(by TRANSLATE.RU)
ПАНОРАМА
Охотный рядN 48, декабрь 2001

Парламентские будни


Мы продолжаем знакомить читателей "Панорамы" с избранными репортажами нашего парламентского корреспондента Григория Белонучкина, полную версию которых всегда можно найти на его сайте http://www.politika.su/.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ раскрывает карты
76-е заседание верхней палаты 10 октября 2001 впервые в 7-летней истории палаты прошло в режиме тотального поименного голосования. В отличие от Думы, регламент которой предусматривает выставление (когда-нибудь в будущем) результатов всех открытых голосований в Интернет, в Совете Федерации результаты пока доступны только членам палаты. Журналисты и аналитики пока не особенно интересуются поименными распечатками, чего не скажешь о руководителях группы "Федерация", предупредивших тех своих членов, которые намерены игнорировать решения группы о солидарном голосовании, о неизбежных оргвыводах.
Сенат признал полномочия 8 новых назначенцев, число которых достигло 85 (47,75%), так и не превысив половины. 10 из них (11,8% назначенцев, 5,6% всего состава палаты) - переквалифицировавшиеся спикеры и губернаторы - бывшие члены Совета Федерации по должности.
Опять не повезло назначенцу Чувашского парламента - президенту ООО "Ямалстрой" В.Б.Боровику, за делегирование которого ОАО "Газпром" списало Чувашии долги на сумму 390 млн. руб. Совет Федерации, как и на июльском заседании, счел отставку его предшественника Н.И.Иванова с поста спикера незаконной и решил не признавать пока полномочий Боровика, а дождаться решения суда по этому вопросу.
Среди сложивших полномочия - зампред палаты В.Н.Платонов, которого сменил в сенаторском кресле депутат Мосгордумы В.К.Плотников, а в вице-спикерском - пока никто. Уходя, Платонов пожелал палате оставаться Советом Федерации, а не советом "Федерации", имея в виду одноименную депутатскую группу. Среди новых сенаторов - экономист Сергей Васильев, генерал Валерий Манилов, зампред правления РАО "ЕЭС России" Валентин Завадников и замминистра МВД России Валерий Федоров.
Земельный кодекс, несмотря на предложение профильного (аграрного) комитета его отклонить, был принят 103 голосами при 29 против, 9 воздержавшихся и 35 не голосовавших.
Не обошлось без обсуждения национального вопроса. После того, как патриарх отечественной борьбы с сионизмом Н.И.Кондратенко предположил, что всю землю после принятия кодекса скупят евреи, армяне и турки-месхетинцы, московский депутат В.К.Плотников - новичок в палате, впервые услышавший подобные речи, попросил Н.И.Кондратенко извиниться, а председателя Е.С.Строева - сделать ему замечание. В ответ спикер (вероятно, в целях отвести от инородцев обвинение в причастности к сельскому хозяйству) рассказал "самый короткий анекдот: еврей-колхозник".
Заявление "В связи с началом контртеррористической операции на территории Афганистана, выдержанное в духе поддержки "единства действий мирового сообщества против международного терроризма" получило 123 голоса при 1 воздержавшемся.

Прессу поддержат, но не сильно
31 октября и 1 ноября Дума предварительно установила режим налогообложения прессы и книгоиздания на ближайшие годы. 1 января 2001 года истекает срок действия "полторанинского" закона 1995 года, освобождавшего СМИ и книгоиздателей от налога на прибыль (30-35%) и НДС (20%). Льгот по налогу на прибыль, сниженному до 24%, теперь не будет ни у кого, а вот отмену НДС защитникам печати отстоять не удалось. Правительство согласилось с компромиссным вариантом: снизить для прессы НДС до 10% и освободить ее от 5-процентного налога с продаж.
В среду Дума вернула во второе чтение главу Налогового кодекса "Налог с продаж", чтобы добавить в список освобожденных от этого налога СМИ и книгоиздание.
В четверг депутаты рассматривали два законопроекта о льготах по НДС. "Умеренный" проект Николая Булаева (ОВР) устанавливал льготную 10-процентную ставку, а "радикальный" - Бориса Резника (Регионы России) продлял на 2 года (2002-2003) освобождение от НДС, установленное 21-й главой Налогового кодекса. При принятии главы "НДС" летом 2000 года сторонники льгот добились внесения освобождения СМИ от налога непосредственно в текст кодекса, а временных рамок действия этой нормы (до 1 января 2002) - в закон о введении кодекса в действие, полагая, что этот закон впоследствии исправить будет легче, чем сам кодекс. Однако они не учли коварного профессионализма лидеров Бюджетного комитета Думы Александра Жукова и Сергея Штогрина.
В повестке дня "умеренный" проект стоял 39-м, а "радикальный" - 40-м. Утром Дума к радости сторонников льгот поменяла проекты местами (если не пройдет радикальный - можно будет проголосовать за умеренный). Однако перед обсуждением А.Жуков ультимативно заявил, что проекты должны рассматриваться в одной связке как альтернативные, председательствующая Л.Слиска взяла под козырек и весь смысл утренней тактической победы был утрачен (при рассмотрении альтернативных проектов, сколько бы их ни было депутаты голосуют за второй и последующие варианты, не зная результатов голосования по предыдущим). Обсуждение было весьма эмоциональным, вплоть до взаимных обвинений в говорении неправды. Александр Жуков, ссылаясь на мнение главных бухгалтеров изданий, с которыми общался, утверждал, что льгота по НДС выгодна исколючительно рекламодателям. Борис Резник заступался за районные и городские газеты, у которых и рекламодателей-то никаких нет. Адриан Пузановский предложил не давать льготы "таким элитным журналам, как "Мужик"... - к сожалению, на этом месте отключился микрофон, и список журналов, которые депутат считает элитными, так и остался неизвестным.
