Редакция "Панорамы" обращает внимание читателя, что текст был написан в октябре 1996 года
Ситуация, сложившаяся в стране после избрания Президентом РФ немолодого тяжело больного человека, побудила ведущих политиков (если не всех, то, по крайней мере, тех из них, кто олицетворяет собой "партию власти") начать каждого свою собственную предвыборную кампанию. Открывающиеся в связи с этим перспективы политического развития России уже приковывают к себе внимание аналитиков; например, целиком посвященный теме борьбы за президентское кресло октябрьский номер "НГ-сценариев" [1]. Вдумчивый анализ той политико-идеологической ниши, которую стремится занять в новой политической реальности мэр Москвы, а также фундированную оценку его шансов на успех дал недавно Андрей Фадин [2].
К сожалению, отмечая резко возросшую активность Юрия Лужкова в контактах с региональными лидерами и его ставшие регулярными поездки "в глубинку", наблюдатели оценивают их лишь в одном аспекте, а именно - мэр Москвы стремится "расставить" у власти в регионах "своих" людей, поддерживая их на региональных выборах морально и - через привлечение контролируемых им столичных финансовых ресурсов - материально. То есть делает то же самое, что и его соратники-соперники из "партии власти" (прежде всего Анатолий Чубайс и Виктор Черномырдин) - формирует себе клиентелу в провинции. Представляется, однако, что как масштаб, так и цели деятельности "хозяина столицы" при этом оцениваются в слишком узких рамках и потому не вполне точно.
Кстати, подчеркиваемый обычно аналитиками аспект региональной активности московского мэра - поддержка "своих" людей на выборах - может быть оценен как наименее удачный для Лужкова. Так, он активно поддержал псковского губернатора В.Туманова - выступая перед "административно-хозяйственной аудиторией" между первым и вторым турами, он даже не удостоил конкурента Туманова, депутата Госдумы от ЛДПР Михайлова, словесной критики, ограничившись мимикой лица [3]. Победил на выборах. как известно, "жириновец". Юрий Лужков посетил Архангельскую область, где присутствовал на закладке атомной подлодки "Юрий Долгорукий", и поддерживал действующего губернатора Ефремова - шансы которого на предстоящих в декабре выборах близки к нулю [4].
Более подробное рассмотрение визитов Лужкова в регионы дает основание предполагать, что решаемые им задачи и шире, и глубже, чем просто приобретение "своих людей" в местной власти.
Отметим прежде всего, что за короткий срок мэр Москвы не однажды посещал Кабардино-Балкарию.
5-8 июня в Нальчике состоялись Дни Москвы в Кабардино-Балкарии. Такие Дни Москва проводила впервые. Делегацию из 255 человек возглавлял Юрий Лужков. Дни были организованы с редкостной пышностью. 5 июня в нальчикском парке состоялось торжественное возложение венков к Вечному огню. Торжественное открытие Дней произошло вечером того же дня во Дворце культуры строителей. В программе были встречи участников делегации с работниками культуры сельских районов. Состоялись такие встречи с председателем Союза художников РФ В.Сидоровым, директором Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства В.Гуляевым, директором Третьяковской галереи Р.Родионовым, художниками С.Андрияко и В.Пензиным. Гости рассказывали о своей работе, творческих планах, знакомились с культурной жизнью КБР. Затем гостям давали концерт местные коллективы. Нальчик посетили преподаватели и руководители ряда московских вузов (В.Л.Матросов - ректор Московского государственного педагогического университета, А.А.Демиденко - проректор Московского государственного технического университета имени Баумана). Состоялась творческая встреча студентов Северо-Кавказского института искусств с председателем Союза композиторов, народным артистом РФ В.И.Казениным и народным артистом СССР И.Д.Кобзоном. На встрече присутствовали деятели музыкальной культуры КБР. Известные артисты, профессора Московской консерватории выступали в сельских районах КБР [5].
1 сентября 1996 года в республике отмечалось 75-летие ее государственности. За последние годы это было самое торжественное празднество в КБР. На церемонию празднования этой даты приехали премьер-министр В.С.Черномырдин, мэр г.Москвы Ю.Лужков, некоторые министры. Событие стало поводом для пространного изложения позиций руководства федерального центра и руководства КБР.
В октябре Юрий Лужков и Валерий Коков подписали Соглашение между КБР и Москвой о сотрудничестве. На торжественной церемонии Юрий Лужков изложил позицию по урегулированию чеченского конфликта [6].
