Исполняющий обязанности Председателя Правительства РФ
Первый заместитель Председателя Правительства РФ -
Министр внутренних дел РФ
Родился 2 марта 1952 в г.Порт-Артуре (Китай), русский. Отец - морской офицер, мать - врач-психиатр.
В 1973 - окончил Высшее Политическое училище (ВПУ) МВД СССР в Ленинграде; в 1981 - Военно-политическую академию (ВПА) им.В.И.Ленина; В 1983-86 учился в аспирантуре ВПА им.В.И.Ленина. кандидат исторических наук (1986, диссертация по теме "Партийное руководство противопожарными формированиями Ленинграда в годы Великой Отечественной войны"), доктор юридических наук (1994, диссертация по теме "Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности РФ").
Был членом КПСС до 19 августа 1991 года.
После окончания Ленинградского ВПУ служил в спецвойсках МВД СССР.
С 1980 по 1992 преподавал в Ленинградском (Петербургском) ВПУ МВД. Принимал участие в действиях войск МВД в г.Фергане в 1989 году, где, по собственному выражению, "участвовал в обеспечении порядка".
Входил в авторский коллектив изданного в 1989 году Политуправлением ГУВД Леноблгорисполкомов под грифом "Для служебного пользования" практического пособия "Формы и методы работы органов внутренних дел с самодеятельными организациями".
В ноябре 1989 года на митинге коммунистов Ленинграда высказался против разжигания межнациональных конфликтов. Накануне демократических митингов 25 февраля 1989 года выступил по Ленинградскому телевидению и призвал не принимать в них участия.
В декабре 1989 коллективом училища был выдвинут кандидатом в народные депутаты РСФСР. В избирательной борьбе опирался на поддержку коллектива училища и противостоял начальнику Управления КГБ Ленинградской области А.Куркову, которого поддерживали партийно-государственные органы.
В марте 1990 был избран народным депутатом РСФСР по 112 Красносельскому территориальному избирательному округу Ленинграда. На I съезде в июне 1990 года был избран в Верховный Совет РСФСР и возглавил подкомитет Комитета Верховного Совета по делам инвалидов, ветеранов войны и труда, социальной защите военнослужащих и членов их семей.
С февраля 1991 до сентября 1993 года был председателем Комитета Верховного Совета РСФСР (затем - Российской Федерации) по обороне и безопасности.
На II съезде народных депутатов в декабре 1990 года вместе с Дмитрием Волкогоновым и Сергеем Шахраем стал одним из организаторов фракции "Левый центр" (с декабря 1992 года - "Левый центр - Сотрудничество"), которая на тот момент объединила около 1/8 всего депутатского состава. Был сопредседателем и координатором фракции.
Во время попытки государственного переворота в августе 1991 года работал в "Белом Доме", принимая участие в сопротивлении перевороту. Позже рассказывал, что в это время у него была растянута связка, и он вышел к "Белому Дому" на костылях. Сразу после провала попытки переворота возглавил Государственную комиссию по расследованию деятельности КГБ, созданную по приказу Михаила Горбачева ("комиссия Степашина"). Итогом работы этой комиссии стал отчет в нескольких томах, который для широкой общественности остается тайной. Степашин заявил все же, что руководству КГБ принадлежит одна из ключевых ролей в подготовке и проведении августовских событий. Он сказал также, что подготовка велась, по крайней мере, с осени 1990 года. Комиссия воздержалась от публикации материалов, как говорил Степашин, по просьбе Генерального прокурора Валентина Степанкова.
12 декабря 1991 голосовал в Верховном Совете, как и вся фракция "Левый центр", за ратификацию Беловежских соглашений и за денонсацию Россией Союзного договора 1922 года.
В декабре 1991 года был назначен начальником управления Министерства безопасности и внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (в начале января 1992 года МБВД переименовано в Агентство федеральной безопасности, 24 января 1992 года - в Министерство безопасности России). Одновременно являлся заместителем тогдашнего министра безопасности Виктора Баранникова. В период работы Степашина в ленинградских органах безопасности было раскрыто несколько дел, связанных с крупными экономическими преступлениями.
В январе 1992 года Степашин выразил сомнение в эффективности проводившегося Вадимом Бакатиным сокращения штата КГБ, поскольку средний возраст начальников отделов по-прежнему остался 57-58 лет.