При рейтинговом голосовании "умеренный" проект, как и предполагалось, набрал на несколько десятков голосов больше, чем "радикальный". Фракции Единство, ЛДПР и ОВР в подавляющем большинстве проголосовали только за "умеренный". Яблоко голосовало преимущественно за "радикальный" проект, СПС - за оба. В КПРФ и АПГ за радикальный проголосовали почти все (77 коммунистов и 38 аграриев), за умеренный - тоже немало (61 и 14). НарДеп и Регионы раскололись (НД примерно пополам, РР - 2:1 в пользу проекта своего одноплеменника Б.Резника). Большинство независимых депутатов поддержали проект Резника (за проект Булаева только трое). Оба проекта получили абсолютное большинство голосов (235 за радикальный и 281 за умеренный). Если бы не "перестраховка" левых фракций, на словах выступавших за "радикальный" проект, законы получили бы примерно равное число голосов. По итогам рейтингового голосования на голосование альтернативное был поставлен проект, получивший больше голосов, т.е. "умеренный". Сторонники сохранения действующих льгот могли бы проявить такую же твердость, как 22 февраля по статье 100-й федерального бюджета и завалить "умеренный" проект, зная, что проекту радикальному обеспечено большинство голосов. Однако, значительная доля левых фракций и некоторая часть правых то ли дрогнули, то ли намеренно уступили Правительству и проголосовали за. 255 голосами (включая 36 коммунистов, 8 аграриев и 6 яблочников, без которых голосов бы не хватило) при 14 против и отсутствии воздержавшихся в первом чтении принят "умеренный" проект, обрекающий книго- и газетопроизводителей на 10-процентную ставку НДС, а читателей - на дополнительные расходы. Судя по голосованиям Г.А.Зюганова по умеренному проекту (оба раза "за"), это не результат тактической беспомощности левого крыла Думы, а сознательное согласие на компромисс с исполнительной властью за счет читателей.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ наконец-то наполовину обновился
На 77-м заседании 14 ноября 2001 сенат признал полномочия 8 назначенцев, из них одного (С.Вавилова) - уже во второй раз (после перевыборов ЗС Еврейской автономной области Вавилов был переназначен на новый срок). Число "новых" членов СФ достигло 92 (51,7%), перевалив, наконец, за половину. 10 из них (10,9% назначенцев, 5,6% всего состава палаты) - переквалифицировавшиеся спикеры и губернаторы - бывшие члены Совета Федерации по должности. Еще как минимум трое (Л.Рокецкий, В.Густов, А.Суворов) были членами СФ по должности прежде и вернулись в Сенат после перерыва в новом качестве, причем двое - от других регионов. Среди новых назначенцев - бывший первый секретарь Красноярского обкома КПСС (1972-1987) Павел Федирко и бывший госсекретарь РФ (1991-1992) Геннадий Бурбулис.
Переход Сената под контроль группы "Федерация", численность которой с переменами в составе палаты колеблется в пределах 101-105 членов, происходит с переменным успехом.
Сенаторы долго не хотели утверждать полномочия Г.Бурбулиса (новоиспеченного члена "Федерации"): первое голосование прошло со счетом 87:14:2, второе - 87:13:6, после долгих уговоров со стороны Е.С.Строева с результатом 101:11:9 госсекретарь проник, наконец, в палату.
При ротации председателей сенатских комитетов "Федерации" удалось отыграться. Новый председатель Комитета по аграрным вопросам В.М.Колесников (бывший калужский спикер, член НПСР) не был утвержден в этой должности палатой. Его предшественник - белгородский губернатор Е.С.Савченко, вполне "правый", хотя и пользующийся благорасположением КПРФ, пока не складывает парламентских полномочий, но из председателей комитетов решил уйти. Выступивший против кандидатуры Колесникова Е.Л.Керпельман ("Федерация") посчитал неправильным, чтобы в составе Совета палаты оказались два представителя одного и того же региона (В.Сударенков, также калужанин, возглавляет Комитет по науке и культуре). Результат голосования составил 73:35:12 и даже после увещеваний Строева ("Проявите мудрость! Тут начал влиять ветер политики") не улучшился - 72:33:14. Зато избранный председателем Комитета по международным делам (вместо сложившего полномочия М.М.Прусака) сопредседатель "Федерации" М.В.Маргелов был утвержден в этой должности без проблем (107:12:6).