Отметим, что с точки зрения экономического сотрудничества маленькая и бедная ресурсами КБР не представляет для Москвы особого интереса, а электоральный потенциал ее в масштабах РФ пренебрежимо мал. Тем не менее Юрий Лужков уделил республики редкое внимание. Причина скорее всего в том, что демонстративная дружба с КБР, которая, как подчеркивает ее президент В.М.Коков, не мыслит себя вне Российской Федерации, было весьма выгодно в ином смысле. Демонстративная дружба с Кабардино-Балкарией позволяет Юрию Лужкову скорректировать свой имидж в глазах народов Северного Кавказа, избавиться от образа врага и гонителя всех "кавказцев", созданного его регулярными расистскими заявлениями и практикой этнических чисток в Москве. А это означает нешуточный выигрыш как в общеполитическом, так и в чисто электоральном плане - на Кавказе живут миллионы избирателей.
Посещая регионы, Юрий Лужков обычно подписывает Договоры о сотрудничестве г.Москвы с данным субъектом Федерации. Однако рассмотрение самих этих документов (подписываемых в чрезвычайно торжественной обстановке) обнаруживает неожиданный аспект.
Так, упомянутый договор с КБР предусматривает открытие магазинов "Нальчик" в Москве и "Москва" в Нальчике, участие Москвы в строительстве базы отдыха в Приэльбрусье, а также "развитие деловых связей, научного и культурного обмена" и т.д.
13 августа в Саратов с официальным визитом прибыла представительная делегация правительства города Москвы, возглавляемая московским мэром Юрием Лужковым. Гости в течение дня побывали на ряде предприятий Саратова и Энгельса, а также совершили краткий выезд в Балаково; ими была осмотрена выставка промышленной продукции предприятий области, работающая в помещении цокольного этажа областной администрации. В Академическом театре оперы и балета прошла торжественная церемония подписания Договора об экономическом сотрудничестве между правительством города Москвы и администрацией Саратовской области. На церемонии присутствовали депутаты областной думы, представители местного руководства хозяйственных и банковских структур, СМИ и учреждений культуры, предприниматели. Юрий Лужков выступил перед саратовцами с краткой речью, в которой дал высокую оценку достигнутым договоренностям, назвав их выгодными для обеих сторон. Затем состоялась пресс-конференция, в ходе которой Лужков вновь подчеркнул, что заключенный в этот день Договор об экономическом сотрудничестве между московским правительством и саратовским областным руководством является взаимовыгодным и поможет обеим сторонам решить стоящие перед ними проблемы. Однако конкретные условия договора предусматривают лишь небольшие поставки саратовской сельскохозпродукции и закупку сотни троллейбусов [7].
В Пскове мэр столицы также выразил согласие на поставки сельхозпродукции в столицу (заявив даже, что готов лично встречать колонны с псковской продукцией у МКАД) и обещал пролоббировать соглашение о поставках в Москву микроавтобусов "Псковавто".
21 сентября в Рязани Лужков подписал соглашение о развитии экономического партнерства между Москвой и Рязанью с губернатором Меркуловым (в октябре ушедшим в отставку). Речь также шла о сельхозпродукции и о комплектующих для "ЗиЛа".
В Договоре с Архангельской областью сельхозпродукция не упоминалась. Речь шла о поставках сырья (леса и т.д.) и бумаги.
Перечень можно продолжить, но и из приведенного очевидного, что помпезность церемоний заключения договоров находится в разительном контрасте с текстами подписываемых документов. Мелочи это все - сто троллейбусов, комплектующие, сельхозпродукция. Значение этих документов скорее в том же, в чем и Договоров между центром и субъектами РФ - в замене, по как всегда емкой формулировке Владимира Гельмана, "неформальных контрактов" "жалованными грамотами" [8]. В договорах оформляется, институализируется связь между столицей и провинциями, мэром Москвы и региональными элитами. А это несравненно более существенный, нежели просто поддержка "своих людей", процесс.
Наконец, обратим внимание на публичные выступления Юрия Лужкова в ходе поездок.
В Саратове Лужков подчеркнул, что именно в прямом сотрудничестве реализуется свобода субъектов Федерации, которые могут и должны действовать сами, не обращаясь к государству за помощью и не спрашивая его разрешения на каждый шаг.
20-21 сентября в Рязани на заседании Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ "Центральная Россия", собравшем руководителей 11 центральных российских областей и Москвы Юрий Лужков сделал ряд негативных высказываний в адрес способов формирования федерального бюджета и призвал к новым способам его формирования. На заседании обсуждалась идея "замыкания" сбора всех налогов на субъекты Федерации, которые раз в месяц будут переводить определенную сумму в федеральный бюджет. Это приведет к совершенно новым отношениям Центра и субъектов. Решено разработать такой закон и попытаться провести через Совет Федерации. Кроме этого, Лужков заявил, что, по его мнению, надо заморозить долги и снизить цены на топливо. Только это поможет улучшить ситуацию [9].
