В 2003 году с политической сцены России безвременно ушли несколько постоянных персонажей наших публикаций, видных политиков эпохи перестройки и постперестройки. В этом номере мы публикуем их биографии авторства Владимира Прибыловского с участием коллектива, работающего над текстами нашей базы данных "Лабиринт".
ВАСИЛЬЕВ Дмитрий Дмитриевич
Председатель Центрального совета и главный воевода
Национально-Патриотического фронта "Память"
Родился 30 мая 1945 года в г. Кирове (Вятке), где его мать находилась в эвакуации. Носит фамилию мужа своей матери - офицера, погибшего на фронте в начале войны, которого называет своим отчимом. О своем подлинном происхождении сам Васильев обычно загадочно говорит, что оно очень высокое и открывать его еще рано, поскольку "мать берегла меня не для того, чтобы я погиб". Мать происходит из казачьей станицы Романовской на Дону. Противники Васильева из стана национал-патриотов предполагают, что Дмитрий Дмитриевич, видимо, собирался объявить себя отпрыском Дома Романовых, например, сыном чудесно спасшегося царевича Алексея.
Воспитанию, по его собственным словам, Васильев обязан писателю Николаю Анциферову из дворянского рода Курбатовых, автору книги "Петербург Достоевского", многолетнему узнику коммунистических лагерей, который знал историю его происхождения и дал ему "прекрасное образование".
В 1963 году окончил театральную студию. В 1963-1966 годах служил в армии на территории Венгрии, полтора года из трех лет службы был художником (рисовал плакаты) и актером армейского театра.
После армии работал во МХАТе, ушел, как утверждает, не сработавшись с новым главным режиссером театра Олегом Ефремовым. Снимался в эпизодических ролях в кино. В художественном фильме режиссера Герасимова "Лев Толстой" (1964 год) сыграл Петра Аркадьевича Столыпина. Работал фотографом, выполнял заказы внешнеторговых организаций на цветную рекламу продукции (например, существует рекламный буклет подмосковной птицефабрики работы Васильева).
Членом КПСС не был.
В 1970-е годы сблизился с кругом художника Ильи Глазунова, у которого работал отчасти секретарем, отчасти адьютантом. В начале 80-х годов рассорился с Глазуновым. Утверждает, что многие знаменитые портреты работы Глазунова - это фотографии его, Васильева, работы, переведенные в увеличенном виде на холст и раскрашенные.
С 1984 года стал участвововать в деятельности любительского историко-литературного Патриотического объединения (ПО) "Память". Широкая известность "Памяти" и Васильева началась с вечера "Москва... как много в этом звуке" во Дворце культуры имени Горбунова 4 октября 1985 года. Выступавшие на этом вечере рассказали о том, как разрушалась архитектура Москвы в 20-70-е годы. В качестве виновников были названы "сионисты" - от Лазаря Кагановича до современных московских архитекторов с неславянскими фамилиями. Одним из наиболее резких и самым эмоциональным было выступление Васильева. Назвавший Васильева "фашистом" поэт Андрей Чернов был насильно выведен сторонниками "Памяти" из зала. Вскоре после этого выступления Васильев становится фактическим лидером "Памяти". Друг Васильева Ким Андреев был избран председателем Совета ПО "Память", а сам Васильев занял (с конца 1985 года) пост секретаря Совета. "Память" превратилась в политическую организацию.
В 1986-1987 годах "Память" провела еще несколько подобных вечеров, о которых ничего не сообщалось в советской прессе, но о которых ходили смутные и иногда самые фантастические слухи среди московских евреев. Магнитофонные записи выступлений Васильева на вечерах "Памяти" распространялись среди ее единомышленников по всей стране. В этот период Васильев пользовался негласной поддержкой части московского партийного руководства. В одном из своих выступлений в октябре 1986 года он говорил: "Мы не должны заниматься мыслями, вредными для нашего государства, для нашего политического устройства. Мы не должны быть антипатриотами, мы не должны влезать в это диссидентское вонючее логово..." Подобные высказывания у него встречались часто, и они не могли не импонировать антилиберально настроенным партаппаратчикам.