Следующим вопросом в повестке стояло утверждение формы доверенности, по которой член Совета Федерации мог бы передать свой голос на заседании собрату от того же региона. Такая норма закреплена в Регламенте палаты с 1996 года, но до сих пор не вступила в силу именно из-за того, что палата так и не собралась утвердить образец документа. Докладывал проект "новый" член СФ Н.П.Тулаев (член СПС). Пятеро сенаторов - В.Коков, А.Назарчук, В.Кадохов, В.Торлопов, Б.Мальцев - высказались категорически против передачи голоса как таковой, особенно упирая на то, что новые сенаторы, работающие на постоянной основе, могли бы и не прогуливать заседания. Сам председатель тоже сказал, что считает невозможным передавать кому бы то ни было голос, оговорившись: для себя лично. Проект получил 53 голоса при 63 против и 8 воздержавшихся и не прошел. Между прочим, на заседаниях сенатских комитетов практика голосования по доверенности давно укоренилась, причем подчас голос передается вообще не членам палаты (например, главный финансист Москвы Ю.Росляк голосует по доверенности за Ю.М.Лужкова).
И все же полуобновленный Совет Федерации оказался не настолько "правым", насколько хотелось бы лидерам "Федерации". Поправки к закону "О ветеранах", распространяющие статус "ветеран труда" на всех, у кого есть 40-летний (для женщин - 35-летний) стаж, несмотря на возражения Правительства, были приняты 100 голосами. В самом конце заседания, когда многие сенаторы уже разбежались и лишь самые стойкие слушали выступление Министра госимущества Р.Газизуллина в "Правительственном часе", в президиум поступили заявления Г.Бурбулиса, М.Маргелова и еще нескольких сенаторов о том, что кто-то проголосовал за закон о ветеранах их карточками, а посему они просят отменить результаты голосования и проголосовать закон еще раз. Несмотря на множество аргументов против этой просьбы (число поданных заявлений меньше 11, а значит положительный исход голосования несомненен; нельзя переголосовывать, когда многие уже ушли; решение о возврате к голосованию надо принимать не меньшим числом голосов, чем принято само оспариваемое решение), Е.С.Строев поставил на голосование вопрос о возврате к голосованию, хотя и пристыдил "молодых реформаторов": "Ребята, кто поднимает этот вопрос, неужели вы не понимаете, что вы против стариков воюете?" С результатом 40:62:1 "реваншизм" не прошел.

"Медведь" и его друзья отстояли третий срок
14 ноября Дума не смогла преодолеть вето Совета Федерации на "надеждинскую поправку" к закону "Об общих принципах... [государственного устройства регионов]", не разрешающую переизбираться на 3-й срок губернаторам и президентам республик, которым это по состоянию на октябрь 1999 (вступление в силу федерального запрета) запрещали местные конституции и уставы. При этом число глав вдминистраций, имеющих право на третий срок, должно было снизиться с 69 то ли до 10, то ли до 9. Чтобы избежать давления губернаторов на депутатов, Комитет по делам Федерации предложил Думе проголосовать за преодоление вето тайным образом (впервые за историю Думы нынешнего созыва). После неудачи тайного голосования (285 голосов за при 300 необходимых) решили переголосовать открыто: но на этот раз голосов набралось еще меньше - 246 за и 103 против при отсутствии воздержавшихся. За преодоление вето голосовали (в открытой версии) 5 фракций: КПРФ (81 за, 1 против - А.А.Лабейкин, 2 не голосовали), АПГ (41 за, 2 не голосовали - Н.П.Киселев и Н.А.Останина), СПС (37 за, 1 не голосовал - П.В.Крашенинников), Яблоко (все 17 за), большинство ОВР (28 за, 4 против - Р.С.Бакиев, М.И.Лапшин, Ч.Ч.Ондар, Н.Н.Чуприна, 16 не голосовали). В "НарДепе" и "Регионах" за преодоление вето проголосовали соответственно 30% (18:19:0:23) и 33% (15:4:0:26), в Единстве - 3 депутата (А.М.Буратаева, И.А.Ивлев и В.М.Резник, против 73, не голосовали 7), в ЛДПР - ни одного, среди нефракционных депутатов - 6 из 15 (против 2 - Н.Н.Гончар и Н.И.Рыжков, не голосовали 7). Фракция ЛДПР в полном составе (12 депутатов) от голосования уклонилась. Борис Надеждин пригрозил, что на этом не остановится и внесет аналогичную поправку в обсуждаемый ныне закон "Об основных гарантиях избирательных прав...", который Дума и Президент могут принять, как и в 1997 году, без участия Совета Федерации.
В тот же день обсуждалась еще одна "антигубернаторская" инициатива - "поправка Митрохина о втором туре" к тому же закону, запрещающая губернаторам избираться относительным большинством голосов (менее 50%). Поправка, принятая Думой в июне, прошла мимо Совета Федерации, не успевшего рассмотреть ее в 14-дневный срок, и была отклонена Президентом, который посчитал "излишнюю" регламентацию избирательной системы вмешательством в компетенцию субъектов Федерации. Дума решила создать по этому закону согласительную (специальную) комиссию.

Судей встраивают в вертикаль
В свое время президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко внес свой вклад в теорию разделения властей следующим тезисом: кроме ветвей власти существует ствол, из которого все эти ветви растут, и этот ствол - Президент. В России теорию Монтескье - Лукашенко взялся воплотить в жизнь Дмитрий Николаевич Козак с помощью готовых на все депутатов Государственной Думы. Летом, принимая пакет документов о судебной (контр)реформе в первом чтении, депутаты согласились с пожеланием президентской стороны откусить у судейского сообщества палец, но ко второму администраторы решили оттяпать уже целую руку. Комитет по государственному строительству (председатель - А.И.Лукьянов) как мог сопротивлялся дополнительным поправкам Козака к его же законопроекту, но в конце концов сдался или пошел на существенные компромиссы. Принятыми законами для судей вводится административная и дисциплинарная ответственность и меняется порядок привлечения их к ответственности уголовной. Судьи всех судов (кроме Конституционного, о котором речь особая), назначенные было в ходе судебной реформы 90-х годов на пожизненный срок, теперь отправятся на принудительную пенсию в 65 лет, а председатели судов и их заместители, срок полномочий которых тоже не был ограничен прежними законами, лишатся должностей в течение 2002-2004 гг. и отныне будут назначаться на 6 лет и не более чем на 2 срока подряд.
