(by TRANSLATE.RU)
ПАНОРАМА
Государство и правоN 46, январь 2001

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона
"О политических партиях"

Принятие Федерального закона "О политических партиях" обусловлено необходимостью более четкого определения роли и места политических партий среди институтов гражданского общества. В настоящее время в Российской Федерации существует более 180 общероссийских политических общественных объединений, в том числе политических партий, которые созданы и действуют на основании Федерального закона "Об общественных объединениях". В то же время в отношении отдельных видов общественных объединений, включая политические партии, названный Федеральный закон предусматривает возможность принятия специальных федеральных законов, отражающих особенности их создания, деятельности и ликвидации.
Представляемый проект Федерального закона "О политических партиях" (далее именуется - законопроект) состоит из десяти глав, включающих в себя 49 статей.
Согласно законопроекту политическая партия определяется как добровольное объединение граждан Российской Федерации, созданное с целью участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления. Одновременно устанавливаются требования, предъявляемые к политическим партиям: наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации; общая численность членов политической партии - не менее десяти тысяч граждан Российской Федерации, при этом в каждом региональном отделении должно состоять не менее ста членов политической партии; руководящие и иные органы партии, а также ее структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации (статья 3 законопроекта).
Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации (статья 5 законопроекта).
Таким образом, согласно концепции законопроекта в Российской Федерации не предусматривается создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий, а также иных политических общественных объединений.
Основными принципами деятельности политических партий провозглашаются законность и гласность, свобода партий в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением установленных законом ограничений. Запрещается создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Деятельность политических партий также не должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статьи 8 и 9 законопроекта).
В соответствии с законопроектом политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения при условии их государственной регистрации за год до принятия съездом общественного объединения решения о преобразовании в политическую партию. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета. В случае же преобразования действующего общественного объединения в политическую партию образование организационного комитета не обязательно (статьи 11 - 14 законопроекта).
Политические партии и их региональные объединения подлежат государственной регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации политической партии и должна быть завершена более чем в половине субъектов Российской Федерации не позднее чем через три месяца со дня регистрации политической партии. Только после этого политическая партия может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае свидетельство о государственной регистрации политической партии утрачивает свою силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный реестр юридических лиц, аннулируется (статьи 15 - 19 законопроекта).
В целях обеспечения демократических принципов в организации и деятельности политических партий законопроектом предусматриваются требования к их уставам. Соблюдение этих требований позволит обеспечить выборность и сменяемость руководящих органов политических партий, а также демократическую процедуру принятия решений, в том числе при выдвижении кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статьи 21, 24, 25 законопроекта).
Согласно законопроекту членство в политической партии является добровольным, фиксированным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане, лица без гражданства. Ограничение права на вступление в политические партии или обязанность приостановления членства в партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания, основному месту работы или учебы (статья 23 законопроекта).
В целях обеспечения финансовой прозрачности деятельности политических партий, законопроектом определяется порядок формирования денежных средств и иного имущества политической партии, а также представление партией ежегодных финансовых отчетов (статьи 29, 30 и 34 законопроекта).
В качестве одного из видов государственной поддержки политических партий предусматривается ежегодное прямое государственное финансирование партий по результатам их участия в федеральных выборах, а не в период их проведения (статья 33 законопроекта). Такая форма финансирования политических партий достаточно широко распространена в мировой практике.
Учитывая особую роль политических партий в организации электоральных процессов, законопроектом предлагается установить, что политические партии являются единственным видом общественных объединений, обладающим правом самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти. Одновременно определены критерии, в соответствии с которыми партия признается участвовавшей в выборах. В случае если в течение пяти лет после создания партии ее участие в выборах не соответствует установленным критериям, такая политическая партия подлежит ликвидации (статьи 36 и 37 законопроекта).
Исходя из предлагаемых новаций законопроектом устанавливается двухлетний переходный период для преобразования действующих общероссийских политических общественных объединений в политические партии, в течение которого за последними сохраняются права на участие в избирательных кампаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах (статья 47 законопроекта).
В связи с принятием Федерального закона "О политических партиях" потребуется признание недействующим на территории Российской Федерации Закона СССР "Об общественных объединениях", внесение соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общественных объединениях", а также в федеральные законы, устанавливающие гарантии избирательных прав граждан и регулирующие порядок проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Законопроект разработан в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Рабочей группой под руководством члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Е.П.Дубровиной. В состав Рабочей группы вошли представители фракций и профильных комитетов в Государственной Думе, ведущие ученые и специалисты.
Реализация Федерального закона потребует затрат из федерального бюджета.


ПАНОРАМА