлина от нефти). Заметим, что до появления президентских приоритетов обсуждалось, наоборот, снижение цены отсечения до 18 долларов за баррель. Центробанк откликнулся на президентскую щедрость предложением зачислять в Стабфонд экспортные пошлины на нефтепродукты и газ, а Минфин поклялся, что 27 долларов - это предел. Интересно, как отреагируют финансовые власти страны, если президент объявит еще дюжину национальных программ?