Особенно не повезло судьям Конституционного Суда. В первом чтении им обещали введение механизма обязательного исполнения решений КС в пакете с передачей функции согласования привлечения судьи КС к уголовной ответственности от самого КС Совету Федерации. Во втором же - отобрали обратно (с отсрочкой до 2005 года) предоставленную прошлогодними поправками отмену верхнего возрастного ценза в 70 лет и чуть было не лишили права давать в своих постановлениях предписания государственным органам, гражданам и организациям. Теперь Председателю КС М.В.Баглаю придется уйти на покой не в 2010 году, как обещали ему год назад, а на целую пятилетку раньше, а судье А.Я.Сливе - в 2010-м году, а не в 2013-м. Если, конечно, к тому времени Дума не примет третий закон об изменении сроков полномочий судей КС, каковые законы уже в полной мере приобрели характер индивидуально предоставляемых льгот.
Гроза Конституционного Суда - депутат Борис Надеждин (СПС) - внес ко второму чтению две поправки, запрещающие Конституционному Суду в мотивировочной части своих постановлений давать какие-либо предписания органам власти, местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и организациям, а в резолютивной части - вообще писать что бы то ни было кроме перечня норм, утрачивающих силу. Аналогичную поправку обещал внести, но почему-то не внес депутат Олег Уткин (Единство).
На пресс-конференции за день до рассмотрения законов О.Уткин ответил на вопрос кореспондента "Панорамы" о мотивах внесения этой поправки, что по его мнению 19 человек, даже наивысшей квалификации, не должны быть наделены правом определения истины в последней инстанции. Недопустимо, когда КС дает законодателю указание, в каком направлении следует изменить закон. Распорядительными функциями суд обладать не должен.
Судьи не скрывают, что КС с их участием "формирует конституционно-правовую доктрину, предлагает свое понимание тех или иных положений Конституции... и тем самым фактически выполняет правотворческую функцию" (цитата из официального комментария к закону о КС, автор раздела - судья Б.С.Эбзеев). Примеров тому много: так, рассматривая в 1996 году и позже уставы краев и областей, КС фактически предрешил содержание будущего закона "Об общих принципах...", подробно расписав, кто должен избирать главу администрации региона, сколько региональных министров может утверждаться законодательным органом и может ли он отправлять их в отставку, кто должен подписывать региональные законы и при каких условиях главе администрации должно быть предоставлено право роспуска ЗС.
Представители "либерально-правозащитного" крыла фракции СПС - и не только они - считают, что беря на себя эти "скрытые полномочия", Конституционный Суд, приносит обществу большую пользу, т.к. пресекает, в том числе заранее, нормотворческий произвол как исполнительной, так и законодательной власти. Переходя на лексикон Михаила Леонтьева, можно сказать, что КС играет роль вменяемого и профессионального главврача в самоуправляемой психбольнице.
На заседании Думы Б.Б.Надеждин к неожиданной радости судей и правозащитников заявил, что вследствие оказанного на него давления со стороны судей КС он раскаивается, отзывает свои поправки и просит КС учесть этот факт при вынесении приговора.
Зато (вероятно - из любви к абстрактной логике) Надеждин при активной поддержке полномочного представителя Президента А.А.Котенкова провел поправку, которая может серьезно подорвать доходы государственного бюджета. Этой поправкой из закона изъята норма, по которой КС вправе устанавливать дату, с которой утрачивает силу акт, признанный неконституционным, и он в любом случае должен утрачивать силу немедленно. До сих пор КС пользовался отсрочкой исполнения решений исключительно в случаях признания неконституционными действующих налогов, давая правительству возможность закончить финансовый год без потерь и отменяя действие неконституционного закона лишь с начала нового налогового периода.
Теперь не только губернаторы, над которыми висит поправка того же Надеждина об "отборе обратно" третьего срока, но и конституционные и прочие судьи надолго запомнят, что президентский "ствол" и любящая его законодательная ветвь власти всегда могут поступить с полномочиями как судов так и отдельно взятых судей по принципу, сформулированному Л.К.Слиской: "Кому хочу - тому даю" и, продолжая мысль, а захочу - отбираю обратно.