В апреле 1992 года подал в отставку с поста председателя комитета Верховного Совета, оставшись заместителем министра безопасности. Принимал активное участие в создании российских органов безопасности и переводе территориальных структур КГБ из союзного в российское подчинение.
Верховный Совет отставку Степашина не принял и обратился к Президенту Ельцину с просьбой оставить его на парламентской работе. В сентябре 1992 года Степашин, уйдя из Министерства безопасности, вернулся на постоянную работу в Верховный Совет. Тогда же он был назначен руководителем группы депутатов Верховного Совета России, которая побывала в Северо-Западной группе войск, дислоцированной в Прибалтике. В вопросе об экономических последствиях вывода российских войск из Латвии и других регионов так называемого "ближнего зарубежья" высказался за строгий учет российских имущественных и политических интересов.
Законотворческая деятельность возглавляемого Степашиным Комитета представляла собою заполнение правового вакуума в сфере безопасности ведомственным нормотворчеством. По мнению некоторых экспертов, подготовленные Комитетом и принятые парламентом России законы "О безопасности" и "О федеральных органах государственной безопасности" не обеспечивают реализации прав человека и могут применяться как орудие подавления демократии.
В феврале 1992 года по поводу многочисленных нарушений прав человека, совершенных советскими органами безопасности за всю их историю, Степашин заявил, что нельзя выплескивать всю грязь, в которой мы жили семьдесят лет, ее необходимо дозировать, потому что неизвестно "на чью мельницу она польется". В июне 1992 года говорил о недопустимости втягивания спецслужб России в политические игры. Тогда же поставил свою подпись под обращением 72 депутатов к Президенту Ельцину о пресечении массовых провокационных акций у телестудии "Останкино", организованных лидером "Трудовой России" Виктором Анпиловым (так называемой "Осады империи лжи").
В декабре 1992 года на VII cъезде народных депутатов представил проект постановления о положении в Вооруженных Силах и о военной политике правительства России. В своем выступлении заявил, что Вооруженные Силы существуют по своим законам, и принцип единоначалия в них должнен быть нерушим.
Весной 1993 года был одним из 8 членов Верховного Совета, заявивших о своем осуждении Руслана Хасбулатова за неучет им итогов референдума, свидетельствовавших о поддержке избирателями Президента Ельцина.
После роспуска парламента Президентом Ельциным прибыл на сессию Верховного Совета. 22 сентября подал в отставку с поста председателя парламентского Комитета, и отставка была принята. 24 сентября Указом Ельцина назначен первым заместителем министра безопасности. В связи с этим назначением, 27 сентября решением Съезда народных депутатов лишен депутатских полномочий.
В ноябре 1993 г. выдвигался в Санкт-Петербурге кандидатом в депутаты Государственной Думы по Западному округу N206, но снял свою кандидатуру.
После ликвидации МГБ и создания в декабре 1993 г. (ФСК) остался заместителем Николая Голушко. Через три месяца, 3 марта 1994 г., занял его место, после того как Голушко отказался воспрепятствовать выходу из Лефортово амнистированных лидеров октябрьского мятежа.
30 ноября 1994 - указом президента РФ включен в Группу руководства действиями по разоружению бандформирований в Чечне.
В декабре 1994 - январе 1995 г. из штаба в Моздоке непосредственно руководил деятельностью контрразведки в Чечне.
30 июня 1995 был уволен в связи с событиями в Буденновске (захват заложников чеченскими террористами Шамиля Басаева).
10 ноябре 1995 назначен в аппарат Правительства руководителем административного департамента. Курировал силовые структуры.
С 1996 - ответственный секретарь Госкомиссии по урегулированию кризиса в Чечне.
25 июля 1996 года Указом Президента РФ назначен членом Совета обороны РФ.
С 21 января 1997 г. - член рабочей группы по устранению разногласий, возникших в ходе разработки основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ.
22 февраля 1997 г. вошел в состав Федеральной комиссии при Правительстве РФ по обеспечению контроля за управлением и приватизацией объектов, предприятий и организаций оборонного комплекса
С марта 1997 года - член федеральной комиссии по проблемам Чечни.
2 июля 1997 Указом Президента РФ был назначен министром юстиции РФ.