6 мая 1987 года Васильев организовал демонстрацию "Памяти" на Манежной площади с требованием остановить строительство "Мемориала Победы", в ходе которого разрушался (и был в конечном счете уничтожен) исторический облик Поклонной горы. Демонстранты потребовали встречи с первым секретарем МГК КПСС Борисом Ельциным и добились приезда Ельцина в здание Моссовета, где изложили ему свои требования. После этой демонстрации "Память" потеряла благоволение и содействие, которое ей оказывали некоторые районные комитеты КПСС, несколько членов "Памяти", в том числе председатель Совета Ким Андреев, были исключены из партии. На некоторое время "Память" потеряла возможность устраивать свои официальные вечера в московских Дворцах культуры, и ее деятельность свелась к публикации самиздатским способом многочисленных "Воззваний" и "Обращений" к русскому народу. Тон этих листовок становился все более резким и в них все меньше становилось советской риторики - ссылок на М.С.Горбачева и "исторические решения".
Осенью 1987 года скандальную известность получило выступление Васильева на ленинградской конференции "Сибирь: ее сегодня и завтра в современной русской литературе" 9 октября 1987 года. Скандальность выступления была не столько в содержании, сколько в том, что на трибуну Васильев вышел с накладной бородой и в парике, взойдя на трибуну, снял парик и объявил, что он - "тот самый Васильев, который из "Памяти".
28 мая 1988 года Васильеву было объявлено "официальное предостережение" от КГБ СССР "в связи с его антиобщественными действиями, могущими вызвать национальную рознь".
31 мая 1988 года на собрании ПО "Память" в Донском монастыре было провозглашено создание Национально-Патриотического фронта (НПФ "Память". Председателем Центрального Совета (ЦС) НПФ "Память" был избран Васильев. Этот пост Васильев занимал до конца своей жизни, присоединив к нему (в 1992 году) звание "главного воеводы" фронта.
В 1988-89 гг. Д.Васильев находился под негласным наблюдением КГБ, проходил в донесениях сотрудников под кличкой "Вандал". К 1989 году относится сохранившееся в архивах ЦК КПСС упоминание о нем в отчете КГБ: "Осуществлено мероприятие по дальнейшему углублению раскола Национально-патриотического фронта "Память" и компрометации Васильева ("Вандал")."
В течение 1987-1992 годов от "Памяти" Васильева отделился целый ряд национал-патриотических групп, недовольных его всевластием в организации: "Память" Игоря Сычева, "Память" Николая Филимонова, "Память" Константина Смирнова-Осташвили, Русский Национально-Патриотический центр (РНПЦ) Виктора Антонова - Николая Лысенко, Русское Национальное Единство (РНЕ) Александра Баркашова, "Черная сотня" Александра Штильмарка, и другие. Васильеву всякий раз без труда удается восстанавливать численность организации (200-300 человек в Москве и, столько же, видимо, в других городах). Однако почти тотальный отказ Васильева от союзов с другими национал-патриотическими организациями, неучастие в избирательных кампаниях, сугубо авторитарный стиль общения - все это отчасти оттеснило НПФ "Память" на периферию общественной жизни, хотя само название "Память" именно благодаря Васильеву стало нарицательным для всего национал-патриотического лагеря.
В феврале 1992 года Васильев с большой группой своих сторонников без приглашения явился на организованный Виктором Аксючицем Конгресс гражданских и патриотических сил, где, после того, как ему не дали слова вне общей очереди, устроил с помощью мегафона двухчасовой скандал в зале, обвинил члена Оргкомитета Конгресса Николая Лысенко в работе на КГБ, В.Аксючица и его соратников из РХДД назвал "перекрашенными сионистами" и в конечном счете добился, чтобы ему дали выступить с трибуны.
В сентябре 1992 года Васильев организовал съезд российских монархистов, на котором, однако, почти не присутствовали представители монархических организаций легитимистского направления (то есть сторонники кирилловской ветви Дома Романовых), за исключением Московского монархического центра (ММЦ) Николая Лукьянова.