Преферанс с болваном снова не прошел
Неудачей окончилась попытка ряда депутатов Думы из проправительственного блока (Ф.Гайнуллина - ОВР, О.Коргунов - НарДеп, О.Уткин - Единство) провести поправку к Регламенту, разрешающую передачу депутатами голосов друг другу по доверенности на заседаниях комитетов. Поправка вносилась в пакете с другой поправкой, вводящей для перехода депутатов из комитета в комитет "юрьев день" в начале каждой сессии, несколько более популярной, т.к. постояные попытки "левых" и "медведей" наперегонки наводнить то один, то другой комитет своими людьми на период рассмотрения того или иного законопроекта кажутся некоторым не вполне тактичными (осенью 2000 года из комитета в комитет перешли 14 депутатов, весной 2001 - 26, и это не считая включений в комитеты вновь избранных депутатов). Обсуждение, в основном, вертелось вокруг доверенности. В результате за пакет поправок к Регламенту проголосовал 171 депутат при 132 против и 2 воздержавшихся. Поддержали поправки только 3 проправительственных фракции (Единство - 79 из 84, ОВР - 45 из 48, НД - 35 из 60), группа "Регионы России" дала всего 3 голоса за, СПС - 5, ЛДПР - 2, независимые депутаты - тоже 2, коммунисты, аграрии и Яблоко - ни одного. При этом авторы поправки могут надеяться на перемену взглядов депутатов в будущем, т.к. 24 ноября 2000 года аналогичная поправка получила всего 18 голосов.

Наследников станет больше
28 ноября опубликована в "Российской газете", а 1 марта 2002 - вступает в силу Третья часть Гражданского кодекса РФ, посвященная вопросам наследования и применению в России международного частного права. Основное новшество в наследственном праве - расширение круга наследников. По кодексу РСФСР 1964 года, если у покойного не осталось детей (а если их уже нет в живых - внуков и правнуков), супруга, родителей (наследники первой очереди), братьев, сестер, бабушек и дедушек (наследники второй очереди) или хотя бы иждивенцев - его имущество доставалось государству. С 14 мая 2001 года в результате поправки П.В.Крашенинникова появились наследники третьей очереди: дяди и тети (а если их нет в живых - двоюродные братья и сестры) и четвертой очереди: прадедушки и прабабушки наследодателя. Теперь же очередей будет семь: к пятой относятся двоюродные внуки и внучки, двоюродные дедушки и бабушки; к шестой - двоюродные правнуки и правнучки, двоюродные племянники и племянницы, двоюродные дяди и тети; к седьмой - пасынки, падчерицы, отчим и мачеха. Кроме того на потомков всех этих многочисленных родственников, если последние не дожили до момента открытия наследства, распространяется право "наследования по представлению".
А вот что говорили депутаты Государственной Думы при обсуждении части третьей кодекса в первом чтении 12 июля 2001:
"В.В.Похмелкин (СПС): ...может случиться такая ситуация: муж убивает жену из ревности либо, извините, как это часто бывает в нашей действительности, по пьянке, никаких мотивов, связанных с тем, чтобы воспользоваться наследственными правами, у него нет (а их очень трудно, кстати, доказывать в суде), но получается, что по действующему законодательству - вот это и проект нам предлагает - он будет наследником в полном объеме. мне кажется, это не совсем правильно. Я полагаю, что здесь надо прямо оговорить, что если доказана вина наследника в умышленном убийстве без смягчающих обстоятельств наследодателя, то он должен быть отстранен от наследства и признан недостойным наследником.
С.А.Попов (Яблоко): Во Франции, например, считают, что если муж и жена ехали в машине и вместе погибли, то жена наследовала после мужа, потому что женщины более живучи, женщины живут дольше. Здесь предлагается другая норма: предлагается, что если, скажем, в данном случае супруги умерли в один день, то считается, что они умерли одновременно и не могут наследовать друг после друга. Вроде бы хорошая норма. Теперь представим себе простой случай, который вполне может быть в нашей стране. Вот в Петропавловске-Камчатском наступила полночь, наступило 2 марта, и сразу после этого умер муж, то есть 2 марта. А в Москве в это время, между прочим, 15 часов, начало 16-го часа, и это еще только 1 марта. Узнав об этом, какое-то время прожив, сделав завещательные какие-то распоряжения, помирает жена с горя, потому что узнала, что умер муж. По дате получается, что муж умер позже жены, 2 марта, а на самом-то деле он умер раньше. И получается то, чего авторы вовсе не хотели.
Здесь есть и другой вопрос. Вопрос состоит в том, что раньше, когда юристы писали законы, мы все-таки были более четко привязаны к тому или иному месту на Земле. Мы пишем законы для XXI века. Техника развивается, у нас появляются космические полеты. Трудно, например, себе представить, где находится космический корабль, особенно если он летит не вокруг Земли, а летит, ну, скажем, к Луне, на Марс - куда угодно. И в этом случае все это требует доработки: к какому месту привязываться, к географическому месту, когда мы определяем дату смерти.
Б.Б.Надеждин (СПС): Представьте себе, что вы - уважаемый человек, депутат. По ряду проблем вы, конечно же, оформили имущество на вашу жену: всякие дома, акции, заводы, пароходы. Она вам изменила - вы ее, конечно, убили. Конечно, правильно, чтобы вы наследовали."

Бюджет имени Зубова
Если в бюджете-2001 Правительству не давала покоя внесенная по инициативе депутата Е.П.Ищенко статья 100 (о запрете приватизации крупных предприятий без согласия Думы), то гвоздем бюджета-2002 стала принятая при третьем чтении 30 ноября 239 голосами поправка депутата В.М.Зубова, бывшего красноярского губернатора и лидера избирательного блока своего имени на предстоящих в крае выборах в ЗС 23 декабря. Согласно поправке Зубова Правительство обязано до 15 января утвердить предельные тарифы на тепло и электроэнергию на год вперед и не вправе их менять без внесения поправок в закон о бюджете. А с будущего года эта поправка требует утверждать годовые лимиты энерготарифов до принятия бюджета следующего года.