21 июля 1997 был назначен членом Совета Безопасности РФ.
Указом Президента РФ от 16 июля 1997 был введен в состав Государственной комиссии по защите прав инвесотров на финансовом и фондовом рынках России.
1 августа 1997 включен в состав Научного Совета СБ РФ.
28 октября 1997 г. назначен координатором Комиссии при Президенте РФ по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации.
С октября 1997 года по июль 1998 года - председатель Комиссии при Президенте по противодействию политическому экстремизму.
6 марта 1998 г. вошел в состав Правительственной комиссии по реализации Концепции государственной национальной политики.
30 марта 1998 года Указом Президента РФ был назначен вр.и.о. министра внутренних дел РФ.
28 апреля 1998 года был назначен министром внутренних дел в реоганизованном Правительстве РФ.
С мая 1998 г. - член Государственной комиссии по военному строительству.
15 мая 1998 г. возглавил Правительственную комиссию по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
25 мая 1998 года включен в состав Совета по местному самоуправлению при Президенте РФ.
23 августа 1998 года Указом Президента РФ правительство Сергея Кириенко было отправлено в отставку.
11 сентября 1998 года Указом Президента РФ вновь назначен Министром внутренних дел РФ. Включен в состав Президиума Правительства РФ.
18 ноября 1998 Указом Президента РФ включен в новый состав членов Совета Безопасности РФ.
В начале декабря 1998 г. возглавил попечительский совет Международного фонда защиты от дискриминации.
27 апреля 1999 Указом Президента РФ назначен первым заместителем Председателя Правительства РФ, сохранив должность министра внутренних дел.
12 мая 1999 Указом Президента РФ назначен исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ вместо отправленного в отставку Е.Примакова. В тот же день президент Ельцин внес кандидатуру Степашина на утверждение в Государственную Думу РФ.
Доцент, генерал-полковник.
По утверждению Юрия Болдырева, Сергей Степашин и руководитель Контрольного управления Администрации Президента Алексей Ильюшенко (ставший руководителем КУ после Болдырева) закрыли в 1993-94 дело о коррупции в Западной группе войск в Германии.
Свои взгляды С.Степашин оценивает как умеренно-либеральные.
В одном из интервью в декабре 1992 года заявил, что вхождение России в НАТО не будет для специалистов неожиданностью. Уже сейчас идет обмен военными делегациями и совместное обучение офицеров. Считает, что Россия должна оказать помощь в формировании национальных армий в Средней Азии, Казахстане и других бывших советских республиках, ибо, в противном случае, они будут ориентироваться на другие соседние страны и, в конце концов, займут антироссийскую позицию.
В вопросе о г.Севастополе, как военно-морской базе России, выступает за его долгосрочную бесплатную аренду (при финансировании Россией и Черноморского флота, и самого Севастополя).
Полагает, что исторические и геополитические связи между Россией и Украиной приведут к тому, что "в недалекой перспективе Россия и Украина все равно будут вместе".
Будущую российскую армию видит как стратегическую силу ядерного сдарживания, в основе которой лежит высокоточная электронная и техническая система в сочетании с мобильными сухопутными войсками. Численность будущей армии, по мнению Степашина, будет составлять 1 % от всего населения.
Опыт, накопленный специалистами с Лубянки, считает очень ценным. Предложения по роспуску КГБ и созданию новых органов безопасности назвал "безответственными", поскольку, по его мнению, каждому демократическому государству необходимы надежные органы безопасности, работающие в цивилизованном режиме. Является сторонником интеллектуализации КГБ. Считает, что даже в годы так называемого "застоя" КГБ в СССР не было окончательно коррумпировано, так как существовал достаточно строгий отбор сотрудников.
Государственный советник юстиции РФ (6 октября 1997)
Владеет английским языком.
Увлечения - книги, занятие спортом, театр (хорошо знаком с известным актером Олегом Басилашвили).
Женат. Жена - банковский работник, сын Владимир (1976 г.р.).
Декларация имущества (1997):
Недвижимость - 492068,7 тыс. рублей;
Объекты недвижимости: зем. участок (1441 кв.м),
Недвижимость в пользовании: госдача (110 кв. м);
Декларированный годовой доход: 85282,5 тыс. рублей