13 октября 1992 года по поручению Васильева группа боевиков НПФ "Память" во главе с членом Центрального Совета Николаем Детковым проникла в помещение редакции газеты "Московский комсомолец" и в течение 40 минут "препятствовала нормальной работе журналистов" (как было записано впоследствии в обвинительном заключении). Целью этого визита Васильев назвал предъявление газете требований прекратить печатать "аморальные и русофобские" материалы. Настоящей целью, видимо, было намерение вновь привлечь внимание к своей организации, о которой стали несколько забывать. В ноябре 1992 года Н.Детков был арестован за руководство этим налетом, самого Васильева вызывали в прокуратуру в качестве свидетеля.
В апреле 1993 года, накануне референдума о доверии Президенту и правительству и о перевыборах Президента и депутатского корпуса, Васильев выступил в поддержку президента Ельцина и против председателя Верховного Совета Хасбулатова, мотивировав эту позицию тем, что он является принципиальным сторонником авторитарного режима и противником парламентаризма. В июле 1993 года очередная группа его бывших сторонников (во главе с Н.Детковым) анонимно объявила - через газету "День" - об исключении Васильева из НПФ "Память". Сам Васильев факт исключения опроверг, заявив, что это "гэбэшная работа в духе Стерлигова".
В сентябре 1993 года выступил с заявлением, одобряющим роспуск парламента Президентом Ельциным.
В 1995 неудачно баллотировался в Государственную Думу, выборы проиграл Сергею Ковалеву, получив 3,49% голосов (5-е место).
В 1996 году высказывался за переизбрание президентом России Бориса Ельцина.
В июле 1999 года заявил о выдвижении своей кандидатуры на пост мэра Москвы. Выборы 19 декабря 1999 проиграл, получив 1,04% голосов.
С конца 1989 года Васильев начал выпускать ксероксную самиздатскую газету "Память". В 1991 году газета была зарегистрирована и выходит типографским способом. С конца 1991 года в эфир нерегулярно выходила радиостанция "Отчество, Память и ты", руководимая Васильевым.
В 1989 году Васильев получил в Ярославской области землю под сельскохозяйственный кооператив "Теремок", в котором работают члены НПФ "Память". Соперники Васильева из числа патриотов, естественно, именуют этот кооператив "киббуц". Постоянное бегство молодых бойцов "Памяти" в другие национал-патриотические организации отчасти объясняется их неприспособленностью к крестьянскому труду.
Своим политическим идеалом Васильев называл Петра Столыпина.
Утверждал, что был верующим православным христианином с детства и исповедует монархические взгляды с середины 60-х годов, однако еще в 1986 году публично называл себя "беспартийным большевиком" и скрывал свою религиозность. От национал-большевизма к православно- монархической идеологии васильевская "Память" эволюционировала в 1987- 1988 годах. В 1991 году признал юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), но в июле 1993 года официальные представители РПЦЗ в России отмежевались от Васильева.
По религиозным соображениям считает необходимым поддерживать в Нагорно-Карабахском конфликте армянскую сторону.
С 1991 года открыто называет себя фашистом, оговариваясь, что к немецкому национал-социализму Гитлера фашизм отношения не имеет. К Муссолини относится положительно. Считает, что русский эквивалент слова "фашизм" - это "соборность".
Основную причину всех мировых бед видит в сионизме (под которым понимает стремление иудеев захватить власть над миром) и масонстве. Масонами называет своих противников-неевреев. Утверждает, что сионисты убили его мать и жену: у матери "спровоцировали инсульт", а жену "ударили по голове" (жена погибла в 1982 году при невыясненных обстоятельствах).
Харизматический лидер и - несмотря на малограмотную речь - талантливый оратор.
Увлекался русской геральдикой. Любил Достоевского, музыку Чайковского и Вагнера.
Вдовец. Усыновил двоих детей своей жены от первого брака - сына и дочь. Сын Сергей входит в Центральный Совет НПФ "Память".