Вторым "героем бюджетного дня" чуть было не стал М.М.Задорнов (Яблоко). Несмотря на сопротивление Правительства, Дума приняла поначалу его поправку о хранении средств резерва на специальных счетах в федеральном казначействе. Трижды проправительственным фракциям не удавалось отыграть назад решение о принятии этой поправки. И только в конце дня, когда Правительство и поддерживающие его депутаты согласились оставить в инвестиционной программе 215 млн.долл. на строительство петербургской дамбы и добавить в нее 229 млн. на петербургскую кольцевую дорогу, независимый питерский депутат О.Г.Дмитриева в благодарность уговорила депутатов отменить поправку Задорнова.
Кстати и "поправка Ищенко", аналог которой на этот раз внесли А.И.Лукьянов и Д.Н.Абраменков (КПРФ), рассматривалась Думой, но была на этот раз отклонена, получив 124 голоса. После отставки Е.М.Примакова с поста лидера фракции ОВР на сохранении парламентского контроля за приватизацией всех крупных предприятий (а не только Газпрома, ЕЭС и МПС) настаивают практически только коммунисты и аграрии.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ меняет спикера
79-е заседание, которое, несмотря на намерение председателя палаты отложить его до поступления из Думы Бюджета-2002, все же состоялось в срок - 5 декабря 2001 - в последний раз прошло под председательством Е.С.Строева, который в последний раз продемонстрировал присущее ему мастерство обращения с Регламентом. Заседание почтил своим присутствием Президент Путин, вследствие чего количество допущенных в здание журналистов было весьма ограничено по инициативе президентской охраны.
Сенат признал полномочия 16 назначенцев, в том числе двух членов СФ по должности, оставленных в СФ в новом качестве (А.А.Козерадский, Л.И.Ковальский). Число "новых" членов СФ достигло 108 (60,7%). 12 из них (11,1% назначенцев, 6,7% всего состава палаты) - переквалифицировавшиеся спикеры и губернаторы - бывшие члены Совета Федерации по должности. Еще как минимум трое (Л.Рокецкий, В.Густов, А.Суворов) были членами СФ по должности прежде и вернулись в Сенат после перерыва в новом качестве, причем двое - от других регионов.
Представив на утверждение сената кандидатуры 15 выбывающих и 15 приходящих им на смену парламентариев, председатель Комиссии по Регламенту (она же мандатная) Николай Меркушкин перешел к 16-й кандидатуре на отставку - своей. После голосования, прекратившего его полномочия, Меркушкин хотел покинуть трибуну, но после ободряющей реплики Строева "Да сам доложи, господи!" представил палате своего преемника - известного менатеповского олигарха Леонида Невзлина, сложившего в связи с новым назначением полномочия президента Российского еврейского конгресса.
Следующий вопрос - "О Председателе Совета Федерации" - доложил сам Председатель, от имени которого этот вопрос и был внесен в повестку дня. Е.Строев сказал, что после принятия нового закона перед ним встал вопрос: идти на выборы в регионе и получить доверие людей, или быть направленным в Совет Федерации. И он предпочел первое. "И прошу уважаемых членов Совета Федерации, - сказал Председатель, - вокруг этого не создавать прецендента". На вопрос спикера, будет ли палата "развертывать дискуссию" по его отставке, отреагировал только алтайский губернатор А.А.Суриков, который предложил коллегам "не устраивать неправильных вещей", а отсутствующему пока Президенту Путину - решить вопрос о социальных гарантиях бывшему Председателю Совета Федерации.
"За освобождение имеем право проголосовать открытым способом" - констатировал Председатель и поставил свою отставку на голосование. С результатом 151 за, 0 против и 1 воздержавшийся отставка была принята.
Оставшись, как ни в чем не бывало, в председательском кресле, Егор Семенович выдвинул на пост Председателя, как он подчеркнул - "по предложению Совета палаты", представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в сенате Сергея Михайловича Миронова. Сказав о кандидате много хорошего, Строев дал слово губернатору Петербурга Владимиру Яковлеву, который горячо поддержал выдвинутую кандидатуру. Не удосужившись спросить у членов Совета Федерации, есть ли другие кандидатуры, Строев обратился за консультацией к регламентной группе, которая посоветовала ему дать слово кандидату и перейти к голосованию. После длинной речи С.М.Миронова председательствующий уточнил, нет ли у кого-нибудь вопросов к претенденту. Вопросов не оказалось. Тогда Строев поставил на голосование предложение провести выборы Председателя через электронную систему с помощью "тайных" карточек. "Что-то шум. Не согласны что ли?" - спросил вдруг председательствующий экс-председатель. Некоторые журналисты, все еще ожидавшие проявления каких-либо признаков существования оппозиции, встрепенулись. Но зря. Решение по процедуре голосования было принято 137 голосами при 1 против и 1 воздержавшемся.
В момент замены именных карточек на тайные слова неожиданно попросил представитель Комиссии по Регламенту Н.П.Тулаев. Но как оказалось - лишь для того, чтобы попросить о продлении времени на обмен. После чего Е.С.Строев со словами "На какую кнопку нажимать - тоже знаете" поставил на голосование кандидатуру Миронова. Результаты голосования: за - 150, против - 2, воздержались 4.