В Пскове Ю.М.Лужков, как всегда, критично высказался о "ваучерной приватизации" и ее духовном вдохновителе.
Неоднократно Юрий Лужков обрушивался с критикой РАО "ЕЭС России", обвиняя его в монопольном взвинчивании цен на электроэнергию, разоряющем всякое производство.
Наконец, Юрий Лужков стал одним из организаторов совещания субъектов РФ - доноров федерального бюджета. Как известно, соотношение доноров и реципиентов (пребывающих в депрессивном состоянии) среди регионов России меняется в прежнем направлении - число первых в 1997 году сократится, вторых - увеличится. Это и стало поводом для проведения совещания регионов-доноров. Согласно проекту бюджета на следующий год, из федерального фонда поддержки субъектов Федерации помощь будет оказана уже не 75-ти, а 79-ти регионам. В ранге доноров будут находиться всего 10 субъектов (в 1996 г. - 14): город Москва, Башкортостан, Татарстан, Красноярский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Липецкая, Нижегородская, Самарская и Свердловская области.
Об усилении бюджетной нагрузки на эти регионы говорят следующие данные:
- в 1995 г. совокупная доля финансовой помощи из бюджета составляла в среднем 10 процентов доходов, поступающих в бюджеты субъектов РФ, а за четыре месяца 1996 г. - 12 процентов;
- по некоторым субъектам этот показатель составил 70-80 процентов;
- только 12 субъектов Федерации в 1995 году не получали выравнивающих трансфертов.
Идеи самофинансирования регионов, максимизации использования собственного налогового потенциала, стимулирования регионов-доноров и проч. на сегодня остаются в плоскости пожеланий, выраженных участниками упомянутого совещания [10]. Однако с изложением этих пожеланий именно Юрий Лужков выступил в Совете Федерации.
Таким образом, в ходе (или в результате) региональных контактов Юрий Лужков аккумулирует позиции региональных лидеров, поддерживает их и становится их выразителем. Тем самым он делает заявку на занятие новой идеолого-политической ниши российской политики - ниши лидера региональных лидеров, "первого среди равных". Отметим, что и ранее делались заявки на эту позицию, в частности, Минтимером Шаймиевым, Борисом Немцовым, Владимиром Шумейко, Егором Строевым, однако по разным причинам (национальность Шаймиева и специфичность статуса Татарстана, особенности политической биографии Шумейко, недостаточность экономических - и прежде всего финансовых - ресурсов Нижегородской и Орловской областей для фундирования политических позиций своих лидеров) не слишком успешные. Юрий Лужков, опирающийся на мощнейшие в стране ресурсы, идеологически приемлемый и для ДВР, и для КПРФ, обладает достаточными возможностями прочно и всерьез занять эту нишу.
Представляется, что в этом случае политические позиции мэра Москвы необходимо будет оценивать еще и с учетом институционального значения Совета Федерации. Кроме того, прошедшая президентская кампания показала, что для того, чтобы дать кандидату реальные шансы на успех, его кампания должна быть региональной. В случае же продолжения Юрием Лужковым уже начатого им дела вряд кто-то окажется способен конкурировать с мэром Москвы в этом отношении.
Александр ФИЛИППОВ
Источники
1. НГ-сценарии. - М., 1996 - N10 - октябрь.
2. Андрей Фадин. Может ли московский мэр победить в президентской гонке? // Независимая газета - 1996 - 24 октября.
3. В.Вагин, В.Охота. Псковская область в октябре 1996 года // Политический мониторинг - М.: ИГПИ, 1996 - N10.
4. И.Мосеев. Архангельская область в сентябре 1996 года // Политический мониторинг - М.: ИГПИ, 1996 - N9.
5. С.Аккиева. Кабардино-Балкарская Республика в июне 1996 года// Политический мониторинг - М.: ИГПИ, 1996 - N6.
6. С.Аккиева. Кабардино-Балкарская Республика в сентябре 1996 года // Политический мониторинг - М.: ИГПИ, 1996 - N9.
7. Д.Фаритов. Саратовская область в августе 1996 года. // Политический мониторинг - М.: ИГПИ, 1996 - N8.
8. В.Я.Гельман. Становление региональных политических режимов в России. // Свободная мысль - М., 1996 - N9
9. С.Владимиров. Рязанская область в сентябре 1996 года // Политический мониторинг - М.: ИГПИ, 1996 - N9.
10. А.Иванов. Республика Татарстан в октябре 1996 года // Политический мониторинг - М.: ИГПИ, 1996 - N10.