Все встают, Строев выходит из президиума, целует Миронова и передаривает ему только что полученные в связи с отставкой цветы. Возвращается вместе с Мироновым в Президиум.
Заняв председательское кресло, С.М.Миронов поблагодарил сенаторов за доверие, попросил Строева "побыть сегодня рядом со мной" и предложил избрать его почетным председателем Совета Федерации. Пока сенаторы меняли тайные карточки на карточки для "нормального", как выразился новый спикер, голосования, двое из них попросили слова. В.Озеров, по соседству с которым находится персональное кресло Председателя Совета Федерации первого созыва В.Ф.Шумейко, выразил готовность подвинуться, чтобы выделить такое же кресло для второго экс-председателя. А президент Ингушетии Р.Аушев пожелал новому председателю быть, в противоположность десантникам, "5 минут лошадью, а остальное время - орлом". С результатом 150:0:2 решение о почетном председателе было принято.
Так и не дождавшись президента Путина, новый Председатель приступил к рассмотрению законов. После того, как первый из них (о судебной системе) получил все те же 150 голосов (при 1 воздержавшемся), кое у кого зародилось сомнение, а не привязаны ли все эти 150 голосов к одной электронной карточке, находящейся у кого-нибудь из членов группы "Федерация"? Но следующим же голосованием эти сомнения были развеяны, т.к. поправки к закону о КС получили лишь 149 голосов.
При обсуждении поправок к Закону о статусе судей В.Вишняков (Читинская область) обратил внимание, что закон, вроде бы касающийся только вопросов срока полномочий судей и их неприкосновенности, отменяет согласование кандидатур судей с региональными законодательными собраниями. Бывший депутат Мосгордумы Ю.Шарандин, представляющий в СФ Эвенкийский автономный округ, ответил, сославшись на решение КС по делу о региональных органах налоговой полиции, что термин "согласование" не означает права ЗС тормозить ту или иную кандидатуру, а теперь региональные законодатели такое право получат через своих представителей в квалификационных коллегиях. Удовольствовавшись этим разъяснением, сенаторы одобрили закон 145 голосами при 2 против и 4 воздержавшихся. После этого одобрили новый УПК (144:0:0) и закон о введении его в действие (145:0:0).
Но не успела палата начать рассмотрение следующего закона, как в зале наконец-то появился Президент Путин, который наградил Егора Строева орденом "За заслуги перед Отечеством первой степени" (ранее такой награды удостаивались только Жак Ширак, Нурсултан Назарбаев и Борис Ельцин). Передав бразды правления первому вице-спикеру О.П.Королеву, С.Миронов ушел совещаться с Президентом.
Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта" прошел лишь со второй попытки, недобрав поначалу 1 голос (133 за). В версии, согласованной с Думой, закон позволяет образование нового субъекта Федерации исключительно путем объединения (а не разделения!) существующих. А вот свою поправку о том, что вступить в РФ может только государство (часть государства), граничащее (-щая) с Россией, сенаторы в согласительной комиссии не отстояли. Со второй попытки закон получил 140 голосов при 4 против и 4 воздержавшихся. Процедурная придирка К.А.Титова, потребовавшего принять формальное решение об отмене первого результата голосования, была председательствующим О.П.Королевым отложена на после перерыва, а там и забыта.
Левая оппозиция (если она в сенате еще осталась) не стала портить праздник большинству и не помешала принятию пакета нового пенсионного законодательства: за голосовали 118-123 сенатора, голосов против не было, воздержался (в двух случаях из трех) один...
Без особых проблем прошел, несмотря на возражения левых (А.Назарчук, Н.Кондратенко) и примкнувшего к ним В.Плотникова (СПС-Москва), закон об удвоении ставки налога на землю. Результат голосования: 128:4:6.
Среди прочего успели заслушать в "правительственном часе" Е.И.Наздратенко. В самый разгар обсуждения его доклада С.М.Миронов, сославшись на представителя Комиссии по Регламенту Н.Тулаева, объявил, что прения в "правительственном часе" Регламентом вообще не предусмотрены и поставил на голосование Обращение к Президенту по рыбным квотам, которое подготовили экономический (В.Яковлев) и аграрный (В.Колесников) комитеты. Оно получило всего 59 голосов при 54 против и 8 воздержавшихся. А коммунисту П.Сажинову, отметившему, что слово было предоставлено только противникам текста обращения и не предоставлено сторонникам, спикер ответил, что поскольку обращение не значилось отдельным вопросом в повестке дня, то и обсуждать его не стоило. "Больше в рамках правительственного часа мы никаких обращений принимать не будем" - сказал Миронов, несмотря на то, что принятие обращений к президенту или правительству по итогам ответов министров на вопросы как раз впрямую предусмотрено действующим Регламентом.
Впрочем, нынешнему Регламенту, вероятно, осталось жить недолго, поскольку Н.Тулаев уже подготовил проект нового, который если не в декабре, то в январе будет вынесен на голосование обновленной палаты.
Новый Председатель не намерен ограничиваться неизбежными кадровыми переменами в составе палаты, а задумал заново решить вопрос о ее структуре. Для этого он предложил создать рабочую группу и назначил своим решением 7 (по числу федеральных округов) координаторов, которым поручил провести региональные собрания сенаторов для формирования состава группы. Кординатором по Дальневосточному округу стал руководитель группы "Федерация В.Горегляд, по Сибири - Л.Рокецкий, по Уралу - Е.Керпельман, по Поволжью - В.Завадников, по Югу - Х.Кармоков, по Центру - В.Гусев, по Северо-Западу Ю.Волков.
Численность группы "Федерация", колебавшаяся до сих пор в пределах 101-105 членов, достигла уже 113. Кстати, у группы уже есть свой сайт: www.federussia.ru.

Бюджет, написанный по телефону
Выше мы писали о революционном новшестве Бюджета-2002: поправке Зубова о замораживании энерготарифов. Справедливости ради приведем полный список 13 авторов этой поправки: В.М.Зубов (НД), Г.И.Райков (НД), В.М.Дубов (ЮКОС), М.М.Задорнов (Яблоко), В.В.Чайка (НД), М.И.Васильев (ОВР), В.П.Войтенко (НД), В.В.Гальченко (НД), В.И.Орлов (НД), Л.Н.Швец (КПРФ), С.И.Штогрин (АПГ), Н.А.Овчинников (НД), Н.К.Веретено (НД).
Прорвавшийся на пресс-конференцию главного энергетика страны по итогам года корреспондент "Московской правды" и неоднократный автор "Панорамы" Лев Московкин спросил А.Б.Чубайса, как же тот жить будет в условиях "зубовщины". В ответ Анатолий Борисович, мило улыбнувшись, уверил Московкина, что никакого моратория на тарифы в бюджете не будет, а на недоуменный вопрос, как же это могло произойти, ответил: "Бывают в жизни чудеса".
Московкин попытался Чубайсу не поверить, потому что самолично присутствовал на последнем заседании бюджетного комитета, где замиминистра финансов Татьяна Голикова безуспешно добивалась видоизменения зубовского текста, но все ее усилия разбились о твердую позицию М.М.Задорнова, заявившего, что комитет не вправе менять решение, принятое всей Думой.
А зря не поверил. Чудеса в жизни, как оказалось, действительно бывают.
Вот как выглядела поправка Зубова, за которую Дума голосовала 30 ноября при третьем чтении бюджета:
"Правительство Российской Федерации не позднее 15 января 2002 года обязано утвердить предельные лимиты увеличения тарифов на электрическую и тепловую энергию до конца 2002 года.
Увеличение тарифов на газ, электрическую и тепловую энергию сверх утвержденных предельных лимитов возможно только после вступления в силу федерального закона о внесении изменений и дополнение в Федеральный закон о "Федеральном бюджете на 2002 год", предусматривающих увеличение расходов бюджета.
Предельные лимиты увеличения тарифов на 2003 год Правительство Российской Федерации обязано утвердить до внесения в Государственную Думу проекта федерального бюджета на 2003 год. Предельные лимиты должны использоваться в расчете к проекту федерального бюджета на очередной финансовый год."
А вот что оказалось в тексте, принятом Думой в целом 14 декабря и направленном в Совет Федерации:
"Статья 145. Правительству Российской Федерации не позднее 15 января 2002 года представить в Государственную Думу прогноз увеличения тарифов на электрическую и тепловую энергию до конца 2002 года.
В случае превышения фактического уровня тарифов на газ, электрическую и тепловую энергию над прогнозным Правительству Российской Федерации внести в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений и дополнение в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год", предусматривающий соответствующее увеличение расходов федерального бюджета.
Правительству Российской Федерации одновременно с внесением в Государственную Думу проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" представить прогноз увеличения тарифов на газ, электрическую и тепловую энергию в 2003 году и учесть его в расчетах к проекту указанного федерального закона."
Как удалось выяснить у самого В.Зубова, в промежутке между утверждением окончательной редакции закона в Бюджетном комитете и раздачей депутатам его текста, подготовленного к четвертому чтению 14 декабря, Правительство обменивалось факсами и телефонными звонками с уехавшим в Красноярск на выборы Зубовым, другими авторами поправки и руководством бюджетного комитета и в конечном итоге смогло их уговорить согласиться с видоизмененным текстом.
Докладывавший бюджет в четвертом чтении А.Жуков ни словом не обмолвился о случившемся, а наоборот, заверил депутатов, что "никаких изменений нет по сравнению с принятыми поправками. Просто все это приведено в тот юридический вид, в каком утверждается федеральный бюджет." Даже всегда дотошный Н.В.Коломейцев не успел заметить подмены и лишь спросил, чем отличается текст, розданный во вторник, от пятничного, "розданного взамен розданного". "В одном месте запятая стоит не так, в другом месте ссылка на закон дана, но ссылка дана только на название закона, а нужно раскрыть содержание того пункта, на который делается ссылка...", - ответил Жуков. На уточняющий вопрос Коломейцева, не была ли эта запятая десятичной, меняющей параметры той или иной бюджетной суммы на один или несколько порядков, Жуков со всей свойственной ему убедительностью ответил: "Я вас уверяю, что никаких смысловых поправок в четвертом чтении к закону не делается". После чего бюджет был принят 280 голосами против 106 при 3 воздержавшихся.
Таким образом, замену "предельных лимитов" на "прогноз", а "после вступления в силу закона" на "внести в Думу проект" следует считать незначительной лингвистической правкой и не преувеличивать ее значения.
И не преуменьшать значения Чубайса.
Бывают в жизни чудеса.

Григорий БЕЛОНУЧКИН


ПАНОРАМА